Из истории почтовой службы Брест-Литовска
Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей.
Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.
Местом приема корреспонденции в Брест-Литовске в конце XIX, начале ХХ века, была Брестская почтово-телеграфная контора. По Варшавскому и Граевскому тракту, получали и отправляли почту в Бельск, Белосток, Гродно и все места Привислянского края. По Московскому тракту получали и отправляли почту в Кобрин, Пинск, Пружаны, Слоним и во все места Российской империи. По Киевскому тракту получали и отправляли почту в Волынскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Черниговскую, Херсонскую, Харьковскую, Екатеринославскую, Таврическую и Бессарабскую губернию.
Почтовая станция середины XIX века на Киевском тракте (д. Гусак Малоритский район, Брестская область)
Кроме городской почтово-телеграфной конторы существовала своя в Брест-Литовской крепости, куда так же ежедневно приходила почта.
Не подлежали пересылке по почте: 1, громоздкие вещи и вообще предметы, по своему объему и весу неудобные к пересылке; 2, горючие, едкие и легковоспламеняющиеся предметы; 3, табачные изделия без акциз; 4, предметы испускающие из себя влагу или жир; 5, жидкости в посылках, без соблюдения установленных правил укупорки; 6, деньги имеющие обращение в России, вложенные в письма, в бандерольные отправления, в посылки и закрытые ценные пакеты; 7, истертая и негодная к обращению звонкая монета; 8, закрытые письма в пакетах и посылках (под угрозой штрафа по 1 рублю за каждый лот), 9, письма адресованные в Государственный совет в Комитет Министров и в Комиссию Прошений; 10, пакеты с денежным вложением, адресованные в Комитет о раненных.
Простая корреспонденция:
1. Закрытые письма могли быть простые и заказные, последние пересылались более тщательным образом, при особых реестрах. За утрату заказного письма почта, по предъявлению расписки, платила 10 рублей. На заказном письме обязательно писалось слово: «заказное». Плата: за простое иногороднее 7 копеек, за простое городское 3 копейки. За заказные письма та же плата, и сверх того, еще 7 копеек за заказ. Если письмо простое или заказное должно храниться на почте до личной явки адресата, то на конверте писали: «до востребования».
2. Открытые письма: писались на особых бланках продаваемых во всех почтовых учреждениях. Можно было посылать открытое письмо и заказным. Плата по всей России: за простое 3 копейки, за заказное 3 копейки и еще 7 копеек за заказ.
3. Бандерольные отправления: должны были заделываться так, что бы можно было проверить их содержание. Оплачивались при подаче сполна, марками, по весу. Под бандеролью могли отправляться: 1, Печатные произведения: газеты, ноты, корректурные листы с рукописями, визитные билеты, адресные карты, фотографии. рисунки, планы, географические карты и вообще всякие воспроизведения печати механическим способом, кроме снимков копировальным прессом или ручным способом, а так же марок, пусть даже бывших в употреблении и тому подобных ценных знаков. 2, Деловые бумаги: рукописные документы и предметы, не имеющие характера текущей и личной корреспонденции, как то: судебные бумаги, акты, разные документы страховых компаний и так далее. 3, Образчики товаров, не имеющие никакой ценности в продаже и не могущие служить предметом продажи.
10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек.
4. Посылки без цены: разнятся от ценных посылок только тем, что за них не взимается страховая плата и поэтому, в случае утраты, отправитель ничего не получал от почтового ведомства.
Почтовые экипажи, брички и кареты, принадлежащие отделению Почтовых Карет, проходя через Брест-Литовск между Москвою и Варшавою, привозили и принимали легкие и экстра-почты Варшавские и Московские. Пассажиры записывались прямо из Москвы в Варшаву и наоборот, а в Бресте можно тогда только принять пассажиров, когда окажется свободное место, впредь же записываться было запрещено.
В бричках четыре места: два внутри и два снаружи, в каретах же по большей части шесть: четыре внутри и два снаружи. Кроме того, прямо из Бреста отправлялись экипажи: 4-х местные кабриолеты, и 8-ми и 16 местные кареты, в которых два места было снаружи, а остальные внутри; на них принимались пассажиры, не только во время отправления почты, но и заблаговременно.
При следовании из Москвы в Варшаву. В Бресте
Прибывали - с легкими почтами в воскресение и среду, в 3 часа 5 минут по полудни, а с экстра-почтою, в пятницу, в 7 часов по полудни. Отправлялись - первые в воскресение, в 6 часов по полудни, а последние в пятницу в 8 часов 30 минут по полудни.
При следовании из Варшавы в Москву. В Бресте
Прибывали: по средам и субботам, в 4 часа 20 минут по полудни с легкими почтами, а по вторникам в 2 часа 35 минут с экстра почтою. Отправлялись легкие по средам и субботам, в 8 часов по полудни, а экстра-почта по вторникам, в 6 часов по полудни.
В экипажах отправляемых из Бреста, отходили письменные почты до Варшавы: по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам, в 1 час по полудни.
В XIX веке с появлением железных дорог и пароходства, а в ХХ веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась, и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг.
Иван Чайчиц, Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Градоначальник Бреста поделился снимком уникального исторического документа
История Бреста → Тайны древнего Бриска: как город Брест стал еврейской столицей Беларуси
История Бреста → «Сей башне быть!», или Сказ о павильоне над артезианской скважиной № 4 в Городском саду Бреста
История Бреста → Каким был приезд Сергея Рахманинова в Брест в 1914 году
История Бреста → Найдены документы 19-го века, которые помогут восстановить в Бресте Городской сад