Возвращение на Родину в XXI веке. Художников Парижской школы с белорусскими корнями увидели в Бресте
Тысячелетний Брест 17 мая первым принял выставку оригинальных работ знаменитых художников – уроженцев белорусской земли Марка Шагала, Льва Бакста, Хаима Сутина, Михаила Кикоина, Дмитрия Стеллецкого, Якова Балглея и других, кого собрал под крышей одной экспозиции «Аксиомы» республиканский меценат Белгазпромбанк. Юбилей нашего города стал поводом для такого подарка.
Дмитрий Стеллецкий. Ночь на Ивана Купалу. 1932
В общем-то, столетие тому одаренные уроженцы городов и местечек Северно-западного края России (так тогда именовалась Беларусь) рвались в культурный центр Европы – Париж. Так там оказались десятки молодых художников, которые пристали к объединению художников «Улей» и вошли в состав так называемой Парижской школы. Пройдя немало испытаний, они стали со временем признанными мэтрами нового мирового художественного течения, чьи работы достигли высокой стоимости на зарубежных аукционах. Несмотря на разное восприятие и отношение к творчеству этих художников, их работы бесспорно вошли в культурное достояние мира.
У себя на родине долгое время Марк Шагал и иже с ним были малоизвестны и не в особой чести. И только в конце XX и начале XXI столетий стараниями патриотов оригинальные полотна, графика, скульптура знаменитых земляков стали возвращаться в Беларусь. Что-то в музеи, а что-то в коллекции меценатов. Так, особенно активно создавал свою корпоративную коллекцию Белгазпромбанк, выкупая картины художников Парижской школы. Их могли видеть в основном в Минске, в стенах галереи банка.
И вот случилось беспрецедентное: выставка «Аксиомы», в которой 20 оригинальных работ 17 знаменитых художников с белорусскими корнями, впервые показана в регионе, в Бресте. Два из них – Дмитрий Стеллецкий и Яков Балглей – уроженцы Бреста.
Такой подарок тысячелетнему городу над Бугом сделал Белгазпромбанк, который в этом году отмечает свое 20-летие.
На открытии выставки мэр Бреста Александр Рогачук поблагодарил директора банка Виктора Бабарико за щедрое приложение интеллекта, души, благотворительности для нашего города и пообещал сделать все, чтобы развивать Брест как культурный центр.
А сам меценат, председатель правления Белгазпромбанка, пожелал тысячелетнему юбиляру преодолевать шаблоны, в которых Брест трактуется в основном как город воинской славы, и действительно становиться культурной столицей. Ради чего и «Аксиомы» привезены брестчанам.
Виктор Бабарико
После презентации и показа выставки шедевров властям, дипломатам, бизнесу и культурной элите Бреста в рамках «Ночи в музее» был открыт свободный доступ для их просмотра – и город это оценил: зрительский поток не иссякал допоздна.
Марк Шагал. Часы на пылающем небе. 1947-1950
Марк Шагал. Акробатка на лошади. 1959
Лев Бакст. Ребенок в розовом. 1910
Абрам Маневич. В усадьбе. Конец 1900-х — начало 1910-х
Яков Балглей. Портрет девушки
Леон Инденбаум. Скульптурный портрет девушки. 1930
Евгений Зак. Сидящая дама. 1902
Михаил Кикоин. Букет. Около 1920
Осип Любич. Городской пейзаж
Осип Любич. Сена в Париже. Около 1925
Пинхус Кремень. Большой натюрморт (в зеленых тонах). 1950
Пинхус Кремень. Пейзаж в Сере. Около 1950
Савелий Сорин. Женщина с розами. 1910
Файбиш-Шрага Царфин. Закат. Около 1950
Фердинанд Рущиц. Сарай и прясло для сена. 1899
Фрумак Рувим. Натюрморт в мастерской. 1973
Хаим Сутин. Уснувшая с книгой, Мадлен Кастен. 1937
Любовь Александрова, Брестский курьер
Похожие статьи:
Брест и регион → Рогачук пока не разрешил комментировать читателям записи в своём телеграм-канале
Брест и регион → Прокуратура Брестской области проверила соблюдение законодательства об охране историко-культурного наследия
Брест и регион → Какие сеты будут представлены на Gastrofest.Кофе в Бресте
Брест и регион → Новые эндоскопы получили больница и поликлиники Пинска
Брест и регион → Брестский организатор торгов о претензиях «Полесьежилстроя»: «Участок вдоль улицы Октябрьской революции не является предметом судебного спора»