Исполнительница главной роли фильма «Классная» Ирина Мороз поделилась, как проходили съемки киноленты
Осенью состоялась премьера фильма «Классная». Работа над ним для киностудии «Беларусьфильм» во многом прошла по-новому. У руля молодой талантливый режиссер, кураторство со стороны двух министерств, продвижение в том числе с использованием социальных сетей. Главную роль, молодого учителя, распределенного в сельскую местность, сыграла уроженка города Барановичи Ирина МОРОЗ. Ирина нашла время рассказать корреспонденту «Зари» о работе над этой лентой, пути в профессию и планах.
– Ирина, фильм «Классная» вызвал ажиотаж еще до выхода на экраны. С момента премьеры прошло практически два месяца, а интерес к нему не спадает. Не было ощущения, что в одночасье вы проснулись знаменитой?
– Нет, я не проснулась знаменитой. В социальных сетях у меня увеличилось количество подписчиков, но такого, чтобы узнавали на улице и просили сфотографироваться, не было. Это и к лучшему. Так я, занимаясь любимым делом, могу спокойно ходить по городу.
– Сколько речь идет о фильме «Классная», столько мы говорим о том, что лента должна привлечь внимание молодежи к профессии педагога. При этом в самом начале вашу героиню – одну из лучших выпускниц вуза – распределяют в сельскую местность.
– Мы хотели показать, что не имеет значения, где придется проходить распределение. Везде созданы комфортные условия для молодого учителя, в городе или в агрогородке – в большой или малом населенном пункте можно быть успешным и полезным. Именно это первое место работы, где молодого человека тепло принимают, берут шефство над ним, может стать любимым и никогда не отпустить.
«Классная» – это молодежная премьера. Эта картина для молодежи, созданная молодежной творческой группой. Наш фильм о том, что близко каждому. Мы пытаемся вернуть любовь к профессии педагога, показать, насколько важна работа учителя. Только сыграв эту роль, я по-настоящему поняла, какая огромная ответственность лежит на учителях. Согласитесь, когда мы учимся, об этом не задумываемся. Есть учителя, спасибо им за знания, и всё – пошли дальше. Кто-то помнит, звонит, навещает, но во многих случаях люди даже мысли не допускают, что своими успехами обязаны в том числе школьным учителям.
– Давайте продолжим разговор об этой картине. Вам близка героиня, которую вы сыграли?
– Я и Татьяна Витальевна похожи. Она такая же упрямая, целеустремленная, любит свою работу и детей. Мы обе ранимые, заботливые и добрые. Но моя героиня прислушивается к чужому мнению, а я пока не набью собственные шишки никого слушать не буду, сделаю так, как считаю нужным.
– Как проходили съемки?
– Фильм «Классная» снимался 34 смены – с февраля по май 2025 года. На съемочной площадке царила очень дружелюбная атмосфера. Со своими одиннадцатиклассниками я познакомилась еще до начала съемок, чтобы нам было комфортнее работать. Мне очень понравилось работать с режиссером Кириллом Халецким, потому что он давал возможность привносить что-то свое в фильм, приветствовал импровизацию. Например, сцена с танцем – это импровизация. По сценарию мы должны были танцевать полторы минуты. Когда отсняли, режиссер сказал, что всё хорошо, но на всякий случай сделаем еще дубль. Только в этот раз музыка играла дольше, но для нас, актеров, это было неожиданностью. Мы собрались и продолжили танцевать. А на третий раз музыка играла до конца. И все наши улыбки, взгляды, жесты, смех вошли в фильм. Мы показали живые эмоции, искренность, мы перестали быть персонажами. Знаю, что эта сцена вызывает у зрителей тепло и трепет. В «Классной» много сцен, в которых есть импровизация.
Уже, наверное, ни для кого ни секрет, что в этом фильме снялась и моя дочь. Она сыграла младшую сестру Татьяны Витальевны. Изначально в сценарии не было такой линии. Когда я вместе с дочерью пришла на киностудию за сценарием, Кирилл предложил прописать роль для нее. Мне кажется, линия с младшей сестрой привнесла спокойствие в конфликтные сцены с мамой. Улыбки ребенка вызывают умиление и восторг. Я бы не хотела, чтобы моя дочь в будущем выбрала тот же профессиональный путь, что и я, но, если она примет такое решение, то, конечно, я ее поддержу.
– Как попали в этот фильм вы?
– Кастинг-директор пригласил меня на кастинг, и я его успешно прошла. Честно, ни на что не надеялась. Кирилл Халецкий сразу видит, чувствует, кто должен сыграть ту или иную роль. Но Министерству культуры и Министерству образования, которые курировали фильм, нужно было доказать, что именно я должна сыграть роль Татьяны Витальевны. Рада, что у нас всё получилось, и в моей фильмографии есть такой замечательный проект.
– Ранее вы уже снимались в других фильмах. Кроме того, задействованы во многих спектаклях театра-студии киноактера киностудии «Беларусьфильм». Какой проект вам особенно дорог?
– Когда училась на четвертом курсе, начала работать в театре-студии киноактера. Мой дебют в кино был в картине «Лист ожидания» Александра Васильевича Ефремова. Была задействована в российских проектах «Купидон», «Культурный марафон», в эпизоде «Олеся» в сериале «Про людей и про войну». Мне нравятся абсолютно все работы, в которых я сыграла, потому что все картины разноплановые, разножанровые.
Конечно, мне дорога роль классной, ведь этот фильм на актуальную тему, потому что мы с героиней похожи, потому что это моя главная роль. В «Культурном марафоне», наоборот, сыграла стерву – полную противоположность себе. Доказала самой себе, что могу играть не только положительных, но и отрицательных героев. Считаю, что в фильмографии любого артиста должна быть такая работа, как «Про людей и про войну». Да, это была тяжелая роль, но такое погружение в тему Великой Отечественной войны позволяет прочувствовать, что пережил наш народ, приходит полное осознание ценности мирного неба.
– Ирина, расскажите, почему вы связали профессиональную деятельность с кинематографом и театральным искусством?
– В тринадцать лет я записалась в образцовую театральную студию «Параллель», которая работает во Дворце детского творчества в Барановичах. Это было хобби, а поступить я хотела в Минский государственный лингвистический университет (тогда он еще так назывался) или в Академию МВД, видела себя судэкспертом. Но отчим дал мне совет: выбирать ту профессию, в которой я действительно смогу стать хорошим специалистом. Всё взвесив, я поняла, что лучше всего смогу проявить себя в творчестве, и решила стать студенткой Белорусского государственного университета культуры и искусств. Я окончила факультет художественной культуры (мастерская Елены Николаевны Акуленок и Валерия Евгеньевича Кащеева). По образованию я не актриса – режиссер и педагог.
На подготовку к поступлению у меня было совсем мало времени. Помогали педагоги из образцовой театральной студии «Параллель». К слову, я до сих пор при необходимости обращаюсь к ним за советом, причем не только в профессиональных вопросах, но и личных. Вступительная кампания включала два централизованных тестирования и творческий конкурс в три этапа – представить стихотворение, басню, песню, танец и этюд; режиссерскую экспликацию (разбор пьесы); коллоквиум.
– Почти десять лет вы живете в Минске. По родным местам скучаете?
– Я привыкла к Минску. Мне комфортно в столице, здесь растет моя дочь. Большой тоски по малой родине нет. Но, конечно, места, в которых прошло детство, напитывают энергией и придают силы.
– Поделитесь, пожалуйста, планами?
– Продолжать работать и растить дочь. Я открыта к новым предложениям. Поставила цель сняться в роли спортсменки. Наверное, потому что в детстве много времени посвятила спорту – занималась плаванием, волейболом и легкой атлетикой. В спорте себя не видела, так как понимала, что это травмоопасный вид деятельности.
Беседовала Юлия ВОВК
Фото из архива Ирины МОРОЗ





