Школа Май Бэби«Гинекологическое отделение»a-brest.by домаМойка на СпокойнойДиагностика аллергий

ГлавнаяНовостиИстория БрестаПинчанин рассказал, как за польским часом укладывали трилинку и сколько платили рабочим

Пинчанин рассказал, как за польским часом укладывали трилинку и сколько платили рабочим

13 февраля 2020 - Сергей Романюк

Медиа-Полесье писало о памятнике первой шоссейной дороге в Пинске, которую построили в 1938 году.

Дорога из уникальной плитки была несколько лет назад была на площади Ленина в Пинске. Фото из архива Медиа-Полесья

Дорога из уникальной плитки была несколько лет назад была на площади Ленина в Пинске. Фото из архива Медиа-Полесья

Судьбу памятника обсуждали на презентации детального плана развития Юго-Западного района.

В 1938 году закончили строительство дороги, связавшей Брест с Пинском. Шоссе имело огромное значение для социального и экономического развития всего региона. Поэтому и установили памятный знак в виде базальтовых столбов на бетонном основании.

Памятник первому шоссе в Пинске

Памятник первому шоссе в Пинске

Дорогу до Дрогичина мостили трилинкой - это шестигранная бетонная плитка, которую придумал в 30-годы прошлого столетия польский инженер Владислав Трилинский.

Плитка изготавливалась из кусков базальта, которые заливались бетоном в специальной форме. «Пинской косткой» были вымощены улицы Пинска, Бреста, Слонима, применяли её и в других районах Беларуси.

Знаменитая трилника или «пинская костка»

Знаменитая трилника или «пинская костка»

Пинчанин Виктор Коханович, рассказал Медиа-Полесью, как его отец строил эту дорогу, что этот труд достойно вознаграждался, о том, что дорогу строили на века, но современные специалисты не могут её сохранить.

«Мой покойный отец, Кохнович Емельян Александрович,1912 года рождения, родом из деревни Новоселье Пинского района, что находится в пойме реки Ясельда, в двух километрах от деревни Ставок строил эту дорогу при панской Польше.

С 15-ти лет своей жизни он начал работать на стройках Пинска. На строительстве шоссейной дороги Пинск-Дрогичин работал на укладке шестигранников в дорожное полотно. Как он рассказывал, одни люди возили землю на возах, другие формировали дорожное полотно, третьи укладывали бетонные шестигранники.

Старая дорога на Брест. Фото warszawianka.tourister.ru

Старая дорога на Брест. Фото warszawianka.tourister.ru

Сожалею, что не расспросил раньше: на всей дороге он работал или на определённом участке. В общем, на укладке работало четыре человека. Каждый шестигранник весил два пуда. Норма укладки в день 100 метров (на метр дороги требовалось 10 плиток. – Ред.).

Зарплата в месяц за эту работу была 150 злотых. Курс к доллару США 1$=2 злотых. Велосипед стоил 150 злотых, хорошая корова-75 злотых, бутылка польской водки-2 злотых.

В магазинах в Пинске были товары со всей Европы и мира, купить можно было всё, что хочешь, были бы деньги.

Улица Костюшко (сейчас Ленина) в довоенном Пинске. Фото the-dialogue.com

Улица Костюшко (сейчас Ленина) в довоенном Пинске. Фото the-dialogue.com

Работал отец тяжело, но зато не бедствовал и не бегал по подпольным советским коммунистическим кружкам.

С 15-ти лет он работал на стройках Пинска, Варшавы (строил аэродром в Океньце на французской фирме) и на дороге Пинск-Дрогичин. «Накачался» физически так, что до самой пенсии выглядел, как Геракл, мастера спорта по тяжелой атлетике можно было давать не глядя.

А когда в 1939 году пришли "товарищи" голопупые из советской России, то освободили нас от сала, от мяса, колбасы и атрибутов цивилизованной жизни. Как говорил батя, они офигели, увидев, как живут люди в Пинске.

В советские времена «трилинку» покрывали асфальтом

В советские времена «трилинку» покрывали асфальтом

А мораль сей "басни" такова: чтобы хорошо жить, надо работать и получать за свой труд достойную зарплату. Государство, в котором не ценится труд тех, кто производит материальные ценности и процветает ворье и всякие «захребетники», обречено. Это для молодёжи…

Сейчас трилинку часто просто демонтируют, в Пинске используют для мощения небольших участков дорог

Сейчас трилинку часто просто демонтируют, в Пинске используют для мощения небольших участков дорог

…Я написал это всё в память об отце и тех людях, которые эту дорогу строили. Как говорил батя: русские танки, немецкие танки утюжили её, и после войны она долго ещё служила, вот как мы строили - на века, но «товарищи» до неё все-таки добрались. Дорогу где-то демонтировали, где-то в асфальт закатали (Со временем полотно просело и пошло волнами, его не восстанавливали. - Ред.).»

 

 Василий Мацкевич, Медиа-Полесье

 

 

Похожие статьи:

История БрестаНебо и земля Бреста в истории авиации. Часть 3

История БрестаПеснь, пробуждающая душу. О брестских церковных регентах межвоенных времен

История БрестаЗачем пожарным усы, а лошадям противогаз. Музей не для всех в пожарном ДЕПО

История БрестаПробелы в истории зданий Бреста

История Бреста100-лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Ефимовича Александрова

Поделиться:
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.