Этот день уже давно стали отмечать как «день настоящих мужчин». Будучи ранее Днем Советской армии и флота, этот строгий и торжественный праздник со временем изменил свое содержание. Сейчас в строю защитников Отечества не только военные.

Невольно вспоминается служба в армии: 23 февраля, как и другие праздничные дни, сопровождался усилением боеготовности, дополнительными дежурствами и нарядами. Лишь на 8 Марта можно было расслабиться: считалось, что враг не настолько циничен, чтобы нападать в такой день. Оставим шутки и задумаемся: а что угрожает нашему Отечеству и кто его будет защищать? Когда-то исход боя решали лавины конницы, потом – танковые клинья. Похоже, их время прошло.
Не начавшаяся война – это победа
Жестокий урок преподала Великая Отечественная война, и он был хорошо усвоен. «Рота подъем, тревога!» – тысячи брестчан, ветеранов армии и флота, вряд ли забудут эту команду. Горькая память Брестской крепости потребовала быть готовым к внезапным действиям. В 60-е годы наш Брест мог показаться прифронтовым городом – постоянные потоки военных через железнодорожный вокзал, 50-я дивизия в Северном и Южном, другие части, а в лесах таинственные базы ракетчиков. В память о тех временах – множество капониров вокруг города, во всех грибных местах. Укрытия должны были защитить боевую технику от поражающих факторов ядерного оружия… Были ли те усилия напрасны? Абсолютно нет. Лучший результат для эффективной защиты Отечества – не выигранный бой, а война, которая так и не состоялась. Длительный послевоенный мир – это отличный результат, спасибо брестчанам-ветеранам армии и флота за их службу. Однако время изменилось, появились новые угрозы.
Теория вопроса – «мятежевойна»
Родился этот термин давно, еще в те времена, когда под Брестом на танкодроме рычали стальные машины, отрабатывая прорыв обороны, а на стрельбище артиллеристы учились поражать танки противника. Ракетчики в лесах под Пружанами и Малоритой еще держали под прицелом базы НАТО в Европе, а военные теоретики за рубежом уже разрабатывали концепцию войны «в четырех измерениях». Вот слова из далекого 1971 года: «В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве. Воевать будут не на двухмерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было во времена нарождения военной авиации, а в четырехмерном, где психика воюющих народов является четвертым измерением… Воевание повстанцами, диверсантами, террористами, саботажниками, пропагандистами примет в будущем огромные размеры…» Ничего не напоминает из нашего времени?
Войны стали другими
Вот он, лик современной войны: без танковых клиньев, но по всей территории, не только против армии, но и против всего населения. Подрыв управляемости и истощение сил государства-жертвы настолько велики, что оно начнет по дешевке расставаться со своим сырьем, свернет производства и станет покупателем чужих продуктов. Это продолжается в Ливии и Сирии, в каких-то чертах добралось до нашей южной соседки. Жестокий урок достался Украине, с которой нас всегда связывали добрые дружеские отношения. Оставим им самим судить, кто виноват в нынешнем конфликте. Но посмотрите, страна добывала уголь – теперь она его покупает. Страна производила электроэнергию, которой хватало с избытком, ее покупали и мы – теперь ее не хватает. Производили свои ракеты, самолеты и машины – что из этого осталось? А ведь всё это нужно, и всё это придется покупать у более устойчивых стран. Такое впечатление, что страна поражена непонятно откуда взявшимся противником. И к этому оказались не готовы ни армия, ни структуры управления…
Территориальная оборона против «облачного» противника
Стоит заметить, что в Беларуси систему территориальной обороны начали создавать раньше, чем во всех сопредельных странах, еще в начале нулевых. К настоящему времени уже накоплен практический опыт, существуют законодательные акты и нормативные документы. Год назад на обсуждении в Совете Безопасности новой Военной доктрины Президент страны поставил четкие задачи по совершенствованию территориальной обороны: повышение эффективности системы управления, поддержание в рабочем состоянии стационарных пунктов управления штабов зон и районов территориальной обороны, конкретная работа с военнообязанными запаса. Александр Лукашенко потребовал, чтобы каждый генерал-губернатор знал, как действовать, имел представление о численном составе войск территориальной обороны, был знаком с конкретными людьми, и не только из числа командиров. Кроме того, глава государства поручил сформировать запас вооружений и других материальных ресурсов для войск территориальной обороны: «Мы должны всё это отработать, чтобы губернатор знал эту тему точно так же, как он знает технологию, например, посевной кампании». Итак, распыленным ударам вероятного противника, который, пользуясь модным компьютерным термином, прячется «в облаке», противопоставляется слаженная работа всех гражданских и силовых структур. Теперь в рядах защитников Отечества не только военные – грань между армией, милицией и гражданскими специалистами стирается. Так что теперь праздник 23 февраля приобретает новое звучание.
В каждой области, в каждом районе…
На минувшей неделе прошел республиканский сбор по вопросам военной безопасности и обороны государства. В нем принял участие председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис. Он подчеркнул, что в Беларуси территориальная оборона реально действует в каждой области, в каждом районе, чему способствует в том числе нормативная правовая база. В Брестской области определены конкретные задачи по развитию территориальной обороны. Полезный опыт почерпнули во время этого сбора. «Прежде всего это оснащение современными методами видеофиксации. По связи нам надо поработать и по другим вопросам организации», – процитировала Анатолия Васильевича БелТА. Надо сказать, что незаметная публике работа постоянно ведется в Бресте, доводилось и наблюдать и участвовать в качестве офицера запаса.
А как в соседних странах?
Прямо скажем, военная мысль кипит, рождая практические решения. Например, начальник российского Генштаба хорошо знает, что «широкое распространение получили асимметричные действия, позволяющие нивелировать превосходство противника в вооруженной борьбе. К ним относятся использование сил специальных операций и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства, а также информационное воздействие, формы и способы которого постоянно совершенствуются». В свою очередь, американские генералы знают, что об этом осведомлены россияне. А в декабре 2016 года (уж не по примеру ли Беларуси?) президент Польши Анджей Дуда подписал закон о создании Войск территориальной обороны. У них это будет новый вид вооруженных сил. В течение нескольких лет Министерство обороны планирует создать 17 бригад, по одной в каждом воеводстве и две в Мазовецком воеводстве. Планируется, что в 2018 году такой вид вооруженных сил будет насчитывать около 35 тысяч солдат, а в 2019-м – примерно 53 тысячи.
Как видим, 23 февраля уже не просто «день мужчин», а всех, кто причастен на своем месте к защите Отечества. Только придав обороне всенародный характер, можно гарантировать успешную защиту государства.
Валерий ЦАПКОВ
bvn.by
Похожие статьи:
Брест и регион → Брестские пограничники задержали троих кубинцев, которые пытались пробраться в Евросоюз
Брест и регион → В Брестских школах учителя заставляют 1 сентября петь оды БРСМ?
Брест и регион → Футболисты брестского "Динамо" впервые выиграли Суперкубок Беларуси
Брест и регион → В Бресте противники строительства аккумуляторного завода вновь вышли на площадь
Брест и регион → Они бежали, как маленькие голодные собачки, виляя своими короткими хвостами из перьев