Жилые комплексы в БрестеШкола Май БэбиДентикоa-brest.by квартирыa-brest.by дома

ГлавнаяНовостиДороги и чудакиПенять на качество дорог не получится. Как белорусов обяжут платить транспортный налог

Пенять на качество дорог не получится. Как белорусов обяжут платить транспортный налог

23 декабря 2020 - Сергей Романюк

На ноябрьском совещании А.Лукашенко произнес такую фразу: "Постоянный характер расходов государства на дорожную отрасль является причиной того, что каждый владелец транспортного средства должен нести частичное бремя этих расходов".

При этом он потребовал от чиновников сделать так, чтобы порядок участия автовладельцев в содержании дорожной инфраструктуры был понятным и справедливым.

И вот свершилось – госпошлина отменяется, вводится транспортный налог. Но насколько такая мера адекватна нашим реалиям? Ведь, как следует из проекта документа, платить его придется и тем, кто ездит на автомобиле регулярно, и тем, кто этого не делает. Вообще нюансов довольно много.

Единственный однозначный момент – платежи наконец-то отвязали от техосмотра, чего автовладельцы добивались длительное время. Возможно, этот фактор в итоге будет стимулировать проходить проверку на линии. Пока с мотивацией у белорусских водителей дела обстоят не очень.

Кто платит и кто контролирует?

Для начала чисто юридический, но очень важный момент. Вместо госпошлины будет транспортный налог. В чем суть предлагаемого Минфином новшества?

Если на вас зарегистрирован автомобиль, то не позже 15 декабря придется уплатить налог, о чем налоговая инспекция будет сообщать, основываясь на сведениях из базы данных ГАИ. Если за вами два и больше автомобилей, то и налог платить придется за каждый – и так ежегодно, пока автомобили находятся в собственности. То есть это уже не просто сбор за участие в дорожном движении как таковой, а обязательство – автовладельцу необходимо пополнять бюджет просто на основании того, что у него в собственности есть машина.

Объясним на практике, руководствуясь КоАП. Если сейчас вас остановит инспектор ГАИ и выяснит, что вы не прошли техосмотр (соответственно не оплатили госпошлину), то с большой долей вероятности получите штраф от 1 до 3 базовых величин (ч.5 ст.18.12 КоАП). Однако ГАИ не может "заставить" водителя уплатить помимо штрафа за отсутствие ТО еще и пошлину за допуск к участию в дорожном движении.

С налогом все иначе. Уплату контролирует Инспекция по налогам и сборам. Помимо того что сам налог при его неуплате инспекция насчитает в полном объеме, так еще и штраф последует в процентном соотношении к неуплаченной сумме (ст.13.6 КоАП).

Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

8. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, – влекут наложение штрафа в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Про начисление пени в случае неуплаты налога вовремя также забывать нельзя. Она "капает" ежедневно (ст.55 Налогового кодекса).

О предполагаемых ставках транспортного налога можно почитать здесь.

Есть ли льготники и те, кому не придется платить налог?

Налог не нужно будет платить владельцам электромобилей вплоть до 2025 года – дополнительный стимул обзавестись такой машиной. Кому еще не нужно будет пополнять казну этим налогом?

. тем, кто лишился машины в результате кражи или угона;

. если машина переоборудована для использования инвалидами, предназначена для соцобслуживания или оказания медпомощи;

. если машина выпущена не позднее 1991 года или сведений о дате ее выпуска нет;

. не будут платить транспортный налог органы госуправления, прокуратуры, суда, местные исполнительные и распорядительные органы, в том числе милиция, войска и воинские формирования;

. если дорожный сбор уже оплачен, то налог не нужно будет платить на весь срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

Льгота 50% будет для ветеранов и инвалидов I и II групп, пенсионеров. Для инвалидов III группы налог предлагают снизить на 25%. Для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, тоже могут предусмотреть "скидки" по налогу, но решение по каждому такому случаю будут принимать местные органы власти.

Впрочем, наличие льготной категории граждан практически всегда порождает хитрости – все же помнят 140-й указ и то, как научились им пользоваться белорусы. Так и транспортный налог может стать инструментом для "недобора" бюджета, когда на любую бабушку будут "вешать" автомобиль, а в глаза она его, возможно, даже ни разу и не видела.

Что делать тем, кто давным-давно продал свои автомобили без переоформления, разобрал на запчасти или иным образом избавился от автомобиля без регистрации такого действия в ГАИ? Скорее всего, таких "автовладельцев" ждут неприятности.

Пока предлагают лишь упрощенную процедуру снятия автомобилей, непригодных к эксплуатации, с учета в ГАИ. Это значит, что инспекторам нужно предоставить машину или то, что от нее осталось, для осмотра и признания ее непригодной к эксплуатации. Так что владельцам автохлама дадим лишь один совет: избавляйтесь от таких автомобилей, но в установленном законом порядке.

Есть еще один неоднозначный момент. Допустим, вы оформили на себя автомобиль по просьбе друга или знакомого – значит, придется нести финансовое бремя по уплате налога. Эту информацию нужно учесть "перекупам", "вешалкам" и прочим, кто за определенную плату (или без нее) помогал оформлять машины в ГАИ.

Наш вердикт

Сложно угодить всем категориям автовладельцев, но если взять для примера среднестатистическую ячейку общества с одним автомобилем, который ездит регулярно, то транспортный налог в планируемом формате выглядит более экономичным решением для семейного бюджета по сравнению с госпошлиной, которая действует сейчас.

Однако тем, кто имеет несколько машин или ездит крайне редко, это нововведение может сильно не понравиться. Наверняка более справедливым для них является принцип оплаты содержания дорог соразмерно периоду использования автомобиля на этих самых дорогах. Эксплуатируешь автомобиль ежедневно – платишь больше, только в дачный период – платишь меньше. Не ездишь вовсе – не обязан и платить. Но с введением транспортного налога этот принцип исключается. Придется платить за сам факт регистрации автомобиля на свое имя независимо от того, будет ли он ездить по дорогам.

 

Евгений Грачёв, Автобизнес

 

 

Похожие статьи:

Дороги и чудакиВ Беларуси камеры будут фиксировать выезд на встречку, нарушения правил разворота и поворота

Дороги и чудакиСовмин разрешил ГКСЭ использовать проблесковые маячки

Дороги и чудакиСотрудникам ГАИ рекомендовано доброжелательно относиться к нарушителям

Дороги и чудакиПринят новый закон «О дорожном движении»: автоматизация учета ТО и медсправок, сдавать экзамены можно на АКПП

Дороги и чудакиБЖД скорректировала расписание поездов по маршруту Полоцк - Брест

Поделиться:
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.