https://tv.mts.by/channels/nowmts.byШкола Май БэбиЦентр семейной стоматологии «Дентико»shop.mts.by

ГлавнаяНовостиРеальный Брест​«От травли страдают все». Как помочь подростку, столкнувшемуся с буллингом?

​«От травли страдают все». Как помочь подростку, столкнувшемуся с буллингом?

Буллинг или травля – не редкое явление в школе и любых детских коллективах, которое может иметь серьезные последствия для всех участников: психологические травмы, снижение успеваемости, проблемы с самооценкой и даже боязнь заводить близкие отношения в будущем.

Мы поговорили с психологом и координатором Центра, дружественного подросткам «Вместе» на базе УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1» Ириной Николаевной Омелюк и узнали, как понять, что ваш ребенок стал жертвой травли, как помочь ему пережить ситуацию и где искать поддержку психолога.

Что происходит с ребенком, когда он подвергается буллингу?

– В травле всегда есть определенные роли: зачинщики, жертвы, преследователи – основная часть детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю, и нейтральные наблюдатели. На самом деле наблюдатели тоже ничем не отличаются от преследователей, потому что своим молчанием они поощряют травлю, не препятствуют ей, – рассказывает Ирина Николаевна.

– Буллинг – это форма не только физического, но и психологического насилия, которая имеет краткосрочные и долгосрочные последствия для ребенка. От травли страдают все, во всех случаях это очень сложно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.

Жертву буллинга отвергает коллектив: школьника задирают, высмеивают, дразнят и демонстративно избегают. Ребенок сталкивается с чувством одиночества, страха, с болью, и не только физической.

Зачинщики тоже испытывают довольно сильные переживания. Дети, которые обижают и утверждаются за счет других, часто не уверены в себе, они страдают от нехватки внимания и стремятся любой ценой оказаться в его центре. Либо это эгоцентричные дети, которые не умеют сочувствовать окружающим и ставить себя на место других. Максималисты, которые не желают идти на компромиссы.

Преследователи – часто несамостоятельные, безынициативные, легко поддаются давлению окружающих, не склонны признавать свою ответственность и чаще всего считают виноватыми других. Они также подвергаются жесткому контролю и, как правило, трусливы и озлоблены, очень дорожат псевдодружбой, которая на деле является примыканием к более сильному лидеру.

Есть еще такая тенденция, что с самыми тяжелыми последствиями для психоэмоционального благополучия сталкиваются наблюдатели. Часто дети осуждают действия своих агрессивных одноклассников или одногруппников, но ничего не делают, потому что боятся стать следующей жертвой. И они тоже столкнутся с психологическими последствиями.

По каким признакам можно понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он на что-то пожалуется. Важно проявлять интерес к делам сына или дочери, но делать это ненавязчиво. Если ребенок ничего не рассказывает, важно понаблюдать за ним, увидеть, что происходит.

Есть симптомы, по которым можно предположить, что у ребенка есть проблемы в коллективе:

●неохотно идет в школу или очень рад любой возможности не ходить туда;

●возвращается из школы подавленным, без настроения;

●часто плачет без очевидной причины;

●никогда не упоминает ни одного одноклассника, мало говорит про школьную жизнь;

●не знает, кому позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить своим одноклассникам;

●он одинок, его не зовут в гости, на дни рождения, он никого не хочет звать к себе;

●возвращается из школы в порванной одежде, с испорченными тетрадками, учебниками, следами на теле – синяками, царапинами.

Также есть вторичные признаки, которые не сразу могут быть заметны:

●ребенок с трудом засыпает, жалуется на кошмары, беспокойно спит;

●по утрам у ребенка может быть плохой аппетит и настроение;

●частые головные боли и боли в желудке;

●частые перемены настроения, внезапное изменение поведения;

●частые вспышки агрессии;

●ребенок теряет интерес к школьным предметам, ухудшается успеваемость;

●ребенок ходит в школу измененным маршрутом;

●может красть деньги и просить их у родителей для непонятных целей.

Как начать разговор с ребенком о его переживаниях?

Для продуктивного разговора нужна позиция на равных, чтобы ребенок видел ваши глаза, чтобы вы находились друг напротив друга. Потому что иногда родители приходят домой и вскользь спрашивают: «‎А что у тебя произошло в школе?»‎. Так ребенок вряд ли расскажет о своих переживаниях. У родителя должно быть сильное желание разобраться в том, что происходит, и ребенок должен это желание увидеть.

Родитель может прямо спрашивать: «Я вижу, что с тобой что-то происходит, у тебя поменялось настроение, я хочу тебе помочь». Важно быть рядом, общаться, в том числе телесно – прикоснуться, обнять, сказать, что вы его/ее любите, что он/она важны.

В таких сложных ситуациях лучше не стремиться все сделать за ребенка и не бросать его одного, а предложить бороться с этой проблемой вместе.

Как помочь ребенку, который стал жертвой травли?

Важно, чтобы взрослые разговаривали на уровне взрослых. Чтобы ни в коем случае родитель не шел разбираться с обидчиком, если ребенок стал жертвой буллинга. Потому что в таком случае может ухудшиться ситуация в школе, и у ребенка не будет своего ресурса, чтобы справляться.

Проблему травли надо разрешать постепенно. Родитель должен связаться с классным руководителем, со значимым для ребенка преподавателем, социально-психологической или педагогической службой, если это нужно для проведения диагностики ситуации, которая происходит в классе.

После этого нужно обеспечить ребенку безопасное пространство, отвести его/ее к психологу. Это особенно важно, если не получается наладить с ним/ней контакт. Рассмотрите разные варианты посещения специалиста: ЦДП, территориальные или частные центры психологической помощи.

Важный момент: если ребенку нанесена физическая травма, обидчика ни в коем случае нельзя оставлять безнаказанным.

Чем грозит невмешательство взрослых?

– В перспективе очень глубокими психоэмоциональными проблемами, нарушениями даже поведенческого характера. Тревожное расстройство, депрессивное состояние, различные формы фобий – все это может возникнуть уже во взрослом возрасте. Самое страшное последствие – это суицидальное поведение ребенка, который пережил такую ситуацию отвержения, одиночества, травли.

Пример из моей практики. Девочка в начальной школе была полноватой, на что указывала и ее мама. Дети в школе это подхватили и даже в танцевальном коллективе, куда она хотела ходить, на этом моменте акцентировали внимание. Девочка с этим жила, через пару лет начала заниматься спортом, сильно похудела, а сейчас ее физическое состояние дошло до анорексичных проявлений. Она доводит до изнеможения свой организм, чтобы не поправиться.

Как подтолкнуть ребенка к консультации у психолога?

Нужно показать свою обеспокоенность и переживания от происходящего и просто предложить сходить вместе: «Я не понимаю, что происходит, я хочу тебе помочь, давай сходим». Как правило, дети соглашаются, им нужно безопасное пространство вне школы.

Если ребенок не хочет идти вместе, предложите ему варианты, куда бы он мог обратиться самостоятельно. Например, на онлайн-платформу talk2ok.by, которую запустили эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси. Здесь подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь в виде онлайн-консультаций – в комфортном для современных подростков формате аудио- и видеочатов. Также на платформе работают равные консультанты, если ребенок хочет обсудить свою проблему со сверстником.

На самом деле много детей сами решаются на визит к психологу и без помощи взрослых. И в этом случае ребенка нужно просто поддержать.

А если ребенок агрессор?

Не ругать. У этой агрессии всегда есть причина: он не может пережить внутренний конфликт и выносит его наружу. Но здесь должна быть четкая работа со стороны родителя и классного руководителя в плане формирования допустимого контакта по отношению к другому человеку.

Нельзя игнорировать такое поведение ребенка, нужно разбирать вместе эту ситуацию, обозначать недопустимое и возвращать ответственность за его/ее поведение.

А если ребенок стал наблюдателем травли?

Самое важное – отреагировать на происходящее, потому что даже ребенок-наблюдатель страдает в этой ситуации. Важно проговорить, что так не должно быть, выстроить у ребенка четкую позицию по отношению к травле, рассказать, что буллинг имеет свои последствия, что от него никто не застрахован, что нельзя оставаться к этому равнодушным.

Чтобы попасть на прием к психологу нашего Центра, дружественного подросткам, запишитесь по телефону 8 (0162) 57-40-88. Также вы можете написать нам в Instagram. Предварительная запись удобна и экономит время, но мы никогда не откажем в приеме, если вы просто придете в наш Центр.

Стоит помнить, что столкнуться с буллингом ребенок может не только в школе, но и в интернете. Здесь вам могут помочь ресурс Pomogut и совместная кампания МТС и ЮНИСЕФ «За безопасное детство», где рассказывают, как распознать и избежать опасности в сети.

 

 

 

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.