«Небо и земля Бреста в истории авиации»: Демблин - Брест
В рамках проекта «Небо и земля Бреста в истории авиации» мы продолжаем знакомить читателей сайта «Реальный Брест» с различными историческими событиями, так или иначе связанными с нашим городом.
Сегодня мы расскажем о человеке для которого наша земля стала последним пристанищем. Трагическое событие произошло в небе над Демблином (Республика Польша) 31 октября 1947 года.
Демблин – это столица польских крыльев. Здесь с 1927 года действует «Школа Орлят». Сначала это была Высшая офицерская школа авиации, а сейчас это Высшая офицерская школа Военно-воздушных сил Польши. Здесь находится самый большой в Польше авиационный гарнизон.
После Второй мировой войны Советский Союз передал Польше 11 самолетов УПе-2. Польские УПе-2 окрашивались сверху в темно-зеленый цвет, снизу – в светло-голубой. Коки винтов – красно-белые. На верхние поверхности крыла опознавательные знаки не наносились. Самолет имел двойное управление с приоритетом управления из задней кабины, то есть – инструктор имел возможность вмешаться в действия курсанта, а курсант – нет.
Пилот: подполковник пилот Борис Борткевич, родился 24 августа 1909 года в городе Старый Оскол, выпускник Военной школы летчиков в г. Энгельсе в 1936 году, заместитель командира Офицерской летной школы в Демблине.
Налет: 2384 часа 53 минуты на самолетах: СБ, УПе-2, Пе-2.
Пилот: хорунжий пилот Ян Крамек (Jan Kramek), родился 24 июня 1922 года в Бжозова (Brzozowej), выпускник Военной школы летчиков в г. Энгельсе в 1946 году, слушатель курсов пилотажа Офицерской школы летчиков в Демблине.
Налет: 88 часов на самолетах: УТ-2, Р-5, СБ, Пе-2.
Пилот: хорунжий пилот Ян Левандовски (Jan Lewandowski), родился 24 июня 1923 года в Дешковичах (Deszkowicach), выпускник Военной школы летчиков в г. Энгельсе, слушатель курсов пилотажа Офицерской школы летчиков в Демблине.
Налет: 96 часов на самолетах: УТ-2, Р-5, СБ, Пе-2.
Задание: полет по кругу.
Обстоятельства катастрофы: экипаж учебной эскадрильи Офицерской летной школы выполнял на самолете УПе-2 полет по кругу над аэродромом в Демблине. По выполнению четвертого разворота, на высоте 100 метров, при выпуске закрылков, не вышла левая группа закрылков. Самолет резко изменил направление полета, сорвался в штопор и столкнулся с землей. Экипаж погиб.

Причина: наиболее вероятная причина катастрофы - неравномерный выпуск закрылков, что привело к потере поперечной устойчивости и cтолкновению с землей.
Место захоронения: Ян Крамек и Ян Левандовски были с почестями похоронены на военном кладбище в Демблине. Тело пилота Бориса Борткевича, по желанию его родственников, было перевезено в г. Брест и захоронено на Тришинском некрополе.

Майор Борткевич Борис Андреевич в списке на награждение орденом Красного Знамени под номером 116

Надгробие на могиле Борткевича Бориса Андреевича
Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Константину Стрельбицкому
Похожие статьи:
Дороги и чудаки → Сегодня ГАИ начнет штрафовать за летнюю резину
Брест и регион → Электроснабжение восстановлено в 38 пострадавших от непогоды деревнях Брестской области
Беларусь → Лукашенко и Путин договорились о подготовке экипажей самолетов армии Беларуси со специфическими боеприпасами
Брест и регион → Тактико-специальные учения МЧС прошли на территории СП ОАО «Брестгазоаппарат»
Реальный Брест → В Бресте проходят торжественные мероприятия ко Дню Независимости