Кто наносит удары по имиджу Брестской крепости?
О проблемах, которые мешают нормальной работе сотрудников мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», рассказал его директор Григорий БЫСЮК.
На нас зарабатывают
– Поначалу их было немного – желающих заработать на крепости экскурсоводов-нелегалов. Человек шесть-восемь. Сейчас уже около тридцати. Почти столько, сколько у нас в штате. В сезон наших работников не хватает, поскольку в день может приехать до семидесяти групп. Поэтому мы в свое время брали внештатных сотрудников, готовили их, проводили консультации, своеобразную методическую учебу. Но те люди, которым мы предложили войти в штат, пока не проявили интереса.
Однако, если дефицит кадров в сезон наплыва туристов проблема временная, то паразитирование на наследии крепости – проблема постоянная.
Наши «друзья» пока активно работают по объектам крепости. Зарабатывают, используя нашу структуру, наши объекты, за которыми мы смотрим и стараемся поддерживать в нормальном состоянии. Почему я говорю «пока». Большие надежды мы возлагаем на изменения в Кодекс о культуре. Изменения предусматривают предоставление права проведения экскурсий на территории музеев и музейных комплексов исключительно работникам этих музеев.
«Всё вокруг совковое…»
– Но главное не в паразитировании на объектах комплекса. Главный вред – в сознательном искажении истории, если это может принести доход.
Приведу в пример случай из августа этого года. Экскурсию ведет наш давний «друг», письма которого в разные инстанции дают документообороту музейного комплекса примерно третью часть ответов на обращения граждан. В пояснениях гостю из Российской Федерации сообщает, что в крепости смотреть нечего, всё совковое и т.д. В ответ на мое замечание срывается на крик.
Иной раз турист может испытать настоящий культурный шок, как один петербуржец. Ему экскурсовод-самородок поведал историю, как большевистские свиньи с приходом в тридцать девятом году так загадили крепость, что воду стало невозможно пить. Это обусловило впоследствии страдания защитников крепости от нехватки воды, в чем, собственно, они были виновны сами.
Таких примеров масса. Услышать содержание экскурсии можно только обрывочно. Самозванцы при виде работников комплекса замолкают, а туристов представляют родственниками. Родственников некоторые приводят группами по десять человек три раза на день.
Самое обидное, что кое-кто из наших сотрудников ушел в этот бизнес. Поддались соблазну легкого хлеба: в сезон за десять майских дней можно прилично заработать, особо не напрягаясь. Экскурсия стоит до 90 евро за группу, включает крепость и 5-й Форт.
Но бог с ними, не будем считать чужие деньги. Нас беспокоит не материальная сторона, а вопрос имиджа крепости и сознательного искажения истории. Несут зачастую дичайшую чушь: никакой обороны не было, это всё придумал Смирнов и т.д. Причем несут околесицу не только о крепости, они же водят экскурсии и по городу. А уж там полет фантазии еще менее ограничен.
Удивительный мир нелегальных экскурсоводов
– Некоторые, будем объективны, неплохо подготовлены. Но кто знает, не преподносят ли и они информацию тенденциозно, в зависимости от желания заказчика. Мы имеем пример одного самородка, который убежден, что информацию нужно подавать ту, которую хотят слышать: одна версия для россиян, другая – для поляков, третья – для немцев. «Правда» меняется в зависимости от того, какая валюта используется при расчете.
Кто в числе наших самородков? Самые разные персонажи: от люмпена до человека с высшим образованием. Есть таксисты, бывший милиционер, библиотекарь. Внешний вид у многих не первой свежести. У руководства музейного комплекса иногда спрашивают: почему у вас экскурсоводы такого бомжеватого вида? Мы оправдываемся: это не наши! Но не всегда есть возможность пояснить и в результате снова получаем удар по имиджу мемориала.
Мир нелегальных экскурсоводов удивителен: здесь и жесткая конкуренция, и сообщества единомышленников, нарушающих писаные и неписаные правила.
Любой нарушитель требует внимания со стороны соответствующих структур. И оно есть. Уже сегодня мы можем говорить о помощи, которую нам оказывают органы внутренних дел Ленинского и Московского районов Бреста, областная налоговая инспекция. Полагаю, что в ближайшее время их работа на данном поприще станет более увлекательной.
Обратная сторона романтики
– Еще одна проблема – ночные экскурсии. Есть у нас один любитель, который рискует не только своей жизнью, но и жизнью своих клиентов. Не все объекты крепости в надлежащем состоянии, крепость огромна. Уверен, что водит он людей, не соблюдая технику безопасности, и показывает им объекты, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Люди могут по этим объектам составить мнение о крепости и не всегда оно будет позитивным.
Тем более что взгляд на историю у ночного экскурсовода, тоже, вероятнее всего, достаточно оригинален.
«Мы копаем крепость» – пост в Сети под таким названием упомянутого деятеля, как минимум, требует проверки: что значит «копаем крепость», если здесь лопату нельзя воткнуть в землю без соответствующего разрешения? У читателя может сложиться мнение, что автор поста ведет археологические раскопки, то есть занимается научной деятельностью. Корректнее было бы сообщить, что в реальности наш герой занимается ремонтными работами по договору найма, но в честной информации не будет нужного как воздух романтического флёра.
Эти глаза напротив…
Обращения граждан – тоже в определенной мере проблема. Почему благое дело, призванное помогать людям, для нас стало проблемным вопросом? Обращения стали средством борьбы с коллективом мемориального комплекса со стороны нелегалов. Пишут в Генеральную прокуратуру, Совет Республики, Совет Министров. Мы, безусловно, отвечаем. Но сколько людей отвлекается на это? Прекратить переписку с такими заявителями очень сложно.
«Всмотритесь в озлобленные глаза Бысюка. Сколько в них ненависти и злобы к людям». Это цитата из одного такого обращения. Впору проводить медицинское освидетельствование директора.
Вторая группа обращений касается предложений улучшить визуальное восприятие мемориала. Пятьдесят лет претензий не было, а сейчас прямо как из мешка посыпались идеи. Причем с десятками подписей, от людей с политическими амбициями.
Как технически реализовать часть предложений? Сколько это будет стоить? Если вы мощная политическая сила, помогите крепости материально в реализации ваших же идей! Но эти вопросы как бы не касаются разных деятелей. В ответ несутся обвинения в ненадлежащем рвении работников комплекса. Однако будем прямолинейны – это пример доведения идеи до абсурда, попытка внести в общество ненужный элемент непонимания в наше не самое простое время.
Крепость имеет целостную структуру и устоявшийся на протяжении пяти десятилетий образ, известный многим странам. К сожалению, таких символов всё меньше. И нам предлагают убрать из массового сознания этот образ? Это мнимое улучшение визуального образа крепости на деле окажет медвежью услугу делу сохранения исторической памяти. Поверьте на слово коллективу музейного комплекса.
Игорь ГЕТМАН
Фото Александра ШУЛЬГАЧА
Похожие статьи:
Реальный Брест → Необычную летнюю площадку кафе делают в Бресте
Спорт → Эксперты ждут от «Динамо-Брест» прогресса в новом сезоне
Беларусь → МНС разъяснило порядок повышения ставок земельного налога в 2023 году
Брест и регион → Беларусь недополучит до $14 млрд от экспорта в ЕС, но Россия поможет – посол
Беларусь → Просроченная задолженность по кредитам в Беларуси существенно выросла