Белорусы не могут заработать на туристических потоках из России
Ежедневно в этот период белорусско-польскую границу пересекает до 200 автобусов с россиянами. «Золотая жила», скажет любой человек и будет прав. Для брестчан, живущих на границе, и вовсе благоприятные условия для бизнеса. Почему же на этом поприще рядом с нами активно работают польские, литовские и латвийские перевозчики? Много лет идет спор, как заполнить эту нишу своими силами, не оставляя места конкурентам. Но до сих пор участие брестчан в этом процессе довольно скромное
Ежедневно в этот период белорусско-польскую границу пересекает до 200 автобусов с россиянами. «Золотая жила», скажет любой человек и будет прав. Для брестчан, живущих на границе, и вовсе благоприятные условия для бизнеса. Почему же на этом поприще рядом с нами активно работают польские, литовские и латвийские перевозчики? Много лет идет спор, как заполнить эту нишу своими силами, не оставляя места конкурентам. Но до сих пор участие брестчан в этом процессе довольно скромное
Рождество и Новый год обещают нам визит многочисленных гостей, говорящих на одном из официальных языков Беларуси с… русским акцентом. Это москвичи и питерцы, транзитом проезжающие через Брест в Европу. Активность этого движения возрастает в период отдыха школьников, но пиковые деньки все же попадают на знаменитые российские каникулы. Ежедневно в этот период белорусско-польскую границу пересекает до 200 автобусов с россиянами. Каждый день на Брестском железнодорожном вокзале можно встретить бегущую толпу – туристы перегоняют друг друга, чтобы их автобус мог стартовать первым, сообщает «Вечерний Брест».
Подобная транспортная цепочка, тандем железной дороги и автомобильных перевозчиков, сформировалась примерно в 2000 году. Тогда впервые российские туристические фирмы пришли к решению отказаться от поездки в автобусе курсом Москва – Прага, например. Стало выгоднее использовать на этом пути услуги, предлагаемые иностранными перевозчиками. Дорога на автобусе из Москвы до Праги обошлась бы турфирме в 5 тысяч евро, что чревато риском сделать стоимость путевки неконкурентоспособной. Используя же услугу перевозчиков из Бреста в Прагу, заказчик платит белорусам в пределах 2 тысяч евро. Путь по железной дороге к белорусско-польской границе обходится, по московским меркам, в копейки.
На этом направлении несколько лет назад случилось затишье, да такое, что кривая бизнеса стала стремиться к нулю. Однако в 2006-2007 годах праздничный поток россиян наполнился живительной силой и перешел в стабильную фазу. В период российских каникул спрос на автобусы очень высок. Каждый белорусский перевозчик может рассчитывать на 3 рейса в месяц при условии недельного тура в Европу. Это полноценная загрузка транспорта.
«Золотая жила», скажет любой человек и будет прав. Для брестчан, живущих на границе, и вовсе благоприятные условия для бизнеса. Почему же на этом поприще рядом с нами активно работают польские, литовские и латвийские перевозчики? Много лет идет спор, как заполнить эту нишу своими силами, не оставляя места конкурентам. Но до сих пор участие брестчан в этом процессе довольно скромное.
С Европой наперегонки
Дело банально упирается в деньги. Россияне стали переборчивы. И сегодня, пользуясь услугами белорусских перевозчиков, запрашивают туристические автобусы не ниже экологического класса Евро-4. Известно, что в европейских столицах ревностно относятся к экологической чистоте транспорта. Берлин, а с некоторых пор и все туристические центры Германии, поделены на зоны: в «зеленую» – строго охраняемую от выхлопов транспорта – можно въехать только на автобусе Евро-4 и более высокого экологического класса. Если же автобус не имеет доступа в «зеленую» зону, он должен оставаться на стоянке, далекой от основных достопримечательностей. Российские туристы уже не желают испытывать связанные с этим неудобства.
Между тем в Бресте не многие перевозчики владеют «экологически чистым» пассажирским транспортом. Таких туристических фирм насчитаешь не более 10. Транспорт нового поколения стоит несоизмеримо дорого по отношению к белорусским доходам. Редкий белорус может позволить себе совершенно новую машину. Но и бэушная нашим не по карману. Автобус экологического класса Евро-4 2010 года стоит около 300 000 евро. Автобус 2002 года выпуска того же класса – более 100 000 евро. А по дорогам Европы вовсю бегают туристические автобусы стандартов Евро-5 и Евро-6, увеличивая пропасть между качеством услуг наших соотечественников и их конкурентов.
Для справки:
С 29 декабря 2012 года по 7 января 2013 года из Москвы и Санкт-Петербурга в наш город прибудет 12 дополнительных (кроме постоянно курсирующих) поездов Москва – Брест и 5 дополнительных поездов Санкт-Петербург – Брест. Эти составы сформированы ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время Брестское отделение Белорусской железной дороги ведет переговоры о введении дополнительных поездов местного формирования в направлении российских столиц и обратно.
Чей рубль тяжелее?
Высокие требования к качеству транспортных услуг заставляют брестчан задуматься над другими возможностями здравого использования дружбы народов. Одна из них: организовать перевозки наших соседей в Европу так, чтобы львиная доля туристов задерживалась в приграничье хотя бы на сутки. Много говорится о том, что в Бресте нет комплекса услуг, на которые россиянин мог бы живо отозваться рублем. Надо четко понимать: входя в купе в российской столице, турист интуитивно настраивается на европейский сервис и хочет пользоваться им уже в Бресте. Тем более что мы даем ему такие авансы, предлагая заоконные пейзажи чистенькой и ухоженной Беларуси.
Но есть в этой истории очень неприятная деталь, которая ни на каком официальном уровне решиться не может. Представители брестских туристических фирм делились с корреспондентом совершенно дикими историями, «авторами» которых с нашей стороны выступают работники общественного питания и других сфер услуг. Похоже, обсчитать «богатенького» россиянина – это вирус, захвативший белорусскую глубинку. Отправляясь в каникулярную поездку за границу, восточный сосед обычно принимает «каплю» для настроения. Этим настроением и пользуются некоторые рестораторы, официанты, кассиры и т. д. Ничем не оправданные накрутки идут на каждую порцию. Если у россиянина не хватает белорусских денег, чтобы оплатить счет, ему позволяют рассчитаться российскими рублями. Курс в таких случаях принимающая сторона «выставляет» с потолка, считая в собственную пользу. Появилась и новая «фишка»: при отсутствии белорусских денег российским туристам предлагают рассчитаться российскими деньгами… один к одному. Например, за 3 белорусские тысячи гость платит 3 тысячи российских. Просто и со вкусом: за условный хот-дог выходит не 30 центов, а 100 долларов.
Русский человек, конечно, живет на широкую ногу. Но наутро он любит вспомнить вчерашнее так же, как и белорус. И вот тут-то неприятные контрасты с нашей действительностью становятся очевидны…
Татьяна Шеламова