https://tv.mts.byШкола Май БэбиЦентр семейной стоматологии «Дентико»shop.mts.bymts.by

ГлавнаяНовостиДороги и чудакиКвест по Бресту: насколько дружественен велосипедистам город над Бугом?

Квест по Бресту: насколько дружественен велосипедистам город над Бугом?

С каждым годом в городах неуклонно растет количество велосипедистов – причем, именно тех, кто крутит педали не ради удовольствия, а выбирает этот экологичный транспорт по убеждению, пересев на велосипед с автомобиля или общественного транспорта.

Как свидетельствует статистика горисполкома, в Бресте количество таких приверженцев двухколесных транспортных средств близится к десяти тысячам. Понятное дело – для их мобильного и безопасного передвижения должна быть создана соответствующая инфраструктура.

Как обстоят дела с обустройством в городе над Бугом безбарьерной среды, мы говорили как с велосипедистами, так и с ответственными за это дело специалистами разных инстанций. Решили вновь обратиться к данной теме по просьбе подписчика нашего телеграм-канала Дмитрия Николайчука, который упрекнул редакцию в том, что здесь «нет ничего о проблемах г. Бреста и путей их решения» (орфография сохранена). В частности, наш активный читатель советовал обратить внимание на вопросы беспрепятственного передвижения велосипедов, самокатов, электроскутеров и побеспокоить тех, кто «за это отвечает».

На двух колесах – мобильнее

– Сегодня в Бресте существуют три закольцованные велодорожки продолжительностью более ста километров в спальных районах, где можно перемещаться без спешивания. Нанесена соответствующая разметка по улице Косомольской, площади Свободы, 17 Сентября до проспекта Машерова – она станет альтернативой Советской, где движение велосипедов запрещено. В новых микрорайонах и при реконструкции улиц велодорожки сразу закладываются в проект, – рассказывает начальник отдела спорта и туризма Брестского горисполкома Олеся Округ. – Проблема у нас с исторической частью города, где улочки узкие. Но и там, где позволяет возможность, разметку наносят на тротуаре, понижаются бордюры.

К слову, в исторической части разработаны специальные маршруты для велосипедного туризма – с остановками у достопримечательностей. Пользуется популярностью и экологическая тропа, которая проходит вдоль реки Мухавец от подвесного моста у крепости до Суворовского моста. По реконструированной набережной можно с комфортом из центра докатить и до главного места притяжения туристов – Брестской крепости.

Ежегодно веломаршруты отдел спорта и туризма инспектирует вместе с представителями велообщественности, которые также проводят мониторинг велосипедных потоков и вносят предложения в горисполком по обустройству велодорожек.

Понятное дело – чем больше совершенствуется городская инфраструктура, тем больше желающих пересесть на велосипед. А с открытием в Бресте байкшеринга «Колобайк» добраться в нужную точку города на двухколесном транспорте можно даже быстрее, чем на авто.

Возьмите в комиссию

О том, чтобы Брест становился все более дружественным для велосипедистов, председатель велоклуба трех возрастов «РаДея» Валентин Болденко радеет уже как минимум 30 лет – столько нынче исполняется его объединению любителей двухколесного транспорта.

– Многое в городе в этом плане в последнее время делается, – соглашается Валентин. – Немало встреч проводится с ответственными лицами. Вот и во время недавнего круглого стола с участием представителей ГАИ и велообщественности удалось договориться о совместной проверке некоторых велополос в городе, чтобы на месте выработать решения имеющихся проблем. В то же время хотелось бы обозначить важный момент: представителей велоклубов необходимо включать в состав комиссии при приемке в строй новых или реконструкции городских дорог, вместе с которыми, как правило, теперь обустраиваются и велодорожки, – чтобы сразу же устранять недочеты, которые, к сожалению, еще нередко имеют место. Следуя таким путем, мы сделаем Брест настоящей велосипедной столицей Беларуси.

Не всегда «в ноль»

Непосредственно обустройством безбарьерной среды для велосипедистов занимается Брестское дорожно-эксплуатационное предприятие: велодорожек вместе с улицами в новых микрорайонах и там, где идет реконструкция, а также аппарелей (пологих подъемов – спусков) на перекрестках существующих дорог. Что касается аппарелей – точек для понижения дорожного борта по городу превеликое множество. Первоочередными идут в работу те, где, в соответствии с результатами проводимого районными администрациями мониторинга, движение наиболее активное. Сложностей здесь никаких, уточняет директор ДЭП Вячеслав Яковчик, – бери да делай, однако в масштабах города вопрос это не сиюминутного решения:

– Активно этой темой мы стали заниматься с развитием в городе велодвижения. Скажем, в 2020-м году сделали около 200 аппарелей, в прошлом – более ста, продолжается работа и в нынешнем, главным образом, в осенний период. Постепенно все те точки, где для плавного пересечения проезжей части просто уложен пандусик из асфальта, будут приведены в порядок. Это временная мера. (Кстати, врменные пандусики бывают слишком крытми, в частности, на бульваре Космонавтов. – Авт.) Что же касается нареканий велосипедистов по поводу того, что не всюду бордюр понижается до самого нуля, на то есть объективные причины. К примеру, по дороге идет ливневка и пересекается с пешеходным переходом. Здесь же предусматривается, что вода в дождь вдоль бордюра бежит в канализацию. А если между проезжей частью и тротуаром не будет никакого барьера, немедленно пойдут жалобы, что на тротуаре лужи. То есть, к каждому случаю необходимо подходить индивидуально, а не так – насколько захотел, настолько дорожный борт и понизил. Да я и сам часто на велосипеде езжу – так что все эти проблемы мне знакомы.

По словам Вячеслава Яковчика, в ближайшей перспективе бордюры перестанут быть препятствиями для велосипедистов и вдоль улицы Октябрьской революции в направлении Красного двора, где особенно много велосипедистов курсирует в пляжный сезон, ждут соответствующие преобразования и старую часть улицы Луцкой – здесь борта местами достигают 20-сантиметровой высоты.

Концепция есть

В июле 2020 года на сессии городского Совета депутатов была принята Концепция развития велосипедного движения в Бресте. Одним из ее авторов стал Владимир Красько, на то время директор информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест». Ее проект разрабатывался при участии экспертов Минского велосипедного общества, а также партнеров из Польши и Украины.

– Концепция стала рамочным документом, который упрощает взаимодействие между властями, строительными организациями, велосообществом, поскольку предусматривает общее видение велоинфраструктуры. Это вовсе не значит, что в Бресте вот-вот появится вело-хайвей. Это значит, что новая велодорожка не упрется в остановку общественного транспорта, а высота бордюрного камня на ней будет равна нулю. Велоартерии города получили план, который обеспечит их связанность, в том числе велопереездами, – поясняет Владимир. – Здесь мы учитывали наиболее востребованные так называемые каркасные маршруты, которые связывают между собой микрорайоны города и даже такие пригороды, как Тельмы и Жабинка с центром (улицы Московская, 28 Июля, Октябрьской революции), а также распределительные велополосы, которые идут от магистральных. Прекрасная инфраструктура сегодня создана по улице Мытной. Хороший пример обустройства велополосы по улице Янки Купалы во время ее реконструкции. Ее расположение мы планировали сообща с начальником межрайонного отдела организации дорожного движения УВД облисполкома Владимиром Феськовым – проехали, посмотрели, как сделать лучше.

Если говорить о запрете движения по Советской (соответствующие знаки здесь появились год назад после многочисленных обращений в горисполком), то руководители велоклубов больше склонялись к тому, что там действительно не место для велосипедистов: на брестской пешеходке всегда много людей, передвигаются они хаотично, а это для двухколесных большое неудобство. Однако – важное условие! – нужен качественный дублер, который обеспечил бы беспрепятственный маршрут от вокзала до проспекта Машерова. Соответствующая разметка нанесена по Комсомольской – площади Свободы – 17 Сентября. По пешеходке и правда сегодня двухколесные машины не летают. А вот насколько хороша альтернатива – покажет время. В целом велоэксперты оценивают ее неплохо, однако, отмечают невысокую пропускную способность и местами все те же высокие бордюры, над которыми надо поработать дорожникам.

Не хватает магистралей

– На сегодняшний день по факту Бресту не хватает каркасных велополос, которые связали бы все микрорайоны между собой. Прежде всего в этом плане не соответствует своему предназначению Московская. Магистральной назвать ее сложно, поскольку в некоторых местах разметка уже стерлась, а во многих велодорожка и вовсе прерывается, есть отдельные фрагменты, которые вообще не связаны друг с другом. Прерываются велополосы и на Орджоникидзе, порой просто уходят в никуда, – отмечает велоэксперт.

– Неплохая разметка была на Нефтяной, однако в связи со строительством улица теперь ограничена для движения велосипедистов. Словом, для комфортного передвижения экологичного двухколесного транспорта вся созданная инфраструктура должна быть соединена в некий общий элемент, в какие-то определенные маршруты, велополосы. Здесь еще надо работать. И обязательно включать в этот процесс представителей велосообщества.

Создавая карту активности велодвижения в городе, эксперты оценивали не только связь микрорайонов с центром, но и, к примеру, передвижение к поликлинике, месту работы, детскому садику. В этом отношении неплохо «дружат», к примеру, Ковалево и Восток. А вот Ковалево и центр – из-за огрех на Московской похуже.

И исправлять положение надо начинать уже сегодня – согласно Концепции развития велосипедного движения в Беларуси, к 2030 году 10% городских поездок в Бресте должны осуществляться на велосипеде (на сегодняшний день примерно 3%). Для этого прежде всего необходимо обеспечить безопасность передвижения велосипедистов, которой без удобных велополос не достичь.

27 октября вступают в действие новые правила дорожного движения. Велосипедистам будет позволено не спешиваться на пешеходных переходах, а электросамокаты, которые сегодня представляют большую проблему для пешеходов, разделят на категории по мощности двигателя и ограничат в скоростном режиме. Впрочем, это уже несколько иная история.

У Бреста с его теплым климатом, компактностью, достопримечательностями, зелеными зонами есть всё, чтобы стать одним из лидеров велосипедного движения в стране. Вряд ли кто станет спорить с тем, что за двухколесным экологичным транспортом будущее – чистый воздух, крепкий организм, высокая мобильность и позитивный взгляд на мир.

 

 

Ирина ОРЛОВА

Фото Валерия КОРОЛЯ

zarya.by

 

 

Похожие статьи:

Брест и регионПружаны: город, убитый в концлагере

БеларусьЖилье перед покупкой за семейный капитал будет проверять комиссия

БеларусьЗаўсёды актуальна: анлайн-палічка з самай папулярнай беларускай літаратурай з’явілася ў сэрвісе МТС Кнігі

Брест и регионО совместном стратегическом учении «Запад-2021»

БеларусьВ «тунеядцы» с декабря смогут записывать многодетных отцов

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.