"Работать в своем ритме". Брестские таможенники о ковиде, водителях и интуиции в борьбе с контрабандой
В Беларуси Брестская таможня является одной из крупнейших, 20 ноября отмечается день ее образования. В историю вписано уже 86 лет.
Но в нынешнем году к ней, без преувеличения, было приковано повышенное внимание. До недавних пор на участке Брестской таможни функционировали единственные на границе с Польшей пункты пропуска. Однако и они две недели в сентябре не действовали из-за закрытия своих соседней страной. Весной брестские таможенники пресекли ввоз крупнейшей в истории Беларуси партии взрывчатки. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с участниками тех событий и узнала, в каком ритме живет граница в 2025 году.
Денис Гронский служит в таможне с 2018 года. За это время ситуация на границе менялась кардинально. В 2020 году транспортные потоки замедлились из-за пандемии коронавируса. Позже на обстановке сказались введение Западом санкций и неритмичная работа польской стороны, перед пунктами пропуска образовались очереди.
"Изменилось очень многое. В том числе какие-то трудности в нашей работе проявляются, но всегда максимально стараемся с уважением и пониманием относиться к водителям и субъектам хозяйствования. Каких-то необоснованных задержек с нашей стороны нет, все быстро оформляем. Да, с сопредельной стороной трудно находить общий язык в плане ритмичности запуска", - заметил главный инспектор таможенного поста "Козловичи" Денис Гронский. Он вспомнил как во времена ковида темп работы польских коллег был очень медленным, при этом у водителей-международников они требовали ПЦР-тесты, которым не менее 24 часов. Получить их было проблематично, и к моменту заезда на польскую территорию они уже могли не иметь значения.

"Во время недавнего закрытия Польшей границы мы продолжали работать, выполняли свои обязанности. В пункте пропуска оставались еще грузы, которые необходимо было досматривать, вести административный процесс, - пояснил Денис Гронский. - Ситуация для всех была напряженной, в том числе и для нас. Водители переживали о своем заработке, субъекты хозяйствования - о поставках, исполнении договоренностей по контрактам. Были те, кто не успел выехать из Беларуси (польские перевозчики, допустим), были и белорусы, которые застряли по ту сторону границы в Польше".
"Козловичи" являются одним из крупнейших грузовых терминалов в Беларуси. Наверное, впервые в истории там царила оглушающая тишина, когда в сентябре Польша закрыла свои пункты пропуска. "Даже в ковид, в новогодние праздники был слышен рев моторов. А во время закрытия границы очень тихо было на посту", - признался главный инспектор таможенного поста "Козловичи".
Ночью 17 ноября Польша открыла еще два своих пункта пропуска, с белорусской стороны с ними сопредельные "Брузги" и "Берестовица". Хоть транспортные грузовые потоки перераспределились, на участке Брестской таможни очередь из фур сохраняется. "Будем надеяться, что станет полегче. Но больших надежд не питаем, потому что "Берестовица" не такая большая, как "Козловичи", пропускная способность там меньше. Мы же продолжаем работать в своем ритме. При необходимости руководство Брестской таможни готово усилить смены", - подчеркнул Денис Гронский.
По его словам, в юности он и представить не мог себя в форме таможенника. "Раньше я о таком даже не задумывался. Мое мировоззрение изменилось после армии, возможно, благодаря заместителю командира роты по воспитательной работе. Он меня натолкнул, что надо служить Отечеству. Как-то в одной компании оказался с таможенником, он мне порекомендовал попробовать себя в этой профессии. Не прогадал, что выбрал ее. Получаю удовольствие, всегда стараюсь на благо своей Родины. Были и громкие выявления на моем счету. В 2020 году пресекли ввоз крупной партии наркотиков - метамфетамина и альфа-PVP. На черном рынке ее оценили в 1,8 млн евро", - заметил молодой человек.
К слову, с начала нынешнего года по материалам Брестской таможни возбуждено 106 уголовных дел. Пресечено более 140 попыток ввоза наркотиков и психотропов, из незаконного оборота изъято свыше 365 кг запрещенных веществ.
В апреле белорусов повергла в шок новость с границы: брестские таможенники пресекли ввоз крупнейшей в истории страны партии взрывчатки. Ею был начинен автомобиль Mercedes 41-летнего водителя. Он пытался провезти и доставить в Россию 580 кг особо мощного взрывчатого вещества.
Оформляться мужчина подошел к 23-летней Дарье Савич. В таможне к тому моменту она работала менее двух лет. "Выявления у меня были и до этого случая, но незначительные - запрещенные или ограниченные к перемещению товары. Был какой-то подвох у той машины. Я почувствовала: там что-то будет. Водитель подошел ко мне оформлять транзит. После подачи документов, длительного общения было понятно, что что-то нечисто. Манера поведения водителя, документы оформлены не так... Я приняла решение сделать более углубленный досмотр машины", - вспомнила девушка.
Иномарка поехала в бокс на углубленный досмотр. Сканограмма показала наличие вложений. Пол и стенки автомобиля демонтировали - ниши оказались заполнены толстым слоем вещества. "Сразу у меня был шок: что это? Очень долго не верила, что взрывчатка. Потом пришло осознание, каких масштабов был груз и что могло из-за него произойти. Честно, долго не могла прийти в себя. Мы с коллегами рады, что это не доехало до пункта назначения", - Дарья Савич и сейчас о событиях того дня говорит эмоционально. Она награждена медалью "За отличие в охране государственной границы" за особые заслуги по охране госграницы, высокий профессионализм, смелость и решительность, проявленные в борьбе с контрабандой.
А школьницей ее манили подиум и красивые фотографии. "В десятом классе я была финалисткой конкурса "Прыгажуня Палесся". Школу окончила с золотой медалью, с баллом 9,9. Посчитала, что могу попробовать что-то более серьезное, поэтому поступила на механико-математический факультет БГУ. Было достаточно интересно учиться, но очень сложно. К окончанию университета я видела себя в форме - пошла в таможню", - подчеркнула девушка.
С ноября она начала работать в должности старшего инспектора сектора по вопросам осуществления пограничного контроля. "Работа в таможне очень интересная: узнаешь много нового, развиваешься. Я рада, что оказалась именно здесь", - заверила Дарья Савич.
В нынешнем году есть особенности, касающиеся посттаможенного контроля. Например, декларантам направили на 44% больше информационных писем со сведениями о признаках нарушений таможенного законодательства. На 35% возросло число проведенных проверок. Тут главный принцип: не наказать, а не допустить нарушения.
"Случаи не единичные, когда декларантами ввозятся товары и заявляется заниженная стоимость. Мы анализируем данные с помощью наших информационных систем. Если сведения не находят подтверждения, принимается решение о необходимости внесения изменений о таможенной стоимости. Нарушения могут быть в части классификации товаров", - отметил начальник отдела таможенной стоимости и посттаможенного контроля Брестской таможни Андрей Зылевич.
Например, в 2024 году минская фирма везла из ЕС игры PlayStation в ассортименте на различных типах носителей. Во время декларирования классификацию товаров указали неверно, из-за чего серьезно уменьшилась сумма таможенных платежей. Нарушение вскрыла посттаможенная проверка.
Андрей Зылевич служит в Брестской таможне уже больше десяти лет, прошел путь от инспектора до начальника отдела. "Придерживаюсь принципов, что все должно быть справедливо, честно и объективно. У нашего отдела два ключевых направления - проведение таможенного контроля после выпуска и по линии контроля таможенной стоимости. Это не только работа с бумагами (проверка документов и сведений), осуществляем и выезды. Такая работа требует скрупулезности и бывает довольно насыщенной", - подчеркнул мужчина. Плоды его труда приносят стране ощутимый экономический результат. Так, благодаря посттаможенному контролю в январе - октябре этого года было доначислено более Br1 млн таможенных платежей.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА, фото Брестской таможни
- Источник: БЕЛТА





