mts.bymts.bymts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэби

ГлавнаяНовостиБеларусьБывший работодатель дает негативные отзывы. Что делать?

Бывший работодатель дает негативные отзывы. Что делать?

Как выяснить, что вас "чернят", и что предпринять, чтобы это не повлияло на трудоустройство? Спросили карьерного консультанта.

Негативные отзывы с предыдущего места работы – неприятный стоп-фактор, о котором можно даже не догадываться. На это явление также тяжело повлиять.

В такой ситуации многое зависит от нанимающей стороны – насколько грамотно и глубоко они готовы проверять профессиональный опыт кандидата.

Вместе с карьерным консультантом и директором по развитию компании ARTITERA Алексеем Черноусиком разобрали, как действовать в такой ситуации.

Безобидный случай

Алексей поделился примером из практики. Собирая отзывы по кандидату, он связался с его прошлым работодателем, который дал крайне негативную характеристику.

"Если хотите, чтобы направление было развалено, смело нанимайте данного человека", – заверили в организации.

Консультант оказался в непростой ситуации. Последним местом работы была иностранная компания, а лезть в опыт 10-летней давности смысла не имело.

"На горизонте маячило возобновление поиска по вакансии. Все, что мне оставалось, – это позвонить кандидату и рассказать о полученном негативном отзыве", – рассказывает эксперт.

Кандидат, выслушав, спокойно объяснил ситуацию: в компании было два учредителя. На каком-то этапе они разошлись. Один из них, взяв часть команды, включая его, совершил релокацию и открыл бизнес за границей. Второй учредитель остался не в восторге от такого решения и от обиды оставляет негативные отзывы на всех.

Соискатель предоставил контакты руководителя, который дал положительную оценку, и ситуация разрешилась успешно.

Но так бывает не всегда, и плохие отзывы действительно могут лишить кандидата возможности занять ту или иную должность. Однако рекомендации с предыдущих мест запрашивают не каждый раз. И не последнюю роль в этом играет то, как вы ведете себя на собеседовании.

Не секрет, что одна из основных причин, почему наниматель наводит справки, – это его сомнения (порой незначительные) по поводу кандидатуры соискателя. Он хочет избежать ошибки при найме, особенно на руководящую позицию, и получить более полную картину о личности соискателя.

Как выявить плохие рекомендации

Вычислить негативные отзывы крайне непросто, особенно если наниматель не сообщает истинную причину отказа. Стоит обратить внимание на две вещи: как кандидат расходился с предыдущими работодателями и то, какие "уточняющие" вопросы задает нанимающая сторона.

Плохой разрыв не всегда сопровождается эмоциями и конфликтом. Это может быть вполне спокойное расставание, при котором руководитель записал бывшего сотрудника в "предатели Родины" или в "бессовестного человека", на развитие которого были потрачены значительные ресурсы.

"Постарайтесь вспомнить реакцию руководства, с которым вы прощаетесь. Если она в чем-то отличается от обычной манеры поведения, то это уже повод задуматься", – замечает Алексей.

Стоит насторожиться, если после первого собеседования кандидату вдогонку (или на втором этапе) прилетает просьба предоставить не менее трех рекомендательных писем с предыдущих мест работы.

Задуматься следует, когда начинают задавать вопросы о конфликтах, дисциплине, взаимоотношениях с руководством и коллективом в предыдущих компаниях, а также уточняют информацию о профессиональных достижениях.

Если есть хоть малейшие сомнения, попросите доверенного человека выступить под видом работодателя и позвонить бывшему руководителю/HR, чтобы запросить рекомендацию. Это поможет узнать, что именно говорят о кандидате.

Предложите несколько контактов

Если есть предположения о том, что конкретный наниматель дает вам негативный отзыв, укажите в резюме других руководителей, коллег, подчиненных или клиентов, готовых дать позитивную обратную связь.

"В идеале при увольнении лучше сразу запрашивать письменную характеристику на себя – это снизит риск субъективных оценок позже. Но понятно, что такое не всегда возможно", – советует консультант.

Бывший работодатель дает негативные отзывы. Что делать?

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock.com

Резюме желательно снабдить контактами рекомендательных лиц и письмами на фирменном бланке.

Будущему нанимателю это даст повод задуматься о том, что полученная о вас негативная информация имеет локальный характер и не отражает общей картины вашего профессионального трека.

Не скрывайте факты и укрепляйте репутацию

Перед собеседованием подготовьтесь к вопросу о предыдущем месте работы. В зависимости от ситуации можно самим рассказать нанимающей стороне, что возможна негативная характеристика.

"Не скрывайте очевидные факты, но историю преподносите максимально аккуратно, используя нейтральные формулировки. Избегайте эмоций и деталей, особенно если была конфликтная ситуация. Ссылайтесь на объективные причины ухода и смещайте акцент в сторону достижений как доказательств своей компетенции", – говорит эксперт.

Не извиняйтесь без причины и старайтесь не выглядеть виноватым, говорите уверенно, спокойно и уважительно. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте бывшего руководителя – это может создать впечатление, что кандидат склонен к конфликтам и проявлению неуважения к вышестоящим лицам. Лучше продемонстрировать свою зрелость и рассказать, чему научил предыдущий опыт.

Притом, по словам карьерного консультанта, нужно укреплять свою профессиональную репутацию (создавать "позитивный шум"). Для этого:

  • попросите клиентов или партнеров написать рекомендации на LinkedIn
  • участвуйте в профильных мероприятиях, публикуйте экспертные статьи
  • пройдите курсы или получите сертификаты, подтверждающие ваши навыки.

Когда отрицательные отзывы оправданы

Могут возникать ситуации, когда негативные отзывы в адрес кандидата оправданы: работа выполнялась плохо, были конфликты с коллективом и нарушения дисциплины.

Если у соискателя за плечами 5–7 работ и где-то действительно что-то не получилось, это нормально. Нельзя быть вечным победителем.

"Я люблю приводить сравнения со спортсменами. К примеру, успешный футболист или автогонщик приходит в новую команду, где у него не получается достигать прежних результатов: не та система тренировок, иные подходы к технике, другой план на игру, неудача в адаптации… Все это приводит к тому, что спортсмен начинает поиски нового коллектива или возвращается в старый", – приводит пример Алексей.

Нет ничего страшного, если где-то не получилось достичь результатов. Хуже, когда "побед" нет в половине трудоустройств или более. В таких случаях что-то объяснить потенциальному нанимателю будет крайне сложно. Остается уповать на то, что никто не станет запрашивать отзывы и рекомендации.

Негатив как способ сохранить ценного сотрудника

Алексей поделился историей о негативном отзыве в адрес хорошего работника. Она произошла почти восемь лет назад в банковской сфере. Опытная сотрудница решила найти себе новую работу, поскольку поняла, что буксует в своем развитии на одном и том же функционале.

Она сходила на несколько собеседований, которые, по ее мнению, прошли успешно, но впоследствии везде получила отказ. Разумеется, это расстроило девушку и поубавило энтузиазма изменить карьерный трек.

"Неизвестно, чем все закончилось, если бы в следующем банке, куда она сходила на собеседование, не работал ее однокашник по университету. Он в конфиденциальной беседе рассказал, что ее вышестоящий руководитель дает ей негативные отзывы", – говорит эксперт.

Бывший работодатель дает негативные отзывы. Что делать?

Фото: Ground Picture / Shutterstock.com

Нужно отметить, что в банковской сфере получение отзывов и рекомендаций обязательно. Девушке все же удалось успешно сменить работу. В процессе аккуратных разбирательств она выяснила: давая негативные отзывы, непосредственный руководитель пытался сохранить ее как ценного сотрудника.

Не бороться, а предотвращать

Как и в любом деле, лучше не бороться с негативными отзывами, а стараться сделать так, чтобы их не было в принципе. Для этого стоит соблюдать два важных правила.

Первое – не конфликтуйте со своим руководителем. Порой это бывает непросто, но такие разногласия могут иметь серьезные последствия для карьеры, особенно если кандидат работает в узкой сфере, где все друг друга знают.

"Мне известен случай, когда начальник отдела из-за конфликта ушел работать в такси, поскольку бывший руководитель дал ему черный билет и его больше никуда не брали", – вспоминает Алексей.

Вторая рекомендация – увольняйтесь "по-хорошему", даже если это инициатива руководства. Поблагодарите команду и нанимателя за опыт, несмотря на разногласия. Выполняйте свои должностные обязанности в полной мере до последнего рабочего дня. Помогите найти замену или обучить коллег.

Карьерный консультант уверен: важно сохранять профессионализм на всех этапах, от ежедневных задач до увольнения. Даже если отношения с работодателем испортились, ведите себя достойно – это повысит шансы на нейтральный или позитивный отзыв. Помните: репутация важнее сиюминутных эмоций.

Источник: ТОЧКА
Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.