Школа Май Бэбиhttps://tv.mts.by/channels/nowmts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»shop.mts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаКраткая история еврейской общины Бреста до 1939 года

Краткая история еврейской общины Бреста до 1939 года

Брест – один из самых древних и значимых городов Беларуси. С 1446 по 1569 гг. он семнадцать раз становился местом проведения государственных сеймов Великого Княжества Литовского (ВКЛ), а также многочисленных сеймиков; именно в Бресте польский король Ягайло и великий князь литовский Витовт разработали план генерального сражения с крестоносцами, Грюнвальдской битвы. В Бресте была заключена знаменитая Брестская уния (1596 г.).

Когда евреи впервые появились в Бресте – точно неизвестно, но так как Брест всегда находился на пересечении международных торговых путей, а в этой торговле широко участвовали евреи, смело можно предположить, что евреи появились в Бресте очень давно. Одно известно точно, что в 1388 г. великий князь литовский Витовт дарует брестским евреям, первым из проживавших в это время на территории современной Беларуси, привелей, позже распространенный на всех евреев ВКЛ.

В XIV-XVII вв. Брест был главным центром евреев ВКЛ, еврейская община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства Литвы и Беларуси. Именно в хранилищах брестской общины хранились грамоты, общие для всех литовских евреев еще со времен Стефана Батория. Представители брестской общины часто выступали ходатаями от имени всех еврейских общин ВКЛ. В 1623 г. в Бресте прошло первое (учредительное) заседание Литовского Ваада (главного органа самоуправления еврейских общин ВКЛ).

Только во второй половине XVII в. это первенство переходит к виленской общине. 

Евреи Бреста в это время занимаются торговлей, различными промыслами и земледелием. Некоторые богачи держат откупы на великокняжеские доходы, другие владеют сёлами. После включения Бреста в состав Российской империи (1795 г.) его экономическое значение упало. Став уездным городом, он утрачивает былое административное значение и право на самоуправление.

В 30-е гг. XIX в., по распоряжению русских властей, была разрушена значительная часть исторического города, а на его месте была построена Брестская крепость. По сути, старый Брест был уничтожен. На тот момент Брест по своим архитектурным памятникам уступал в ВКЛ только Вильно. Великолепные сооружения старого города были уничтожены.

Во время работ по устройству крепости было разрушено и еврейское кладбище, что явилось страшной трагедией для еврейской общины.
Застроенный в основном одноэтажными деревянными домами, новый город долгое время представлял местечко, основным занятием жителей которого была мелкая торговля. В городе не было водопровода, канализации, улицы были не мощёнными. Брест превратился в захолустный уездный город в черте оседлости Российской империи.

Возрождение Бреста связанно с постройкой Королевского (Днепровско-Бугского) канала в 1841 г., а затем с развитием железных дорог в России. Брест становится крупным железнодорожным узлом. Экономическое положение Бреста улучшается, что приводит к оживлению экономической и культурной жизни еврейской общины. Хотя большинство еврейского населения города остаётся очень бедным.

Если проанализировать социальный состав брестских евреев в середине XIX в., то можно заключить, что подавляющее большинство их – это ремесленники. В XIX – начале XX веков в руках евреев сосредоточено почти всё ремесленное производство в Бресте, основными отраслями которого являлись обувное и швейное дело. В этот период еврейское население Бреста быстро растёт. По переписи 1897 г. около 65% населения Бреста являлась евреями. Почти все ремесленники Бреста (свыше 3,5 тыс. чел.) – евреи. Больше всего среди них сапожников и портных, затем идут булочники, плотники, кузнецы и каменщики. 

В своем «Календаре-справочнике гор. Брест-Литовскъ на 1912 годъ», Я. М. Хмелевский пишет: «Преобладающим элементом в Бресте изстари были евреи; за ними по численности следовали белорусы и литовцы православные, частью перешедшие потом в унию, и поляки и литовцы исповедования римско-католического». Согласно этому источнику по данным городской статистики в 1911 г. в городе проживало 53253 жителей, их них 36537 – евреи.

Главное занятие жителей – торговля, в основном мелкая; затем – обрабатывающая промышленность и некоторые виды кустарного промысла. Спрос в основном поддерживается многочисленным гарнизоном крепости и большим контингентом служащих железнодорожного узла. Преобладает торговля товарами производства фабрик Белостока, Лодзи и др. В городе развито шапочное и шляпное дело; на артельных началах производство обуви; бондарное, колёсное и тачечное производство. Эти предметы, кроме местного сбыта, экспортируются во многие города европейской и азиатских частей России. Город славится своими колбасными и кондитерскими заведениями.

В Бресте действовали в основном мелкие предприятия. На всех этих предприятиях, в основном, работали евреи. Ради заработка брестские евреи брались за любую работу. Например, легковой, ломовой и водовозный извоз в городе монополизирован евреями. Несмотря на исключительно благоприятные условия (Брест крупный железнодорожный и шоссейный узел, речной порт) промышленность в Бресте развивается слабо, потому что город находится в районе крепости, где правилами запрещаются высокие строения и трубы.

В годы Первой мировой войны (26 августа 1915 г.) Брест был оккупирован немецкими войсками, ещё до этого по приказу русского командования евреи, как и другие жители города, были в течение 3 дней выселены из города. Они рассеялись по городам и местечкам Восточной Беларуси и России, при этом многие погибли во время эвакуации. Лишь немногие получили право на временное пребывание в городе.

Перед отступлением русские войска подожгли Брест. Вот как описывает масштабы разрушений очевидец, немецкий офицер: «…Мы вышли из цитадели и направились в город. И тут мосты через Мухавец оказались разрушенными; но скоро открывшаяся перед нашими глазами картина заставила нас остановиться, мы поняли, что пока не могло быть и речи о том, чтобы “войти в город”. Как вкопанные остановились мы, глядя на это гигантское зрелище. Насколько мог охватить глаз, мы видели сплошное огромное море поднимавшегося к нему огня, над которым, затемняя солнце, поднималась огромная дымовая туча, возвещавшая на все окрестности: “Брест погиб!”». Дело разрушения города продолжили немецкие оккупационные власти, вывезя из него всё, что возможно. Оставшиеся его жители, в основном евреев, были насильственно удалены из города. Город был разрушен на 70%. Лишь в 1917-1918 гг. начинается возвращение жителей (в основном евреев) в практически разрушенный, опустошенный войной Брест.

Накануне Первой мировой войны (1913 г.) в Бресте было 57068 жителей, из них 39152 были евреями, а в 1919 г. – всего 14005, из них 10126 евреев.
Этим людям и пришлось восстанавливать город, в условиях эпидемий, отсутствия жилья, канализации и водопровода. Нередко в документах того периода и даже позже (1930-е г.г.) можно встретить выражение «жилые развалины». Евреи-врачи участвуют в борьбе с эпидемиями, бизнесмены оказывают благотворительную помощь (бедным, безработным, больным). Помогают всем, не взирая на национальность и вероисповедание.

Молодое польское государство не имело средств на восстановление города. За счёт государства были построены лишь немногие общественные здания (банк, воеводское управление т. п.), а также жильё для приехавших в Брест чиновников с их семьями (Брест стал центром Полесского воеводства). Город восстанавливался за счёт средств частных лиц. На практике с помощью энергии и капиталов его еврейских жителей. Правительство только способствовало этому, предоставляя налоговые льготы и право на получения кредита. Именно поэтому практически все здания в торговом и экономическом центре города оказались в еврейской собственности.

Несмотря на тяжёлое экономическое положение, город жил оживлённой культурной деятельностью. Действовали еврейские культурно-просветительские и профсоюзные организации, появился целый ряд филиалов еврейских политических партий и общественных объединений. 

В 1921-27 гг. в Бресте открываются, при помощи «Джойнта», профшкола организации «ОРТ» с пятью отделениями: столярным, слесарным, механическим, дамских портных и парикмахеров, активно создаются рабочие места. В 1925 г. открылась первая еврейская публичная библиотека. 

На средства «Джойнта» в Бресте строятся дома для возвратившихся евреев (колония Варбурга), организуется детский сад, приют для еврейских сирот.

                            Колония Вартбурга. Фото www.kresy.pl

Среди наиболее массовых и влиятельных партий, действовавших в Бресте в этот период – Бунд, «Поалей-Сион» (сионистская рабочая партия), «Объединение еврейских женщин», «Организация ортодоксальных евреев в Польше». В Бресте действовало отделение «Союза евреев-участников борьбы за независимость Польши», три еврейских спортивных клуба, одному из которых принадлежал водноспортивный стадион на р. Мухавец.
Имелось 4 синагоги и десятки молитвенных домов (до 47, не считая нелегальных), а также большое количество еврейских образовательных учреждений.

Брест не был в стороне от вопросов, занимавших евреев во всём мире. Это был период дискуссий о сионизме, путях решения «еврейского вопроса» – всё это волновало евреев Бреста и находило отражение в их общинной жизни. Шли дискуссии, на каком языке (наряду с польским) преподавать в еврейской школе – иврите или идише? Доходило до общественных судов над журналистами, выразившими в еврейской печати противоположное мнение. Горячо волновали евреев Бреста проблемы тогдашней подмандатной Палестины, в Брест часто приезжали представители евреев оттуда (палестинцы, как писали в их паспортах) – читали лекции, собирали средства. Усиливается, начавшаяся еще до Первой мировой войны, легальная и нелегальная эмиграция в Палестину.

Жизнь в Бресте тогда не была лёгкой – мировой кризис, тяжёлое экономическое положение восточных окраин («крессов») в Польше, углублялось для евреев ростом антисемитизма в Польше после смерти маршала Ю. Пилсудского. 1933-39 гг. были периодом возрастания государственного антисемитизма в Польше. По мере ослабевания влияния болевшего маршала Ю. Пилсудского (умер в 1935 г.), ростом антисемитизма в Европе, ситуация евреев в Польше резко ухудшается. Ограничения в правах, различные формы дискриминации (процентные нормы в университетах, бойкот экономический и т. п.), доходило до погромов. 13 мая 1937 г. состоялся такой погром и в Бресте.

Несмотря на всё это, евреи, выходцы из Бреста, с ностальгией вспоминали его: «…Бриск – есть те, для кого это просто слово, среди других слов, …бессмысленный звук. Но для меня Бриск – отголосок великой и прекрасной симфонии, отражение радости и страданий, пережитых на его бульварах и улицах. Борьба, победы и поражения, и окончательное уничтожение...

Бриск – ты был прекрасной симфонией. Трагичной, замечательной, незавершенной симфонией. Твои сыновья, которые бродили по дорогам и полям во всех уголках мира, все ещё трепещут, как порванные струны скрипки каждый раз, когда им напоминают о тебе». 

 

(Иосиф Радзиевский. The Encyclopedia of the Jewish Diaspora, Brisk de-Lita. Editors: E. Steinman, Jerusalem, 1958).

                                                                                         Ефим Басин для Реального Бреста

 

 

Похожие статьи:

История БрестаБыл центром политической жизни страны. Рассказываем о Ружанах, где жил знаменитый Сапега

История БрестаАрхитектурное наследие Франциска Ящулда на Брестчине

История БрестаСергей Мачинский возвращает имена без вести пропавшим героям Великой Отечественной

История БрестаЧем жил Брест за месяц до победы 1945-го

История БрестаБресту передали картины Якова Балглея, родившегося в Брест-Литовске в 1891 году

Поделиться:
Комментарии (1)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.