В Брестской области более трех тысяч детей участвуют в пилотном проекте по питанию в школах
Напомним, в проекте задействованы три школы нашего региона. К нему присоединилась одна из самых крупных школ Бреста – СШ №1, а также Малоритская СШ №1 и ГУО «Средняя школа д. Чернавчицы» Брестского района.
Для них были составлены единые анкеты, где учащиеся и родители отметили, что дети любят есть на завтрак, обед и полдник. Исходя из этой информации, специалисты разработали технологические карты новых блюд. Затем была дегустация. Взрослые и дети получили возможность оставить свои отзывы о новом меню, что стало основой для дальнейшей работы технологов и школьных поваров.
Новинки в школьном меню
На протяжении четырех месяцев в этих школах организация питания проходит в соответствии с новыми графиками приема пищи, разработанными двухнедельными рационами, утвержденными центрами гигиены и эпидемиологии. Специалистами изучены анкеты учащихся и родителей, при составлении меню максимально учтены все вкусовые предпочтения детей. Для участвующих в пилотном проекте школ разработаны 68 технологических карт новых фирменных блюд. Например, в Чернавчицах появились 24 новинки. Сейчас в школе обучаются 564 ребенка, питаются все без исключения. В школьной столовой трудятся шесть человек.
– Эксперимент ребята и родители восприняли очень позитивно, – отметила заместитель директора по воспитательной работе средней школы деревни Чернавчицы Татьяна Абаринова. – В предварительном анкетировании приняли участие более 400 человек. Дети и их законные представители вписали в анкету предпочтения, которые они хотели бы увидеть на школьном столе. Не могу сказать, что у нас какие-то замысловатые блюда, всё просто, но очень вкусно. В меню есть овощи и фрукты, в основном от наших местных производителей.
«Нет» – смаженкам и фастфуду
В школе теперь можно подкрепиться пельменями, куриными наггетсами, картофельными дольками, котлетами и колбасками разных видов. Также подают хрустящие гренки. Перечень десертов тоже выглядит весьма аппетитно: оладьи с творогом и сгущенкой, блинчики с бананом и шоколадом, ватрушки, творожная запеканка с шоколадным соусом, вареники. Взрослые учли пожелания школьников и по напиткам. К привычным чаю и кофейному напитку добавлены молочные коктейли двух видов.
– Уже во время реализации проекта у нас в школе произошли некоторые корректировки предложенного проектного меню, опять же пожелания высказали сами дети, – продолжает Татьяна Абаринова. – В феврале было повторное анкетирование, исходя из которого были изменены рецептура и форма подачи некоторых блюд. К примеру, внесены изменения в рецепт творожной запеканки, из меню убрали некоторые молочные каши. Не вызвали интереса у ребят смаженка и омлет натуральный. Можно предположить, что, в отличие от городских школьников, которые скорее отдают предпочтение еде фаст-фуд, сельские предпочитают полноценное горячее блюдо. «Хитами» нашего школьного меню можно назвать пюре с куриными наггетсами, котлеты с гречкой, омлет с мясными продуктами и гренками.
На старте проекта родителей в первую очередь волновало то, что сдвинулся график приема пищи. Для первой смены – это горячий завтрак, для второй – обед, при этом блюда для обеих смен не отличаются. В группах продленного дня отдельно есть еще обед и полдник. По словам заместителя директора школы, количество пищевых отходов раньше достигало 20 – 25 процентов, сейчас в среднем это около 4 – 6 процентов.
«Всё съедают!»
Работы у школьных поваров добавилось – не скрывают. Новые рецептуры требуют больше времени и оборудования. Но оно того стоит. Аппетит детей стал лучше.
– Меню стало разнообразнее и более сбалансированным, – подчеркнула заведующий столовой Светлана Скакун. – Дети это оценили – на тарелках практически ничего не остается. Нам пришлось освоить новое оборудование. Благодаря проекту в столовой появились «помощники»: пароконвектомат, слайсер, блендер, миксер, электросковорода, посудомоечная машина. Готовить стало намного легче. Ассортимент школьного меню стал значительно шире, дети теперь заранее интересуются, чем их будут кормить, ждут, а главное – всё съедают.
Как отмечают учителя, школьники едят с аппетитом, заставлять никого не надо. Обеды стали более питательными. А это очень важно, ведь ребенок должен быть сосредоточен на усвоении учебного материала, а не на мысли, когда можно будет что-то поесть.
На большой перемене в столовой, которую легко найти по аппетитному запаху свежеприготовленной еды, за считанные минуты становится многолюдно и шумно. К приему пищи тут всё уже готово. Столы заботливо накрыли дежурные, поэтому на раздачу время тратить не надо. Перед тем, как сесть за столы, дети обязательно моют руки, для этого здесь есть специально оборудованное место.
По словам девятиклассников Арины Зиновик и Андрея Чижа, пилотный проект по питанию положительно отразился как на ассортименте позиций школьного меню, так и на отношении учащихся к школьной еде.
– Питание изменилось заметно и только в лучшую сторону: еда стала разнообразнее и, мне кажется, полезнее, – поделилась впечатлениями Арина Зиновик. – Я не ем мясо, при этом в школе достаточно интересных блюд без него. Хорошо, что есть овощи и фрукты. Вот только в последнее время часто подают порционные овощи, а я бы с удовольствием ела салаты. Это еще и удобно: при подаче кто-то может положить себе больше, а тот, кто не ест, и вовсе откажется, чтобы не переводить продукты. Особенно вкусными у наших поваров получаются макароны с сыром. Очень люблю гречку, поэтому хотелось бы чаще видеть ее в меню. В столовой теперь готовят, как дома.
– Раньше мне не очень нравилась творожная запеканка, а теперь ее готовят как-то по-другому – она получается воздушной, прям пальчики оближешь, – дополняет Андрей Чиж. – Среди моих предпочтений – рис с котлетой, булочки. Хотелось бы, чтобы чаще на столе был сок и что-то сладкое.
Работа будет продолжена
Благодаря спонсорской помощи ОАО «Чернавчицы» в школьную столовую закупили более удобные стулья, теперь обедать стало еще комфортнее. За бюджетные средства недавно закуплена и новая посуда.
Пилотный проект по питанию, инициированный Министерством образования, продлится до мая. Однако это не значит, что вопросу питания в школах больше не будет уделяться повышенное внимание. Все замечания и предложения будут учтены и найдут свое место в усовершенствованном школьном меню. В процессе еще будут обсуждаться положительные и отрицательные моменты, чтобы, начиная с нового учебного года уже повсеместно поэтапно реализовывать проект и выбрать рациональную, оптимальную и качественную модель организации школьного питания, которую внедрят по всей стране.
– Проект уже помог выявить слабые стороны в организации питания, провести работу над ошибками, а главное – наладить этот важный процесс, прислушиваясь к мнению учеников и родителей. Работы проделано немало, но, думаю, на этом не стоит останавливаться. Ведь всегда есть возможность сделать свою работу еще лучше, – подытожила Татьяна Абаринова.
Ольга СВИРИДОВИЧ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА
Похожие статьи:
Беларусь → В Беларуси определили, как иностранные владельцы бизнеса будут получать прибыль и дивиденды
Реальный Брест → Фестиваль истории и культуры Бреста в Городском саду
Беларусь → Выгодное предложение: при покупке восстановленных iPhone 12 Pro — iPhone 8 со скидкой
Брестская крепость → К 1 октября 1913 года в вооружении Брестской крепости состояло пятнадцать 8-дюймовых облегченных пушек образца 1867 года
Беларусь → Вывоз мусора, борьба с борщевиком и домик за базовую. Какие изменения ждут дачников