Былой флагман белорусского судостроения стремится вернуть свои лидерские позиции

В минувший четверг на эллинг Пинского судостроительно-судоремонтного завода поднят спущенный здесь же на воду более восьми лет назад первый в Беларуси круизный лайнер «Белая Русь». Специалисты предприятия приступают к текущему ремонту теплохода. С нынешнего года речной транспорт страны на восстановление сюда стал поступать регулярно, а финансовая ситуация находящегося в процедуре санации завода пошла в гору.
Старейший и единственный
ОАО «Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод» – одно из старейших и единственное в Беларуси предприятие, осуществляющее полный цикл судостроения и судоремонта.
Пароходостроительный завод в столице Полесья основан в 1885 году. Во время Первой мировой войны он был практически разрушен, а его имущество конфисковано кайзеровскими войсками. С 1920-го, когда Пинск отошел к Польше, и до присоединения Западной Беларуси к БССР на месте предприятия функционировали ремонтные мастерские, на базе которых в 1939 году создали судостроительное предприятие. По окончании Великой Отечественной войны в сложнейших условиях проходило очередное восстановление завода. К концу 1951 года здесь уже работало более 500 человек, а выпуск продукции достиг довоенного уровня. В 1950-е здесь строили самоходные грузовые теплоходы, буксирные и грузовые суда, потом еще и служебные разъездные теплоходы, буксиры-толкачи.
Золотое время пароходостроения пришлось на 1980-е годы, когда численность коллектива перешагнула за тысячу, создавали тогда до 15 буксиров в год. Весь флот буксиров региона размещался в акватории Пинского судостроительного завода – примерно 70 единиц, их капитаны состояли в штате предприятия. В 2007-м коллектив впервые в своей истории освоил выпуск пассажирских судов. Начиная с послевоенных лет и до наших дней пинские корабелы создали более тысячи судов различного назначения, некоторые из них до сих пор работают в речной отрасли на просторах от Бреста до Сахалина.
В 2017 году со стапелей Пинского судостроительно-судоремонтного завода сошел первый в Беларуси круизный теплоход «Белая Русь». Увы, об экономическом благополучии предприятия уже тогда говорить не приходилось – пассажирский лайнер стал последним, построенным здесь практически с нуля.
Дефицит кадров
– В 2018 году завод вступил в процедуру санации, – рассказывает антикризисный управляющий Виктор Пилецкий, третий уже за прошедшее время, который данный пост занимает на протяжении почти двух лет. – У предприятия не было заказов, не было помощи и поддержки, и многие квалифицированные работники стали уходить – судосборщики, сварщики, которые на эллинге занимались ремонтом судов. Это была одна из проблем, с которой пришлось столкнуться – специалистов таких профессий у нас не готовит ни одно учебное заведение: судосборщик должен уметь и чертежи читать, и знать, под каким углом гнуть металл. Понятно, должна быть достаточно высокая квалификация. Привлечь людей, по сути, было нечем. Словом, потенциал таких кадров был растерян. Завод работал с убытком, предыдущие управляющие долги еще больше нарастили.
Складывалась парадоксальная ситуация: 90 процентов речного флота страны нуждается в ремонте, а профильное предприятие остается не у дел. Загвоздка заключалась в том, что порты, к которым были приписаны суда, просто не имели денег на их восстановление. Новое антикризисное руководство завода прежде всего стало искать заказы. Случалось, ремонтировали в долг, долги зависали, и даже у одного из портов в счет погашения долга за выполненные работы судебные исполнители изъяли баржу. Она теперь находится на балансе завода и после ремонта будет пущена им в хозоборот для зарабатывания денег на грузоперевозках.
Работа пошла
В корне ситуация изменилась с нынешнего года. Сняться с мели помог Глава государства своим распоряжением о перераспределении денежных средств: если раньше из инвестиционного фонда Министерства транспорта и коммуникаций деньги выделялись на модернизацию, то теперь стали направляться непосредственно на ремонт флота Белорусского речного пароходства, в состав которого входят семь портов.
Работа пошла – даже при катастрофической нехватке людей. Чтобы удержать оставшихся специалистов – а судосборщики, сварщики в принципе на вес золота, им подняли заработную плату. Чтобы привлечь и научить молодежь, Виктор Пилецкий наладил контакты с руководством Пинского колледжа строителей. Учащиеся – будущие сварщики и маляры – уже побывали здесь на практике. Самых способных ребят в следующем году завод ждет в качестве молодых специалистов, желающих осваивать тонкости судостроения.
После перераспределения денежных средств от Белорусского пароходства в Пинск на постоянной основе идут и баржи, и теплоходы, отработавшие свой технический ресурс. Сегодня в ремонте – собственная баржа, полученная в счет дебиторской задолженности, баржа порта «Брест», а также теплоход «Пинск» – летняя визитка города над Пиной. Более 40 лет пассажирское судно бороздит речные просторы, нынешний капитальный ремонт для него – первый. Уже сделано днище, после реставрации палубы, которая требует серьезного вмешательства, теплоход пойдет на модернизацию. Оба капитана – Сергей Кузнецов и Василий Гацевич – заняты подготовкой палубы к ремонту. А пока в летний сезон полюбившийся пинчанам и гостям города речной корабль заменяет чуть менее вместительный «коллега» судостроительного завода.
Чувствовать себя увереннее на пути укрепления экономики предприятия пинским корабелам помогли и договоры с Министерством обороны. На дизельном участке здесь стали ремонтировать двигатели не только для речного флота, но и для сухопутной военной техники, которые, по сути, идентичны. В качестве выполненных работ пинчане составили достойную конкуренцию профильному заводу под Борисовом. Партнерские отношения продолжаются и крепнут.
Помимо этого, заводчане плотно сотрудничают с «Брестоблдорстроем» – ремонтируют зимние и летние понтонные переправы.

Из долгов – в прибыль
Процедура санации Пинского судостроительно-судоремонтного завода должна закончиться в мае следующего года. Текущую задолженность руководство планирует к этому времени погасить. Потребуется еще определенный срок, предусмотренный законодательством, для расчета с кредиторами – по крайней мере, такая практика есть на других предприятиях.
Сегодня ОАО работает с прибылью. За девять месяцев текущего года она составила без малого 370 тысяч рублей. Против почти 240 тысяч рублей убытка в соответствующем периоде прошлого года, когда приходилось перебиваться разовыми, даже непрофильными заказами. Что называется – почувствуйте разницу.
Одна из перспектив завода – возрождение судостроения. Есть даже потенциальный партнер, готовый поделиться компетенциями. В феврале текущего года делегация из Нижегородской области России посетила Брестчину и, в частности, Пинск с целью изучения перспектив реализации совместного проекта по использованию мощностей Пинского судостроительно-судоремонтного завода и изучения вариантов производственной кооперации. Визитная карточка российского региона – судостроение: в области работают 18 судостроительных и судоремонтных предприятий, включая конструкторские бюро мирового уровня. Ознакомившись с мощностями Пинского судостроительного завода, главный конструктор ООО «Судостроительная верфь «РосПромРесурс» Александр Сидоров отметил: «Здесь мы видим перспективы взаимодействия в плане проектирования модернизации судов и нового судостроения. Также прорабатываются вопросы изготовления малых пассажирских судов».
– Всё это делать мы можем. Однако, если заниматься строительством судов, надо иметь реального заказчика. Просто строить и потом думать, кому продать, – это неправильно, – высказывает свою точку зрения Виктор Пилецкий. – Нижегородцы готовы с нами работать: продать нам проект на тримараны – своего рода речные прогулочные трамвайчики, сотрудничать с нами в их производстве. Но прежде всего вопрос касается денежных средств: приобретение документации необходимо согласовать с кредиторами завода, которым долги пока еще не выплачены. Кредиторам нужно будет показать, для кого мы их делаем, когда продадим и какую получим выручку. Чтобы вывести предприятие из процедуры санации, свои заработанные деньги мы в первую очередь направляем на погашение долгов.
Да и с рабочим персоналом проблема сиюминутно решена быть не может. Сегодня предприятие остро нуждается в судосборщиках и даже малярах. Тех, кто обращается, опытные мастера обучают на месте. Работа сама по себе интересная, и зарплата стала привлекательнее, однако условия оставляют желать лучшего – ведь выполнять все манипуляции на эллинге, который называют сердцем завода, приходится под открытым небом: зимой – в мороз, летом – на раскаленной солнцем палубе и в горячих трюмах.
Светлое завтра
Понятно, что модернизация производственной базы требует вложения средств. Основное технологическое оборудование, хоть в основном и родом из СССР, свои функции выполняет исправно. А вот, к примеру, крытый эллинг не только улучшил бы условия труда специалистов, но также позволил бы на сварочных работах использовать программируемых роботов. По крайней мере, таким видит Виктор Пилецкий завтрашний день завода. Пока же здесь исключительно ручной труд.
Вдохнуть в 140-летнее производство новую жизнь намерено и руководство области – власти планируют на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе наладить создание небольших судов для рек, чтобы получить возможности для развития водного туризма в Беларуси, поскольку, считает председатель Брестского облисполкома Петр Пархомчик, имеющийся туристический потенциал в стране используется не в полной мере. По его мнению, это еще одна возможность увеличить наш экспортный потенциал, еще один резерв для пополнения местной казны. Поиск инвесторов ведется среди российских и китайских компаний. В частности, специалисты Нижегородской области начать собираются с туристических судов, но не исключено, что впоследствии возьмутся и за грузовые. Кроме того, нижегородцы готовы помочь Пинску в развитии береговой инфраструктуры. Уже есть и предварительные проекты.
Ирина ОРЛОВА, фото автора





