Центр семейной стоматологии «Дентико»https://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэбиshop.mts.bymts.by

ГлавнаяНовостиБрестская крепостьФорты Первой мировой — лакомый кусочек для арендаторов

Форты Первой мировой — лакомый кусочек для арендаторов

Мясокомбинат, колбасная лавочка, транспортная фирма и компания по продаже стройматериалов. Кажется, никакой связи между ними и быть не может. Но только не в Бресте. Корреспондент «Р» побывал на пороховых складах начала прошлого столетия и убедился: бетонные стены толщиной до двух метров не просто внушают доверие — запаса прочности хватит еще не на один век.

Мало кто знает, что знаменитая Брестская крепость была отнюдь не единственным укреплением на западных рубежах Российской империи. Прогресс и тогда не стоял на месте: к 60-м годам 19-го века она начала терять стратегическое значение, назрела необходимость реконструкции. В начале 20-го столетия цитадель окружали две линии фортов с пороховыми складами. И если из первых до наших дней остались лишь единицы, то склады история приберегла с большим старанием. Как оказалось, не зря: под крышами брестских укреплений сегодня работает не одна организация.

Брестский рынок «Старый город» хорошо знают за пределами страны. Гости из России любят закупать здесь белорусский трикотаж, чтобы потом перепродать его в Москве и других городах. Правда, огромная бетонная махина на другой стороне дороги, в отличие от палаточных рядов, не столь привлекательна для «челноков». Но, как только назревает необходимость прикупить съестного, верную дорогу помогает найти табличка «Рыба. Мясо. Птица. Фрукты. Колбаса».

Наталья больше двух лет работает в павильоне «бункера»: именно так на рынке именуют историко-культурную ценность — пороховой склад № 3. Продавец рассказывает, что толщина бетонных стен здания сказывается на микроклимате помещения самым непосредственным образом.

— У нас здесь как в метро: и зимой, и летом температура примерно одинаковая, — говорит Наталья. — В жару прохладно, в мороз тепло. Но без обогревателя долго не протянешь. Все-таки сырость дает о себе знать, иногда аж до костей пробирает.

Действительно, кое-где со сводов коридора капает вода, а через десять минут пребывания в «бункере» становится зябко. Впрочем, коммерсанты используют атмосферу порохового склада с выгодой для себя. На входе в здание красуется объявление: сдаются площади под склады. «С постоянной влажностью и температурой хранения. 3,3 евро за квадратный метр», — уточняется в листке.

На южной окраине Бреста удается отыскать сразу два похожих пороховых склада: промежуточный Ж-3 в Гершонах и № 4 — в Аркадии. В первый попасть можно только с территории фирмы, поставляющей стройматериалы. Ее руководитель Александр подчеркивает: склад находится на городской земле, и организация «бункер» не использует.

— Поскольку это историко-культурная ценность, мы обязаны только обеспечивать доступ к ней туристов, — рассказывает Александр. — В заборе рядом с укреплением есть калитка, мы даем от нее ключи, когда это нужно. Раньше там были склады местной ПМК, но предприятие оттуда уехало, и здание пустовало. Место облюбовали любители выпить. Поэтому мы установили решетку и ограничили доступ внутрь склада. Мало ли что.

А вот попасть на пороховой склад № 4 куда проще. Ворота здесь открыты, и на появление незнакомцев на территории никто не реагирует. И это при том, что в огороженной уцелевшей части склада с табличкой о статусе историко-культурной ценности работает торговое предприятие. Правда, памятник фортификации сохранился не целиком: почти у самой дороги лежат огромные бетонные глыбы разрушенной половины. Они красноречиво свидетельствуют о силе взрыва в 1944 году, когда вермахт при отступлении решил уничтожить склад. Но просчитался: взрывной волной в окрестных деревнях выбило все стекла, а вот укрепление пострадало лишь частично. Сегодня на гигантских обломках склада любят тренироваться альпинисты, а бетонную поверхность украшают рисунками уличные художники.

Еще один пороховой склад со схожей судьбой находится в брестском микрорайоне Граевка. Его точно так же частично уничтожили при отступлении немцы, а в уцелевшей части сейчас расположены производственные помещения. Руководитель транспортной компании, в чьей собственности находится «бункер», признается: реконструировать его хотелось бы, но для этого нужна масса согласований и разрешений.

— Кроме того, существует указ, по которому здания в статусе историко-культурных ценностей не подлежат переоценке, — продолжает он. — Боюсь, нет смысла вкладывать в реконструкцию сооружения, если оно будет стоить столько же, сколько в первоначальном состоянии.

А вот в пороховом складе № 1 на Речице спрятался объект, совсем не соразмерный масштабу строения. Зеленые двери в глубине «бункера» ведут… в обычный гараж. Его хозяин может спать спокойно: его автомобиль точно не угонят. Эти стены выстояли при взрыве во время отступления немецкой армии, а уж от воришек авто защитят и подавно.

Главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского горисполкома Алла Кондак уточняет: собственники и арендаторы брестских пороховых складов имеют не только право пользоваться ими, но и ряд обязанностей.

— Все же этим сооружениям присвоен статус историко-культурных ценностей, — подчеркивает Алла Петровна. — В связи с этим собственники и арендаторы принимают на себя определенные охранные обязательства. Например, текущий ремонт зданий. Капитальный ремонт без разрешения и согласования с Министерством культуры на таких объектах производить нельзя. Не разрешается и строительство без ведома Минкультуры на территории этих зданий. Продажа и изменение собственника также осуществляются с разрешения этого министерства.

Впрочем, особых проблем охранные обязательства арендаторам и собственникам, похоже, не доставляют. Как говорится, было бы желание содержать свои помещения в порядке. Например, в собственности Брестского мясокомбината — целый форт «Граф Берг» начала 20-го века. Построенный здесь еще в 1912 году крепостной холодильник для хранения провианта служит предприятию по сей день.

Возможно, иной подход к использованию фортификационного наследия принес бы более ощутимые в финансовом отношении результаты. Все-таки аналогов Брестской крепости и двум линиям ее обороны в мире не так много. А возможность насладиться историей, побродить по темным тоннелям укреплений — именно то, что нужно порой искушенному путешественнику. Кто знает, может, вскоре и Брест порадует туристов необычным развлечением в старинных укреплениях?

---------------------------------------

Любопытно

Как используют военные объекты в туристических целях в других странах?

Гдыня (Польша). В конце апреля пройдет первая экскурсия по группе укреплений на Редловской Кемпе, противоавиационной расщелине на Кашубской площади Гдыни, туннельному бункеру для экипажа гестапо, набережным и противоналетным батареям, а также бункерам для армии и населения. Решение об использовании этих объектов для привлечения туристов приняла администрация города, которая и разработала маршрут «Фортификации Гдыни и окрестностей».

Балаклава (Крым). База подводных лодок в скальном массиве, способная пережить мощнейший атомный взрыв, впервые открылась широкой публике в 2003 году. Строительство этого огромного сооружения началось в 1957 году. Год за годом здесь появлялись подземный канал с сухим доком, цеха для ремонта лодок и многочисленные склады. Объект был одним из самых засекреченных в СССР, но сегодня база не используется, и все ее тайны может увидеть любой турист.

Лиепая (Латвия). Военный порт не просто укрепление, но целая городская среда со своими кварталами, электростанцией, школами и даже православным собором. Построен в 19-м веке для флота Российской империи. В советское время в него было сложно попасть даже военным. Но сегодня это единый туристический объект.

Артем КИРЬЯНОВ, «Р»

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.