«Аллея памяти» под Брестом: персональная экскурсия по музею под открытым небом
На входе в гостиничный комплекс «Лагуна Янтарная» меня встречает работник комплекса Дмитрий Симонов, через минуту подходит Наталия Ильницкая. Мне предстоит персональная экскурсия по музею «Аллея памяти».
Представлять Наталию Ильницкую нашему читателю нет необходимости. Успешный предприниматель, генеральный директор ООО «Лагуна», под брендом которого функционируют рынок в Бресте, гостиничный комплекс в поселке Мухавец Брестского района и даже собственный телевизионный канал «Лагуна ТВ». Но генеральный директор известна не только как успешный предприниматель, но и как общественный деятель, осуществляющий бесчисленное количество благотворительных проектов.
С Наталией Емельяновной мы знакомы пятнадцать лет. Необходимость заставила позвонить и обратиться за поддержкой к незнакомому мне тогда человеку. Вскоре после звонка районка, которую я тогда возглавлял, получила необходимую помощь. При ближайшей возможности мы познакомились с Наталией Ильницкой воочию.
Не заметить инициативную Наталию Емельяновну на общественном поле Брестчины невозможно. Общественные объединения «Белая Русь», «Белорусский союз женщин», областное отделение Международного общественного фонда имени полководца Г.К. Жукова, областное отделение Белорусского Союза ветеранов войны в Афганистане, фонд Алексея Талая. Пикеты, различные благотворительные проекты – везде видны ее поддержка и инициатива.
Но самым ярким проектом Наталии Ильницкой стала именно Аллея памяти, в которой собраны памятники бойцам Красной армии, приговоренные к уничтожению на территории Польши. Находится Аллея в поселке Мухавец, между гостиничным комплексом и возводящимся православным храмом.
«Наш музей спасенных памятников, музей под открытым небом работает с 2020 года, но экскурсии проводились и ранее, до обретения статуса музея, с того момента, когда стали поступать первые фрагменты памятников.
Наш музей посетили более 10 тысяч человек из 50 стран мира. Постоянно приходят и приезжают разные люди. Здесь находится 35 экспонатов, основная часть экспозиции – это памятники, которые Наталия Емельяновна вывезла из Польши. В процессе декоммунизации они были демонтированы», – начинает разговор Дмитрий Симонов.
Многие из представленных памятников были установлены на народные деньги, собранные в разных городах и воеводствах Польши. Время создания – с конца сороковых до середины восьмидесятых прошлого века. В 2016 году был принят закон о декоммунизации, который вступил в действие в 2017-м. С того момента началось массовое уничтожение памятников советской эпохи в соседней стране. Под действие закона попали памятники советским солдатам, погибшим при освобождении Польши, а таковых, напомню, полегло 600 тысяч.
Возле каждого экспоната – фотографии. На них запечатлен либо сам момент сноса памятника, либо его состояние на момент прибытия к нам.
«Памятник из деревни Кодень, в 50 километрах от Бреста. Для нас он глубоко символичен, поскольку Кодень освобождали те же части, что и Брест. Памятник из Тересполя. Демонтирован в 2023-м, два года назад. Тересполь стоял до последнего, но в конке концов и он не выдержал», – продолжает грустный рассказ Дмитрий Александрович.
Следующий объект несколько выбивается из стандартной истории разрушения. Это памятник из города Гжовице Опольского воеводства. Демонтирован весной 2022 года. Фотография рядом с ним представляет скриншот с видео польского государственного телевидения. На фото запечатлен… Кароль Навроцкий, в то время директор Института национальной памяти, ныне избранный президент Республики Польша, лично принимавший участие в уничтожении памяти. За его спиной ломают звезду на памятнике. Ту, что сейчас находится в музее «Аллея памяти».
У каждого экспоната – своя трагическая история: демонтаж в Польше, бюрократическая волокита и, наконец, – возрождение на белорусской земле.
«Сама идея сохранения нашей общей памяти пришла спонтанно, – вступает в разговор Наталия Емельяновна. – По телевизору увидела репортаж о сносе памятника советским солдатам в Польше и решила попробовать помешать уничтожению. Поначалу особо никто не верил в успешность идеи. Мы начали стучаться в Министерство культуры, МИД, облисполком, райисполком. Хоть и не верили, но оказывали необходимую поддержку. Мы обратились в различные польские инстанции, в тот же Институт национальной памяти, во все воеводства. Нам здорово повезло, что в письме из ИПН было сказано, что Институт не возражает против нашей инициативы: памятники находятся на балансе воеводств, если они не против, можете забирать. Для нас это письмо стало своеобразным путевым листом. С ним мы поехали по воеводствам.
Обычно ситуация развивалась так. Приезжаем в город:
– Памятник был?
– Был, снесли.
– Что-то осталось?
Если ответ был утвердительный, мы заключали договор, оформляли таможенные документы, заказывали транспорт и вывозили. Все памятники нам достались в разрушенном состоянии. Мы их восстанавливали по фотографиям».
Ситуация с Польшей еще не самая худшая. Наталия Ильницкая пыталась наладить контакты с властями прибалтийских республик. Ответ не получила.
«Аллея памяти создавалась в первую очередь для воспитания молодежи, – продолжает собеседница. К нам привозят школьников из разных городов и районов Беларуси, в первую очередь из Бреста и Малориты. Недавно одна женщина во время экскурсии расплакалась. Оказалось, что ее дед погиб на территории Польши. Может быть, сказала она, один их этих памятников стоял на месте его захоронения…
Наша Аллея – единственная в своем роде на постсоветском пространстве. Мы благодарны всем, кто посещает ее, но некоторые визиты запоминаются особо. В числе таких визитов – недавнее посещение музея главой области Петром Пархомчиком. Я рассказала о планах по расширению музея. Петр Александрович во время нашего общения обещал всемерную поддержку нашей инициативы. Буквально на второй день после визита мне позвонили из облисполкома. Выражаю огромную признательность за ту оперативность, с которой нам помогли».
Памятники, находящиеся на Аллее памяти, – разной художественной ценности. Но все вместе они создают неповторимую атмосферу памяти, сконцентрированной на маленьком клочке земли. В Мухавце создана маленькая Брестская крепость, значение которой для общенародной памяти, возможно, не менее значимо, чем мемориального комплекса. Этот мемориал – напоминание о том, как могут поступать с памятью, когда ее не будут защищать.
В Бресте Наталия Ильницкая с 1990 года. Уже давно в ее речи устойчивым стало выражение «любимая Беларусь». Искренность этих слов много раз доказана делами.
Нашу беседу Наталия Ильницкая завершает словами: «Люди должны знать, кто отстоял свободу, кто одержал победу. Должны помнить. Сохранение нашей памяти стало возможным благодаря принципиальности Президента Александра Григорьевича Лукашенко и усилиям всех патриотов страны».
Игорь ГЕТМАН, фото Романа АНШИЦА





