Белорусский автобан: ремонт трассы М3 близок к завершению
Масштабная реконструкция на республиканской дороге Минск-Витебск началась полтора года назад. За это время дорожники успели уложить 22 км бетона, построить несколько развязок, тоннелей и путепроводов. Сдать объект планируют в конце 2024 года.
Трасса М3 имеет для страны стратегическое значение: она ведет в сторону северных портов России. За последние 20 лет фуры сильно износили дорожное покрытие, поэтому ремонт этой магистрали более чем оправдан.
Сейчас дорожники восстанавливают 15-километровый участок от Логойска до Плещениц. Ожидается, что к концу года здесь будет первоклассная дорога – четыре полосы, "бетонка" и скорость 120 км/ч. Корреспонденты Sputnik посмотрели, как идет грандиозная реконструкция.
© Sputnik / Виктор Толочко
На объекте работает несколько сотен человек и большое количество техники – погрузчики, самосвалы, экскаваторы, катки и грузовики. Трудовой день, как у комбайнера: пока солнце светит – с 8 утра до 8 вечера.
Сейчас дорожники укладывают цементобетон (перед этим, разумеется, идеально готовят земельное полотно) и потихоньку начинают обустраивать трассу – устанавливают барьерное ограждение и дорожные знаки.
"Все идет по плану: сдать объект планируется в конце текущего года", – рассказывает начальник технического отдела РУП "Минскавтодор-Центр" (заказчик объекта) Алексей Худой.
Лучше, чем асфальт
Дорога получит современную и капитальную одежду – цементобетонное покрытие, оно в разы надежнее, прочнее и "живучее". В качестве основания укладывают "тощий" цемент, затем идет "тяжелый" бетон. Этот многослойный "пирог" из песка, щебня, известняка и глины должен прослужить как минимум 20 лет. Асфальт, тем временем, будет лежать на съездах и подъездах к трассе: по такому же принципу устроена МКАД-2.
"В основном используются материалы белорусские – и песок, и цемент, и щебень, и арматура. Что и позволяет строить без всяких задержек", – добавляет собеседник.
Специалисты информируют: к настоящему моменту на 15-километровом реконструируемом участке уложено 22 км бетона (если считать в обоих направлениях), остается еще около 8 км.
© Sputnik / Виктор Толочко
В связке с бетоноукладчиками работает передвижной завод по выпуску готового покрытия. Его привезли еще в прошлом году из Могилева, чтобы уменьшить расстояние подвоза свежего бетона (в целях минимизации транспортных расходов) и соблюсти все необходимые технологии укладки. Мини-предприятие способно производить до 1500 кубометров цементобетона в сутки.
Передвижной завод по выпуску готового покрытия © Sputnik / Виктор Толочко
"В сентябре будет уложен весь "тяжелый" бетон, останутся отделочные работы, обустройство дорожных знаков, разметки, установка барьерного ограждения по разделительной полосе и обочине. Кроме того, необходимо будет поставить 24 км защитной сетки для защиты от диких животных", – посвящает в курс дела представитель "Минскавтодор-Центра".
Дорога на миллион
Проект реконструкции республиканской дороги М3 уже в ходе работ претерпел несколько изменений. Первоначально в районе деревни Добренево и автозаправки должен был быть тоннель для пешеходов, но строители пересмотрели план и сделали там развязку с путепроводом для проезда к населенным пунктам.
© Sputnik / Виктор Толочко
Еще одно изменение – мост через реку Гайна. По проекту его должны были отремонтировать, однако после обследования опор специалисты пришли к выводу, что для пропуска современных нагрузок мост нужно полностью разобрать, а на его месте построить новое сооружение.
Мост через реку Гайна © Sputnik / Виктор Толочко
На эти цели, в том числе, потребовалось привлечь дополнительные бюджетные средства. Заказчик объекта отмечает: на реконструкцию 15-километрового участка освоено уже порядка 100 млн рублей.
"Хатынь" остается
Разговоры по поводу возможного переноса легендарной каменной надписи на въезде в мемориальный комплекс ходили давно. И они были не беспочвенны: дескать, монумент случайным образом можно повредить во время строительных работ. В итоге были найдены проектные решения, позволившие оставить фундаментальный знак на месте.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Изначально были планы перенести стелу в другое место. Но она очень массивная, и была угроза обрушения. Решили оставить, как есть. Вокруг и вблизи знака появятся пешеходные дорожки и другие сооружения", – говорит Алексей Худой.
Теперь автомобилистам с нового путепровода надпись "Хатынь" не видна. Собеседник поясняет, что в перспективе на трассе установят информационные знаки и таблички, чтобы водители не смогли пропустить съезд к мемориальному комплексу.
Было – стало © Sputnik / Виктор Толочко
Естественная преграда
Для местных жителей реконструкция трассы – целое событие. Многие рады тому факту, что скоро дорога превратится в автобан, но есть и такие, для кого реконструкция стала настоящий препятствием.
"Напротив деревни через дорогу – ресторан "Партизанский бор". Раньше можно было пройти напрямую, а теперь нужно обходить полтора километра, чтобы сходить купить тех же сигарет. До магазина 5 километров, а автолавка приезжает нечасто. Поэтому ходим в ресторан", – рассказывает житель деревни Козыри Юрий.
Житель деревни Козыри Юрий © Sputnik / Виктор Толочко
На проселочную дорогу выходит соседка: разговоры о дороге уже набили оскомину местным жителям.
"Говорят, что лучше будет дорога. Ну конечно, хорошая такая, двусторонняя. Вот только как мы в ресторан будем ходить? Ну, можа зробяць што", – пожимает плечами Ядвига Андреевна.
© Sputnik / Виктор Толочко
Что дальше?
Движение транспортных средств на реконструируемом участке уже больше года организовано по временной схеме. Начиная от Логойска и до самых Плещениц проезд осуществляется по узеньким полоскам, а скорость здесь ограничена 50 км/ч. Но мучиться водителям осталось недолго.
© Sputnik / Виктор Толочко
По планам, дорога превратится в автобан в декабре 2024 года. Препятствий для завершения работ нет никаких, признаются заказчики. Дальше в планах – обновлять трассу до Витебска. Пока же это единственный областной центр в Беларуси, к которому из столицы нет дороги в четырехполосном исполнении.
Новый подземный переход для пешеходов и животных на трассе М3 © Sputnik / Виктор Толочко
- Источник:
Спутник Беларусь