Как Николай Качановский продолжает древние традиции полесского бортничества
Знаете ли вы, что древняя традиция пчеловодства на белорусско-польском Полесье в декабре 2020 года включена в репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества и теперь находится под охраной ЮНЕСКО?
А знаете ли вы, что первый в Беларуси музей под открытым небом появился в деревне Качановичи Пинского района? Он как раз таки посвящен пчеловодству и насчитывает порядка полусотни колод-бортей, самой давней из которых больше века.
Колоды сделаны из могучих сосен, что росли на Полесье еще при крепостном праве. Хозяин агроусадьбы «Полесский бортник» Николай Качановский, автор книги «Азбука активного долголетия», собирал свои экспонаты по деревням всей Брестчины. Он и продолжает древние традиции полесского бортничества.
Зов предков
«Наверное, зов предков», – так объясняет Николай свое увлечение пчеловодством. Из далекого детства в памяти запечатлелась картинка: папа нарезал из колод полное эмалированное ведро меда в сотах, и он, малыш, ненамного возвышаясь над горой янтарного лакомства, вдыхает его дивный аромат.
Деревня Качановичи – край истинных пчеловодов. Находится она на правом берегу реки Припять и впервые упоминается в 1552 году, когда по указанию королевы Боны была сделана опись границ землевладений и определены повинности жителей селения. Согласно же другой версии, люди здесь – в междуречье Припяти и Стыра – поселились намного раньше. В 1385 году упоминается некий «пан Качанович», который «…улюбил есм остров…».
Поселение считают родовым гнездом шляхетского рода Качановских, которые выводят свою родословную от переселенцев с территории Чехии, осевших на Полесье в XVI веке во времена королевы Боны. По традиции Качановские и другие жители Качановичей занимались рыболовством и пчеловодством. Уже в то время в окрестных лесах появились борти.
Архивные документы от 1539 года показывают «входы» в Полесскую пущу и говорят о том, что борти держали жители многих деревень Пинского района, а еще они активно занимались рыбной ловлей. Дары природы возили в Пинск и продавали там на знаменитом лодочном базаре.
Правнук бортника
Прадед по линии отца Николай в деревне Вылазы имел довольно большую пасеку – порядка ста колод, прабабушка была известной в округе травницей. Однажды зимой приехали сотрудники НКВД, перевернули колоды, вырезали весь мед. Пчелы на морозе погибли. Разоренный пчеловод отправился в Пинск добиваться правды. Но так близко принял свою трагедию к сердцу, что оно не выдержало. Умер прадед в довольно молодом возрасте.
Об этой истории правнук бортника, к слову, узнал всего несколько месяцев назад, продолжая начатую много лет назад работу по созданию своего генеалогического дерева. Которое уже сегодня насчитывает порядка трехсот родных имен. Пчеловодством занимался и дед по линии матери – кроме всего прочего в приданое его невеста получила от родителей могучую сосну, из которой молодой муж вырубил несколько колод, расширив свою пасеку.
Вникал во всё
Прежде чем прийти к главному делу своей жизни, Николай, окончив Пинский мелиоративный техникум, сменил несколько профессий: инженера-конструктора, мастера энергоцеха, инженера по технадзору, начальника смены котельной на предприятии. Глубоко вникал в суть каждой, был сильным специалистом. А чтобы должным образом пополнять семейный бюджет, в свободное время трудился пчеловодом в колхозе. Помогал, конечно же, и отцу на его небольшой пасеке.
А за полгода до развала Советского Союза, вместе с которым развалилось и предприятие, на котором трудился, – как будто интуиция подсказала – отовсюду уволился и решил целиком и полностью посвятить себя пчеловодству. Плюс к отцовским приобрел в колхозе еще 60 семей. Собственное дело в те смутные годы тотального экономического кризиса помогало выживать.
Компания меда
Прочно став на ноги в своем маленьком бизнесе, Николай решил развиваться дальше – и зарегистрировал фармакомпанию «Качановский», которая занялась производством продуктов на основе меда, обладающих гораздо более высокими полезными качествами, чем сам основной продукт.
– Сегодня в цехе работают пять человек, мы делаем шестнадцать позиций, – рассказывает основатель компании. – Основные – это мед с прополисом под названием «Бальзам», «Бальзам плюс» – мед с прополисом и пыльцой, мед с пергой, с молочком, «Эликсир здоровья» содержит сразу пять компонентов: пыльцу, пергу, прополис, молочко и чернику, очень полезен для организма «Апи-бальзам» – с прополисом, пыльцой и пчелиным подмором. Именно добавки выступают здесь «катализаторами» полезности.
Подсказала жизнь
– Однажды много лет назад заходит в магазин женщина и просит положить мед в баночку из пластика. Сразу включилась интуиция. Уточняю: «В тюрьму или в колонию?». В тюрьму, говорит. «Хотите, чтобы ваш муж вышел оттуда максимально здоровым человеком?» Тогда в мед с прополисом и пыльцой я добавил порошок из мертвых пчел, очень богатый хитином, – ведь в чистом виде порошок не передашь. Такой мед укрепляет иммунитет, имеет противовоспалительное действие, борется с последствиями малоподвижного образа жизни. «Испытание» на заключенных я проводил семь лет – сарафанное радио передало информацию. Все мои «подопечные» вернулись домой здоровыми. И мне удалось убедить Минздрав, начальника отдела ЦСМ, что мой продукт заслуживает официального признания.
Мы тут живем
Кстати, просто мед из продуктов пчеловодства не самый полезный, отмечают специалисты, – он лишь на десятом месте после меда в сотах, пыльцы, перги, прополиса, пчелиного, трутневого, маточного молочка, пчелиного подмора. А возглавляет рейтинг пчелиный яд.
Как только началась пандемия коронавируса, в фармакомпанию Качановского обратился помощник посла КНР в Беларуси: в столичном магазине «Корона» китайские дипломаты скупили весь пинский прополис, заказали еще 100 баночек – видимо, для поддержания иммунитета обучающихся у нас своих студентов. Кстати, были готовы забрать практически весь имеющийся ассортимент. Но полесский пчеловод отказался: «Тогда наши продукты просто исчезли бы за границами Беларуси. А я хочу помогать нашим людям. Мы тут живем».
В чем секрет
А еще было дело на самой заре предпринимательской деятельности. Пришла женщина в глубочайшей депрессии: «Не могу жить и не хочу!» Была в Боровлянах, после химиотерапии у нее началась глубокая интоксикация организма: что ни съела бы, никакая пища не усваивалась.
– Я говорю ей: возьмите мед с пергой, и всё нормализуется. Перга убивает вредные бактерии и способствует улучшению пищеварения. Через месяц она пришла за второй баночкой – почувствовала улучшение. Минуло лет семь, и как-то на автобусной остановке женщина при всем народе бросается мне на грудь: «Спасибо, я живу благодаря вашей перге!»
Да и не зря же в Японии, занимающей первое место по продолжительности жизни, маленьким детям и старикам в обязательном порядке в рацион включают мед с маточным молочком.
Нектар Полесья
Что же касается меда непосредственно, то сам пчеловод предпочитает пить чай и кофе с медом падевым. Его источник – медвяная роса, сладкий сок, выступающий на листьях под влиянием резкого перепада температур. Ученые установили, что падевый мед позволяет на оптимальном уровне поддерживать кислотно-щелочной баланс крови, от которого во многом зависит состояние организма.
Распахнув двери магазина «Нектар Полесья», расположенного на набережной Пины, сразу попадаешь будто в крестьянскую избу начала прошлого века – Николай Николаевич разместил здесь собранные им по деревенским чердакам предметы старинного быта, назначение некоторых не сразу и угадаешь.
Здесь же представлены и вышитое на льняном полотне одной из постоянных посетительниц магазина генеалогическое древо Качановских, картины художников, которых он приглашает на пленэры в Качановичи, где устраивает и праздники деревни. Его родимую усадьбу с удовольствием посещают туристы – старинные борти где еще увидишь! В специальной книге читаю отзывы приблизительно на такую тему: это один из лучших дней нашего путешествия по белорусскому Полесью. География авторов – от Калининграда до Благовещенска: Архангельск, Краснодар, Воронеж, Тамбов, Москва, Санкт-Петербург.
Вот и недавно группу в составе почти 40 любителей дикой природы из России, Литвы, Латвии, Украины в Качановичи привезли представители заказников «Средняя Припять» и «Простырь» – история полесского бортничества, а также экспонаты музея под открытым небом, как и в целом уникальная природа Пинщины, произвели на иностранных гостей, узнавших о наших красотах из социальных сетей и пожелавших увидеть их в натуре, неизгладимое впечатление.
Ирина ОРЛОВА
Фото автора
Похожие статьи:
Беларусь → Выгода до 30%: в МТС стал доступнее Xiaomi Redmi Note 10 Pro 8/128 ГБ
Брест и регион → В Бресте перезахоронили жертв брестского гетто
Брестская крепость → Взлет германской гражданской авиации в Бресте
Брест и регион → Гинекология в Бресте
Дороги и чудаки → Заторы на перекрестке проспекта Машерова и бульвара Шевченко