Исповедь брестского водителя городского автобуса
В эти морозные дни на «Горячую линию» социального портала «Реальный Брест» обрушился шквал звонков с различными «температурными» вопросами, включая и этот: «Почему водители городских автобусов не включают отопление в салоне в такой мороз?».
Мы долго искали героя для нашей очередной исповеди, который бы согласился всё честно рассказать о том, что происходит в сфере перевозок пассажиров общественным транспортом в городе Бресте.
Наш собеседник согласился открыть занавес злободневной темы для многих брестчан на условиях неразглашения своего имени, чтобы не потерять свою работу в это нелегкое экономическое время для всей Республики Беларусь.
Еще в детстве, будучи маленьким, наш рассказчик мечтал стать водителем городского автобуса. Ездил на велосипеде по маршруту и объявлял название каждой остановки. Часто с мамой он наблюдал за действиями тех, кто встает в 3.00 ночи, чтобы развозить брестчан по различным уголкам нашего города, открывая и закрывая заветными волшебными кнопками с подсветкой автоматические двери.
Со слов нашего собеседника, сегодня в ОАО «Брестский автобусный парк» около 200 автобусов и примерно 500 водителей. В среднем городской автобус за день проезжает 300 километров и трудятся на нем в две смены соответственно два водителя, сжигая чуть больше половины 220 литрового топливного бака.
Почему водители городских автобусов не включают отопление в салоне в такой мороз?
Недавно я где-то читал в интернете статью о том, как наше руководство объясняло читателям, что холодно в автобусах в Бресте из-за того, что водители воруют сэкономленное на обогреве салонов топливо. Это наглая ложь. Водителям городских автобусов на обогрев салона не выдается ни капли топлива. Многие водители, да и руководство, вероятно, не читали постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования». Этими расчетами, между прочим, неглупые люди занимаются в Белорусском научно-исследовательском институте транспорта «Транстехника». При низких температурах даже сам двигатель не успевает нагреваться до нужной температуры, чтобы давать тепло в салон. В автобусах для пассажиров стоит 4-5 радиаторов и отдельный отопительный котел, но на него нужна специальная норма списания топлива. Этот котел предназначен для дополнительного прогрева двигателя и салона и потребляет он 4 литра в час. Смена одного водителя 8, иногда 9-10, часов. Умножаем на два и получаем 64 литра топлива по 1 рубль 23 копейки за один рабочий день автобуса. В крепкие морозы 70-80 рублей придется выложить из своего кармана на двоих водителям, если они решат нажать, предусмотренную заводом изготовителем, кнопку обогрева салона. Допустим, что такие морозы не каждый день и эта цифра, справедливости ради, будет значительно ниже, но в любом случае транспортное средство прогревать надо согласно руководству эксплуатации самого автобуса и приказу, изданному руководителями ОАО «Брестский автобусный парк». При температуре ниже 0 водители обязаны включать предпусковой обогреватель, он же котел, чтобы прогреть двигатель до 60 градусов и только после этого осуществлять запуск двигателя. При морозе минус 20 градусов котлу потребуется 30 минут и 2 литра топлива. Еще один раз нужно прогреть автобус за смену одного водителя, когда тот приходит после обеденного перерыва, потому как автобус успевает полностью остыть. При покупке талонов люди, просовывая руку в окошко, чувствуя тепло в кабине водителя, часто задают такие же вопросы, как на вашу «Горячую линию». Греемся мы тоже за свой счёт - небольшой обогреватель в кабине потребляет 200 грамм топлива в час. Чтобы не мерзнуть нам и не болеть, считая сдачу задубевшими руками - приходится брать и эти расходы на себя. Мало того, что автобус сам по себе зимой не вписывается в нормы, которые просчитал институт «Транстехника», так еще и руководство, по каким-то одним им известным причинам, своими приказами эти нормы занижает. В нашем автобусном парке никто не учитывает списание 10% топлива в зимних условиях эксплуатации автомобиляпри отрицательной температуре окружающего воздуха, ниже 0 °С. Списывают на это дело лишь 5% - и на этом спасибо. Руководство должно еще учитывать, что на автобусы в городах с численностью населения: от 100 до 300 тысяч человек – должны еще списывать 5 % топлива, а с частыми технологическими остановками, более чем одна остановка на один километр пробега, еще 10 %. В итоге мы имеем голую норму «Транстехники» от которой еще наше руководство «отрезало» 1 литр. Из-за этих всех мелочей, которые никто не учитывает большая половина водителей автобусного парка из своего кармана вынуждены компенсировать в полном объеме «пережог» топлива, который достигнет в этом месяце из-за морозов на человека от 50 до 90 литров. Водители бы и рады включить тепло в салон, но сами понимаете. На все претензии, со слов бригадиров, один ответ: «У нас в городе все ездят на короткие дистанции - никто не замерзнет». И после этого у них хватает наглости говорить журналистам, что водители воруют солярку? А работягам, что они и пассажиры потерпят.
Но ведь во все времена водители сливали для своих нужд или на продажу топливо?
Это правда, все водители в любые времена сливали себе топливо. Опытному водителю хоть двадцать пломб поставь во всех местах, но он все равно найдет себе новое место, где сможет слить топливо. Еще не родился тот начальник, который сможет перекрыть этот краник. Хотя сейчас АЗС на территории автобусного парка вся в видеокамерах и слить топливо практически невозможно, тем более при этих нормах даже летом, я уже молчу про зиму. Смысла в этих сливаниях топлива уже нет. Автобусный парк, если образуется излишек, то в этом случае обещает вернуть в полном объеме стоимость сэкономленного топлива водителю. Многие водители пытаются добиться проверки, которую члены комиссии делают без пассажиров на пустом автобусе не в час пик, подключая отдельную пятилитровую ёмкость напрямую. Я знаю фазы светофоров, как эффективно газануть, где накатом катиться. Я не считаю это воровством, если я своим умением смог вписаться в нормы и еще сэкономить. Всё равно почти все эти вырученные с продажи топлива средства уходят на автобус. На складе найдутся обычные лампочки в фары, а мелкие в подсветку приборов приходитсяискать на рыке самостоятельно, а еще предохранители и другие мелочи. Про незамерзающую жидкость в бачок омывателя наше руководство никогда не слышало. Летом водички дома со средством для мыться посуды намешаем, а зимой снежки на стекло на остановках бросаем или скидываемся с напарником.Лично я никогда не попадался на «пережоге», но уверен, что в этом месяце из заработной платы удержат и у меня.
Какая зарплата у водителей?
Все зависит от переработки и дополнительной продажи талонов. Получается от 700 до 800 рублей в месяц.
Сколько зарабатывает водитель с продажи талонов?
С продажи каждого талона водитель зарабатывает около 30%. Это примерно 100 рублей к заработной плате. Это отдельная, спорная и больная тема. Начиная от издевательство молодежи, которые по 1 копейке собирают специально на оплату проезда, заканчивая регулярными спорами о сдаче и задержке на маршруте, я уже молчу про безопасность, когда люди пытаются талон купить во время движения.
Какие еще обиды накопились у водителей на руководство?
Летом 2016 года, при проведении очередной аттестации рабочих мест водителей автобусов, работающих на регулярных городских маршрутах, были внесены некорректные сведения в протокол аттестации рабочих мест, что повлекло за собой снижение класса вредности с 3.3 до 3.2. В результате этих действий произошло необоснованное уменьшение выплат за вредные условия труда, а так же уменьшение дополнительного отпуска с 14 до 7 дней водителям городских маршрутов, и , сверх того, уменьшение работодателем обязательных отчислений в ФСЗН. Эти сведения были внесены в части оценки условий труда по интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а именно в пункты 4.1.2 ”Восприятие сигналов и их оценка”, 4.1.4 ”Характер выполняемой работы”, 4.3.1 ”Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибок”. По пунктам 4.1.2 и 4.1.4 рабочему месту водителя автобуса городских регулярных маршрутов был присвоен класс вредности 2, а по пункту 4.3.1- класс 3.1, несмотря на то, что в Инструкции Главного Государственного Санитарного Врача Республики Беларусь № 027-1212 от 13.06.2013 “Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряжённости труда” по вышеуказанным пунктам прямо в тексте инструкции указана степень вредности именно для водителей городских автобусов - класс 3.2. Так как в связи с прямой и недвусмысленной оценкой Инструкцией № 027-1212 уровня вредности для этих показателей не требуется проводить какой-либо дополнительной экспертизы, то и исключена неправильная оценка комиссией этих параметров, а значит, имеет место наличия некорректных данных. Невозможно представить, что члены комиссии, проводившие аттестацию, не знакомы с вышеупомянутой Инструкцией, так как последняя определяет порядок, методы измерения, расчета и оценки показателей тяжести и напряженности труда, разработана для установления единых подходов оценки показателей тяжести и напряженности труда, используемых в Санитарных нормах и правилах «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 № 211, и является основным документом, регламентирующим порядок и методику проведения аттестации рабочих мест. С этим вопросом я еще намерен обратится в компетентные проверяющие органы. Несмотря на то, что водители всегда были эдаким братством, и количество недовольных растет, сейчас опасно с кем-то сплетничать на подобные темы в коллективе, потому как утром начальство уже в курсе всех бесед. Смешно сказать, но вот водители троллейбусов отбили своё право на класс 3.3, а ведь условия у нас равные, только они женщины, и своим визгом не дали лишить себя привилегий. На фоне тяжелой экономической ситуации люди дорожат своей работой, так как много желающих на такую зарплату и крепкие мужчины, откровенно говоря, сдают друг друга по любым поводам.
Какие трудности испытывают водители автобусов на дороге?
Большинство остановок общественного транспорта у нас короткие. Кроме тех новых, что в микрорайоне «Вулька», и чтобы автобусу подъехать на расстоянии 30 сантиметров от бордюрного камня, нам нужно как бы пронести переднюю часть над тротуаром. А там стоят эти зеленые ящики с песком, которые не дают совершить этот маневр. Через ваш сайт прошу донести эту просьбу руководству КУП «Брестское ДЭП»: устанавливайте их либо в конце остановки, либо хотя бы в метре от проезжей части. Из-за них многим пассажиром приходится испытывать неудобства при посадке либо выходе из автобуса, так как мы не можем близко подрулить.
Еще хочу обраться к пассажирам. Не стойте у края проезжей части. Обратите внимание на размеры боковых зеркал автобуса - ими реально убить человека, если по инструкции подъезжать к остановке. Хоть там желтую линию пусть ГАИ нарисует, как в метро. Кроме этого, я не знаю о существовании всех ямок, их размеров и глубины, на остановках общественного транспорта, а потом вы обижаетесь, что брызги грязи из луж остаются на вашей одежде.
В последнее время стали чаще выпускать с остановок общественно транспорта, но вот паркуются там беспощадно водители сами. Болевыми точками являются остановки, например, напротив автовокзала, возле церкви по улице Мицкевича и много где еще. Если я начну круто выворачивать из-за таких «на минуточку» - я снесу пешеходов задней частью автобуса. Обидно, что сами пассажиры на остановках не могут сделать замечание таким водителям до приезда автобуса, а потом по салону дергаются, когда я пытаюсь вырулить.
Что вы можете рассказать о том, что происходит в салоне автобуса?
Такого хулиганства, как в 90-е уже давно нет, но на смену эму пришли вандалы, эксгибиционисты и, оставляющие содержимое своих желудков, пьяницы на задней площадке. Ведь относительно новые, в сравнении с легендарными Икарусами, которые списали и порезали на металлом, автобусы, ну зачем их разрисовывать, а потом в них самих ездить, как свиньи на убой? Если сидения мы научились быстро перешивать, то обшивку салона от мощных маркеров нереально отмыть. Кристаллами от стеклорезов рисуют свою мазню на стеклах. Какую-то кислоту набирают в шприцы и портят стекла, что те плавятся и мутнеют навсегда.
Какие еще удалось накопить наблюдения из кабины водителя городского автобуса?
Хочется отдельно отметить поведение городских собак. Они реально приобрели человеческие качества, хотя не все люди до сих пор научились соблюдать ПДД. Постоянно замечаю, как под углом 90 градусов собака поворачивает именно в месте пешеходного перехода и ждет либо разрешающий сигнал светофора на регулируемом, либо смотрит по сторонам на нерегулируемом. Часто собаки подъезжают пару остановок в автобусе или катаются на разных маршрутах по городу в тепле. В зеркало я вижу, как пассажиры во всех дверях друг другу передают на остановке пробитые талончики. С одной стороны обидно, что обманывают, а с другой - умиляет, что не озлобились и помогают друг другу. Придерживают друг другу двери, когда я не вижу бегущего.
Есть ли в автобусном парке водители-женщины?
Да, две женщины работают водителями автобусов.
Как ведут себя автобусы МАЗ?
Когда производитель пытался делать его полностью белорусским, то такой автобус новый из Минска даже не смог доехатьи под Кобрином ломался, но потом они решили не экспериментировать. И теперь двигатель в автобусе МАЗ стоит дизельный мерседесовский и автоматическая немецкая коробка передач Voith. Ломается то, что сделали белорусы: система охлаждения и прочее. В автобусе бензобак белорусский, а вот диски колесные бразильские, вся оптика и фары немецкие Hella, стекла гомельские, краска импортная.
В общем, неплохие автобусы - ездить можно и работа приятная - люди ждут, но всё чаще задумываюсь пересесть на почтовую машинку и без контакта с людьми собирать из ящиков письма. Приходишь на смену воодушевленный, а потом тебе и пассажиры и начальство в душу нагадит. Если все эти переработки (вместо 176 часов 200) и продажу талонов убрать, то в остатке будет те же 500 рублей, а поработай с 3.00 на ногах в первую смену, и до 3.00 во вторую пока автобус заправишь. Начальство приказом почему-то решило, чтобы мы не воровали топливо утром - заправляться все должны ночью. А когда вместо четырех колонок работает две, то собирается огромная очередь и невозможно уехать развозным автобусом в 1.00, потом сидишь и ждешь до 2.00. Самое ужасное состояние у водителя в 10.00 - хоть спички в глаза вставляй, очень хочется спать. Если поменяю профессию - расскажу обязательно про особенности новой, - закончил свою исповедь водитель автобуса, детская мечта которого сбылась.
Денис Марук, Реальный Брест
Фотографии использованы в качестве иллюстрации
Данные водители к исповеди никакого отношения не имеют
Похожие статьи:
Дороги и чудаки → Исповедь брестского эвакуаторщика
Брест и регион → Исповедь брестского врача алкоголика
Брест и регион → Исповедь брестского алкоголика
Дороги и чудаки → Исповедь брестского таксиста
Брест и регион → Дорога в облаках. Исповедь брестского анонимного алкоголика