Картины Айвазовского в Бресте
Мало кто знает, что картины Айвазовского в Бресте уже более 20 лет, и представлены в музее «Спасенные ценности» тремя работами. Две картины запечатлены на фото, третья после реставрации будет доступна для посетителей одновременно по завершению капитального ремонта здания, который частично уже начался в музее.
Три картины одновременно были изъяты сотрудниками таможни и переданы в музей, где спокойно соседствуют на радость посетителям с другими шедеврами искусства.
Справка
Иван Константинович Айвазовский (17 (29) июля 1817 года — 2 мая 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист,баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.
Работы Айвазовского в современном мире
В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн.Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за 32 тыс. и 49 тыс.) и два больших полотна (за 421 тыс. и 337 тыс.)
Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин»
Интересные факты
В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что является рекордом для картин Айвазовского.
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.
22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу»[27]. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.
Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.
Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)
Отец Айвазовского,Геворг Айвазян, сменил имя сына Ованес Айвазян на Айвен Гайвазовский, когда семья переехала в Польшу. Когда сам Айвазовкий приехал в Москву, он сменил себе имя на русский манер.
Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки
Согласно некоторым публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный апостиль документ в архиве Айвазовского.
Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)
Картины, представленные в музее «Спасенные ценности» конца 19 века, одна из них (ночной пейзаж) 1896 года, размером полотна 27 на 42 см, а вторая не датирована, размером 23 на 16,5 см.
Что касается третьей картины, то она уже отреставрирована, но работники музея не хотят выставлять её сейчас, а планировали показать её посетителям музея одновременно по завершению капитального ремонта здания, который частично уже начался в музее ...





