Вице-премьер считает, что стране надо зарабатывать на улитках и лягушках
А специалисты советуют обратить внимание еще и на гадюк
Вице-премьер Михаил Русый, выступая в парламенте, посетовал, что в Беларуси уделяют недостаточно внимания продаже некоторых экзотических живых существ.
- Виноградная улитка, длиннопалый рак, мотыль, зеленая лягушка имеют высокий экспортный потенциал. Но их запасы осваиваются пока в недостаточном объеме, - пояснил Михаил Русый. И привел цифры: на улиточных аукционах, которые райисполкомы проводят среди заготовщиков, цена за килограмм может доходить до 5500 рублей (почти 2800 долларов).
При желании собирать виноградных улиток, которые во Франции считаются изысканным блюдом, может каждый. Физлица имеют право сдавать до 100 кг улиток в день. Принимают только тех, чей диаметр не меньше 26 миллиметров. Правда, заработкам сборщиков далеко до цифр, которые озвучил вице-премьер. Им платят порядка 40 копеек за килограмм улиток (конкретная ставка зависит от заготовщика).
- Виноградная улитка – завезенный вид, но прижился хорошо, - говорит Сергей Дробенков, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории наземных беспозвоночных животных НПЦ Академии наук по биоресурсам. – Улитки живут по всей территории страны, чаще возле городов, в парках, поймах рек. Размножаются быстро, врагов у них мало. Я пробовал и белорусских виноградных улиток, и французских, по вкусу не отличаются.
За границей белорусских виноградных улиток тоже едят: по данным Белстата, в январе-октябре этого года мы экспортировали их 272 тонны, заработав почти $817 тысяч. То есть средняя стоимость тонны – порядка 3 тысяч долларов. Больше всего наших улиток уехало в Венгрию (140 тонн), Литву (88 тонн) и Францию (43 тонн).
О лягушках, о которых говорил вице-премьер, данных отыскать не удалось.
- Лягушек у нас не заготавливают, - поясняет Сергей Дробенков. – При этом килограмм филейного мяса лягушки стоит 30-40 евро, а Беларусь ежегодно могла бы заготавливать десятки тонн. Мы же край озер и болот, у нас много лягушек! Чиновники не первый раз высказываются о том, что надо зарабатывать на улитках и лягушках, но дальше слов дело не идет. Чтобы заготавливать тех же лягушек, нужно сначала оценить их численность, разработать квоты – сколько можно добывать без ущерба для природы. Но заявок на исследования нам не поступало.
Специалисты посоветовали правительству обратить внимание еще и на гадюк.
- Змеиный яд используется при производстве ценных лекарственных средств. У нас его добывают, но потом везут за границу, например, в Эстонию, где изготавливают лекарство. Змеиный яд дороже золота, 600-800 долларов за грамм, а лекарства стоят еще больше. В свое время я провел маркетинговый анализ и составил бизнес-план предприятия по производству таких лекарств. Это выгоднейшее дело, за которое в Беларуси почему-то никто не берется, - считает Сергей Дробенков.
КОМПЕТЕНТНО
Повар Михаил Полонский: «Лягушка на вкус как курица»
Мотыль используется как корм для рыб, а на наш с вами стол сгодятся улитки, лягушки и раки. С раками все понятно. Хочешь - сам лови-вари, а хочешь - заказывай любой из четырех размеров у фермеров. А что с улитками и лягушками? Думаете, это только французы едят? Как писал поэт, постой-ка, брат мусью! Повар Михаил Полонский рассказал, что и у нас этими деликатесами тоже балуются.
- В наших магазинах можно купить виноградных улиток. Они уже маринованные в лоточках по 6 - 12 штук идут, пять видов с разными вкусами есть. Запекаешь в духовке около 10 минут и подаешь, например, к пиву, - советует повар. - Например, на зубочистках. А у лягушек для приготовления используют только задние лапки. На вкус они похожи на курицу, но только чуть суше. Мариную лапки, панирую в муке и обжариваю.
Съедобных лягушек выращивают в фермерских хозяйствах, и повар не советует есть диких, выловленных на болоте. Хотя туристы, которые случайно зачерпывали лягушек с водой для супа, могут поспорить, что и они съедобны.
На кулинарную экзотику у Михаила свой взгляд.
- Хорошо, если бы занялись выращиванием съедобной зелени и цветов, что сейчас очень популярно и вполне можно производить у нас. А так возят из Израиля. Например, анютины глазки. Они ведь съедобны. Или бораго - огуречная трава. В деревнях ее в салаты раньше добавляли. Это красиво и полезно. А еще настурция - съедобны как цветочки, так и листики. Их никто не производит в Беларуси, хотя у ресторанов потребность в таких продуктах есть.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Изготовители белорусской черной икры: "Рыбу перевозим так, чтобы у нее не было стресса"
Михаил Русый, помимо улиток с лягушками, упомянул еще и белорусскую черную икру, которую изготавливает «Санта-Бремор». Мол, сам не пробовал, но в технологиях не сомневается, маточное стадо (то есть рыба, из которой добываю икру) там хорошее.
- Мы специализируемся в основном на производстве черной икры сибирского осетра. Ее качество и вкусовые характеристики высокие, а рыночная цена вполне приемлема по сравнению с другими видами, - рассказали «Комсомолке» на «Санта-Бремор». – Мы сотрудничаем с крупными осетроводческими хозяйствами Европы, от которых к нам поступает живая рыба. Ее перевозят при определенной температуре, не допуская стресса. Затем рыба живет в специальном аквакультурном комплексе. Благодаря этому мы производим икру круглый год.