mts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэбиmts.bymts.by

ГлавнаяНовостиБеларусьЧто делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Что делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Со следующего года многим индивидуальным предпринимателям придется пересмотреть свои подходы к работе на электронных площадках. Рассказываем, на что обратить внимание.

С 2026 года индивидуальные предприниматели (ИП) в Беларуси столкнутся с новыми ограничениями на продажу товаров через маркетплейсы.

Министерство экономики разъяснило, что заниматься оптовой торговлей для предпринимателей станет незаконно.

Этот вид деятельности исключается из разрешенных для ИП, что затронет всех, кто продает товары, не являясь их производителем.

Нововведения могут заметно изменить рынок, заставив мелких предпринимателей либо пересмотреть свои бизнес-модели, либо прекратить торговлю на онлайн-платформах.

Ограничения для ИП на маркетплейсах

Согласно новым правилам, если индивидуальный предприниматель продает товары владельцам интернет-площадок, не будучи их производителем, такие продажи будут квалифицироваться как оптовая торговля.

"Поскольку оптовая торговля не входит в список разрешенных видов деятельности для ИП, такая деятельность будет незаконной", – поясняет юрист юридической компании "Экономические споры" Наталия Табала.

Если же ИП сам производит товары, он сможет продолжать продавать их на маркетплейсах.

Кроме того, если предприниматель реализует товары физическим лицам для личного использования, это относится к розничной торговле (в формате дистанционной торговли), что также разрешено.

Работа с интернет-площадкой

При контроле за деятельностью ИП ключевую роль будут играть экономические операции и способы взаимодействия с интернет-площадками.

Что делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock.com

Юрист рекомендует предпринимателям провести проверку своей деятельности, чтобы убедиться в ее соответствии разрешенным видам. Если потребуется, стоит разработать план для изменений в бизнесе.

"Несоблюдение новых требований может повлечь за собой не только финансовые штрафы, но и блокировку аккаунтов на торговых площадках, расторжение договоров и потерю клиентской базы", – добавляет Наталия Табала.

Преимущества цифровых платформ для бизнеса

При этом, несмотря на риски, цифровые платформы становятся все более популярными среди предпринимателей благодаря своей гибкости.

Они позволяют лучше контролировать продажи и цены, работать с небольшими партиями и упрощают первые шаги в бизнесе.

Исследование Центра социального проектирования "Платформа" показывает, что 91% предпринимателей в России считает цифровые платформы основным каналом для реализации своих товаров.

Из них 80% отмечает, что маркетплейсы помогают развивать бизнес, увеличивая объемы продаж (61%), расширяя географию (56%) и повышая узнаваемость бренда (33%).

Что делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Фото: VAKS-Stock Agency / Shutterstock.com

Все больше белорусских продавцов, многие из которых являются производителями своих товаров, также выбирают этот подход.

Например, Wildberries привлекает внимание партнеров, открывая доступ к 80 млн покупателей в 8 странах. Это дает возможность для масштабирования бизнеса и создания устойчивой модели роста через разнообразие каналов сбыта.

Ответственность продавца на Wildberries

Маркетплейс стремится создать комфортные технологические условия для работы всех партнеров в рамках действующего правового поля.

"Wildberries предоставляет платформу и инфраструктуру для продаж, но ответственность за правовой статус продавца и соблюдение законодательства Республики Беларусь лежит на самом предпринимателе", – подчеркивает руководитель отдела коммерции Wildberries в Беларуси Александр Бурмистронок.

Именно продавец должен проанализировать свою бизнес-модель, проконсультироваться с юристом (если это необходимо) и определить, соответствует ли она разрешенным видам деятельности.

"Я хотел бы особо подчеркнуть, что одна из наших первостепенных задач в данных условиях – обеспечить именно технологическую инфраструктуру, которая поможет нашим партнерам организовать свою деятельность в соответствии с нормами, установленными государством", – добавляет Александр Бурмистронок.

Электронная площадка обеспечила техническую возможность переоформления кабинета продавца с сохранением бизнес-истории и рейтингов.

Что делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Фото: Sergei Elagin / Shutterstock.com

Специалисты компании готовы оказать консультационную поддержку продавцам по использованию инструментов маркетплейса.

Обратиться за помощью можно через техподдержку, личный кабинет продавца или по электронной почте. Это особенно важно в свете предстоящих изменений в законодательстве.

Emall: возможности для ИП

Теперь рассмотрим, какие возможности для индивидуальных предпринимателей предоставляет белорусский маркетплейс Emall.

Здесь они смогут продолжать продавать товары, не являющиеся их собственным производством, даже после 1 января 2026 года.

"Ограничения для ИП связаны с продажей товаров по схеме, которая расценивается как оптовая торговля. Многие маркетплейсы ее используют, но не Emall. В нашем случае ИП самостоятельно продает товар через маркетплейс покупателю-физлицу для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. А это и есть розничная торговля – в статусе ИП она разрешена", – заверяют в Emall.

На площадке также пояснили, что делать тем, кто хочет продолжать торговлю и на других маркетплейсах. Для этого им нужно перейти в статус юридического лица.

На Emall для этого предусмотрен "бесшовный" процесс перехода, при котором не требуется оплата за регистрацию нового кабинета. В новый кабинет будут перенесены все карточки с рейтингом и отзывами, равно как и история заказов.

Что делать ИП после запрета торговли на маркетплейсах – объясняют WB и Emall

Фото: chaylek / Shutterstock.com

Сегодня маркетплейс объединяет более 5000 продавцов со всей страны. Места на онлайн-витрине получают только ИП и юрлица, зарегистрированные в Беларуси.

Распределение почти поровну: 45% активных продавцов – это индивидуальные предприниматели, 55% – юридические лица.

Адаптация к новым условиям

С учетом того, что новое законодательство вступит в силу совсем скоро, индивидуальным предпринимателям настоятельно рекомендуется не откладывать необходимые действия на последний момент.

Если это необходимо, стоит ускорить процесс перехода в статус юридического лица.

Предпринимателям, чья деятельность будет запрещена согласно новым правилам, важно заранее подготовиться к изменениям.

По словам юриста, одним из решений может стать создание юридического лица – например, общества с ограниченной ответственностью (ООО) или частного унитарного предприятия (ЧУП). Это позволит продолжать вести торговлю легально.

Однако процесс требует внимания: понадобится зарегистрироваться как новый субъект хозяйствования, открыть расчетный счет, зарегистрироваться в налоговых органах, обновить бухгалтерский учет и перезаключить договоры с маркетплейсами.

Заблаговременная подготовка поможет избежать лишних сложностей и обеспечит стабильность бизнеса в новых условиях.

 

Источник: ТОЧКА
Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.