В каком же году Залесский писал полотна в Брест-Литовске?
Небольшое, но важное открытие команды Фонда развития Брестской крепости из российских архивов.
Благодаря документальным картинам первой половины XIX века выдающегося польского художника Мартина Залесского, у нас есть возможность погрузиться в последние дни существования легендарного Берестья. Увидеть процесс перехода от старого города к строительству на его месте крепости Брест-Литовск. На этапе возведения фортификационного объекта художник создал две картины. Одна из них наиболее драматична словно, "Последний день Помпеи", на которой мы видим средневековые здания в процессе их переустройства под нужны военного гарнизона. Давайте выясним, в каком году были написаны эти полотна?
В первой половине XIX века, в польском искусстве интенсивно развивалось романтическое направление, которое оказывало влияние на национальную культуру. Видным представителем романтизма в польской живописи был Мартин Залесский (1796-1877), который был известен своими многочисленными картинами с видами Варшавы и потрясающей детализацией сюжетов.
При помощи Ивана Фёдоровича Паскевича (известный российский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, граф Эриванский, князь Варшавский), Мартин Залесский получил государственный заказ на исполнение картин с видами крепостей западных рубежей Российской империи. В связи с этим в 1839-1848 годы художник много путешествовал. Когда именно он делал наброски картин с видами крепости Брест Литовск, достоверно не известно. Устоялось мнение, что картины были написаны художником в 1840 году, о чем свидетельствуют аннотации к полотнам в различных советских и современных изданиях.
В процессе работы над вторым томом Атласа Брестской крепости, команде Фонда развития удалось сделать интересное открытие! Остановимся на некоторых деталях картин Залесского и сравним с полученными архивными данными.
На обоих полотнах, предположительно датируемых 1840 годом, художник изобразил вантовый мост (Тереспольский), соединяющий цитадель с Тереспольским укреплением. Однако, согласно архивно-историческим исследованиям в РГВИА, проведённые экспертом Фонда Владимиром Орловом (Литва), строительство вантового моста проходило в период 1841-1843 годы. Еще одна деталь - на одной из картин крепостной штандарт (флаг) возвышающийся над крепостным валом. Это означает, что крепость введена в строй действующих. Произошло это событие в 1842 году. Все это ставит под сомнение точность датировки картин Залесского.
Если внимательно посмотреть на полотно с видом на восточную часть цитадели, где запечатлены старинные культовые здания, можно увидеть как идет строительство юго-западной части оборонительной казармы.
Здесь процитируем первоисточник:
"1844 год. Вновь начатые работы – постройка в чернь юго-западной части оборонительной казармы, начиная от ворот проволочного моста до плац-парадного моста. Закончена чистовая отделка ворот против висячего на проволочных канатах моста".
Эти сведения подтверждаются и на картинах Залесского! А это значит, что художник не мог в 1840 году запечатлеть то, чего еще не произошло.
Учитывая, что ранее копия оригинала не была получена в Бресте, Фонд развития Брестской крепости сделал запрос в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи г. Санкт-Петербурга. В рамках партнерства Музей артиллерии предоставил электронную копию одной из картин М. Залесского для печати во втором томе Атласа Брестской крепости. Именно в его экспозиции находится оригинал данного полотна по Брест-Литовску. В сопроводительном письме была указана аннотация:
«Картина Мартина Залесского «Крепость Брест Литовск», 1846 год, холст, масло, 9892 (Инв № 25!)».
Изданные открытки в 1962 году с видами картин М. Залесского московского издательства «Советский художник» также указывают более поздний год написания полотна.
Таким образом, удалось найти подтверждение, что картины Мартина Залесского «Крепость Брест-Литовск» написаны в 1846 году. Это дает возможность пересмотреть представление о том, как выглядела крепость в 1842 году, когда объект был введен в строй действующих крепостей Российской империи.
Можно предположить, что в исследовательской среде Беларуси ошибка дублировалась из одного источника в другой на протяжении многих лет. Сегодня разные издания и музеи содержат информацию и копию картины с неправильно указанной датой (1840). Надеемся, что авторы будущих изданий воспользуются данной информацией, ведь важное качество научных, экспозиционных и издательских проектов — это достоверность.
В качестве завершения, хотим представить вашему вниманию фотографии оригинальных кирпичей (клейма 1844 и 1845 годы) из коллекции брестского краеведа Ивана Чайчица с юго-западного участка оборонительной казармы, запечатленном на картинах Мартина Залесского.
Олег Полищук для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
Реальный Брест → 10 миллионов человек посмотрели ролик про то, как в Бресте на День города «тушили» с вертолёта на реке судно
Реальный Брест → Филе утки с ризотто из семечек с манго-апельсиновым соусом
Реальный Брест → Католическое кладбище в Бресте
Беларусь → Головченко: ценовое регулирование на стоматологические услуги нужного эффекта не дало
Реальный Брест → В интернете набирает просмотры видео брестчанина