Обращение, или О чем информировал полицмейстер Брест-Литовска в 1812 году
Война – это не только сражения на поле битвы, но и на поле информационном. В противостоянии Французской и Российских империй 1812 года пропаганда также сыграла свою роль.
Один из образцов схватки «русского слова» против «слова французского», связанный с историей Бреста, хранится в фондах Национального исторического архива Беларуси. В описях этот документ обозначен как «Обращение полицмейстера Брест-Литовска Константинова к населению города с разъяснением военного положения, сложившегося к октябрю 1812 года».
С оригинальной стилистикой и орфографией документа можно ознакомиться в сборнике «Беларусь и война 1812 года: Документы», вышедшем в 2011 году в издательстве «Беларусь». Я же приведу адаптированную под современного читателя версию с некоторыми примечаниями и исправлениями.
«Брест-Литовский 12 октября 1812 года. Главная Армия под начальством генерал-фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова, состоящая из ста тысяч человек, не считая отдельных корпусов, расположена за рекою Нарою, имеет при себе 122 пушки. Князь Голицын в Владимире с 20 000. Генерал Дорохов занимает Можайск со значительным корпусом, генерал Винцингероде стоит в Клину по Санкт-Петербургской (дороге). Жесточайший во всем недостаток (испытывая), окружены будучи со всех сторон, принуждены они (наполеоновские войска) жертвовать ежедневно большим числом солдат дабы достать малое для себя пропитание. Отряды, посылаемые для фуражирования по большой части погибают. Они или бывают убиваемые российскими крестьянами или забираемые казаками и другими партиями легкой кавалерии. В несколько дней взято более 8000 пленных, истреблено множество лафетов и ящиков артиллерийских и перехвачено несколько курьеров.
30 сентября генерал-майор Дорохов взял штурмом неприятельское укрепление, потеря французов в сим деле простирается до 300 убитыми, в плен взято 20 офицеров и 400 солдат. Наполеон посылал к фельдмаршалу князю Кутузову адъютанта своего графа Лористона просить о прекращении военных действий, в чем ему отказано было. Адъютант Наполеона жаловался на несправедливое мщение, которое производят мужики российские над неприятелем их отечества обругавшим их церковь. Он (Лористон) под предлогом позднего времени года старался склонять князя Кутузова на перемирие, признав, что французские войска в Испании были разбиты и Мадрид взят англичанами, стараясь однако же представить сие как неудачу, которая вскоре исправлена будет. Все внушения его остались без всякого успеха.
Западная армия, принудив неприятеля искать себе убежища в Герцогстве Варшавском, посылала партии свои с одной стороны до Варшавы и Люблина, а с другой стороны – до Белостока и Слонима. Множество пленных, разорение многих магазинов, суть последствий сих стремительных экспедиций. Польский гвардейский полк со своим шефом и казною достались в наши руки. Главнокомандующий (Чичагов) скоро выедет из Бреста-Литовского, оставляя в оном правительство которое покровительствовать будет всех спокойных подданных Его Императорского Величества 35 000 армией, которой предоставлено отражать набеги неприятеля и восстановить в здешнем разоренном от него крае тишину, порядок и безопасности.
Подписано: полицмейстер Константинов. Письмоводитель Викентий Вышинский».
Как видим, информирование населения представителями органов государственной власти практиковалось задолго до наших дней. В том, что в роли агитатора выступал глава городской полиции, тоже нет ничего удивительного. Поддержание «благочиния, добронравия и порядка» среди горожан, было его прямой обязанностью. И тут надо сказать, что выполнить свое предназначение в те времена, да еще и в Брест-Литовске, было для полицмейстера Константинова задачей нелегкой. Ведь город за четыре месяца войны успел перейти из рук в руки несколько раз, его население, что греха таить, в большинстве своем глубоко аполитичное, легко принимало сторону победителя, а в оставшемся меньшинстве было настроено профранцузски. В этой ситуации, чтобы поднять дух людей, лояльных к российским властям, деморализовать и подавить противников, расположить к себе сомневающихся, – опоры только на солдатские штыки было недостаточно. Нужна была поддержка аппарата пропаганды, причем государственного масштаба. И она у полицмейстера Брест-Литовска, судя по сохранившемуся документу, была.
Два рукописных листа «Обращения полицмейстера Брест-Литовска» – это своего рода конспект. Основой для него послужила, скорее всего, информация из издававшихся в типографии при штабе главнокомандующего всеми русскими армиями Михаила Кутузова и рассылаемых по городам листовок «Официальные известия из армии» и «Журналы военных действий». Хотя эти сводки были близки к реальности, они не раскрывали и половины событий, что происходили в те дни на театре военных действий. К тому же расстояние от штаба «Главной армии» русских войск до Брест-Литовка немалое и, судя по содержанию «обращения» Константинова и дате выхода его в свет, «официальные известия» полицмейстеру приходили уже далеко не свежими. Но это был лучший вариант, чем информационный вакуум, который, как известно, если не наполнишь ты, обязательно заполнит противник.
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Похожие статьи:
Брест и регион → Что такое аминокислоты BCAA?
Беларусь → В МТС появилась новая линейка телевизоров TCL
Дороги и чудаки → В Бресте в ДТП попали маршрутное и обычное такси
Дороги и чудаки → Видео, как спасали девочку, попавшую под автобус в Бресте 12 марта
Беларусь → Восстановленные смартфоны iPhone – от 21 рубля в месяц в МТС