Реальный Брест

дентикоШкола Май Бэбиkris.byeos.byАйТИ ШАГ

ГлавнаяНовостиИстория БрестаКак латерофилисты Бреста «общаются» с камнями

Как латерофилисты Бреста «общаются» с камнями

Сегодня в Бресте в научно-технической библиотеке была открыта выставка старинного кирпича «ЦЭГЛА INCOGNITA: ДЭШЫФРОЎКА КОДА»

Кирпичные клейма – это не просто торговая марка или знак качества, это отдельный вид исторической информации, которые сохранили для нас имена и фамилии купцов, дворян, промышленников XIX и XX века, а также места нахождения кирпичных заводов. По истечении столетий вышло, что этим они увековечили в истории свои имена и своё дело.

На сегодняшний день собирательство клеймёных кирпичей стало достаточно распространённым явлением в мире. Ведь интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей обозначали свою продукцию. Название "Латерофилия" пока что, не официальное, образованное от латинского слова «кирпич».

Экспонаты выставки отличаются характером технологии и являются продукцией ручного и механического производства. Продукция XVII-XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и не имеет клейм.

Кирпичные клейма играют немаловажную роль и в изучении истории нашего тысячелетнего города, ведь кирпичное производство вплотную связано с капитальным строительством, которое в свою очередь характеризует уровень жизни населения в то или иной период времени.

При сносе, или реконструкции исторических зданий, в том числе и в Бресте, они как строительный мусор в массовом порядке вывозятся на свалки, в лучшем случае отбираются для самого разнообразного вторичного применения. Таким образом, многие старинные кирпичи, несущие на себе отпечаток истории, попадают в наши коллекции.

В Российской империи в связи с началом массового каменного строительства, в середине ХІХ века, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах». Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Штамповать кирпич обязали еще и для того, чтобы в случае любых разрушений можно было определить его производителя. При клеймении достаточно часто производители ограничивались лишь первыми буквами своего имени и фамилии, если же производителей было несколько — лишь фамилий.

Чудовищные пожары в мае 1895 года и апреле 1901 года вынудили власти города отдать предпочтение каменным сооружениям вновь возводимого из пепла Бреста. В 1905г. в городе уже числилось 1350 каменных зданий. В Брестском уезде в начале ХХ века был 21 кирпичный завод, а во всей Гродненской губернии их было 203. Кирпич производили качественный и разнообразный: обычный строительный, полый, лекальный, радиальный, оградный, трубный, колодезный, облицовочный, силикатный.

В 1833 году у деревни Гершановичи (Гершоны), при ранее существовавшем кирпичном заводе, были построены 2 кирпичных сарая, две печи для обжига кирпича, дома для проживания рабочих и офицерский домик, всего 8 построек. Так начиналось строительство Казенного кирпичного завода. Участки глинистой земли приобретались от крестьян этой же деревни. Завод строился и разрастался. Уже в 1868 году завод включал в себя такие строения как контора, барак на 100 человек рабочих, конюшня, сарай, отходное место, колодец, кирпичеобжигательная печь, 16 кирпичеделательных сараев, 14 глинищ. Шла постоянная модернизация завода, это было необходимо для увеличения выделки кирпича на заводе, например в 1873 году, до 3 миллионов штук в год.

На Брест-Литовском казенном кирпичном заводе кирпичи обжигали в Гофманской кирпичеобжигательной печи, это были непрерывно действующие печи. Завод работал вплоть до 1915 года.

На выставке можно увидеть образцы старинного клейменого кирпича из коллекций брестских краеведов Ивана Чайчица и Сергея Гриня, из собрания музея «Брест театральный» и ряд уникальных раритетов из самой большой в Беларуси коллекции лидского краеведа Алексея Чистякова.

Иллюстрирует и дополняет «кирпичную» тему выставка фотографий от брестчан-краеведов Олега Малейко и Петра Ольшевского, которые запечатлели постепенно исчезающие с брестских улиц кирпичные здания прошлого века.

Реальный Брест

Фото: О.Полищук.

 

Похожие статьи:

Брест и регионРоссияне в течение февраля 16 раз неудачно пытались легально выехать в Польшу через Брест

Брест и регионПрезидент назначил нового зампреда Брестского облисполкома по строительству

Брест и регионДостоин ли Брест фестиваля фейерверков?

Брест и регионБалтийское рандеву Реального Бреста с новой Skoda Kodiaq

Брест и регионВ Бресте задержан чеченец, который разыскивался полицией России

Поделиться:
Комментарии (1)
Veniamin Stenov # 6 августа 2018 в 14:53
+2 + -
+2 / 0
латерофилисты.. сразу и не выговоришь.

напомнило:
С.Лем. Приемные часы профессора Тарантоги:

Второй. Сидящий человек занимает больше места, нежели сидящая птица того же размера. Извольте проверить сказанное на этой вот схеме. Сидя, человек вынужден выдвигать колени вперед, тогда он занимает дополнительное пространство, кроме всего прочего, создавая дополнительные хлопоты проектировщикам автомобилей. В то же время курица или страус садятся на собственные ноги, которые вообще не выступают за контур тела. Такая переделка коленных суставов потребуется вследствие растущей толчеи, то есть недостатка места. Люди с коленями, торчащими вперед, вскоре превратятся в позорное пятно, на них будут указывать как на образчик дурного тона, темноты и глупости традиционализма...

Первый. Гораций, не распаляйся! Мой коллега - энтузиаст-педекласт,

профессор. Тарантога. Простите, как вы сказали?

Первый. Я сказал "педекласт", или вам что-то послышалось? "Педис" - нога, "клазия" - ломание, сгибание. Колени назад. Это открытие сделал он. Но коленный вопрос - это еще не все.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.