Мнение председателя Брестского облсовета депутатов о Форуме регионов, полномочиях депутатов и референдуме по заводу АКБ
Итоги VII Форума регионов Беларуси и России, необходимость увеличения полномочий народных избранников, соблюдение условий проведения местного референдума по аккумуляторному заводу – главные темы интервью «Зари» с председателем Брестского областного Совета депутатов Юрием НАРКЕВИЧЕМ.
– Юрий Иосифович, на днях завершился VII Форум регионов Беларуси и России. Как непосредственный участник этого масштабного мероприятия, расскажите о его значении в деле укрепления межгосударственных связей на всех уровнях.
– Наверное, правильнее всего начать с главного – приоритет добрососедства и выстраивания союзнических отношений остается неизменным. Для нас – Беларуси – в целом и Брестской области в частности – значение сотрудничества с Российской Федерацией по разным направлениям трудно переоценить. Россия была и остается нашим основным экономическим партнером, туда направляется значительная часть экспортных поставок продукции предприятий Брестской области.
На протяжении вот уже семи лет необходимость организации таких форумов поочередно то в Беларуси, то в России продиктована самой жизнью. Чтобы экономика обеих стран при их самостоятельной внешней и внутренней политике развивалась более динамично и интенсивно, надо встречаться, общаться, предлагать что-то новое, находить взаимовыгодные интересы. Как итог – у нас очень много контрактов подписано по линии Брестского областного исполнительного комитета, что позволяет сотрудничать еще более тесно и конструктивно.
Не будем забывать, что наши страны и регионы связывает не только экономика, но и общность исторических корней, культуры, традиций, восточнославянского менталитета. Нельзя не учитывать и географическое положение – территориальное соседство, а также тот факт, что белорусские диаспоры есть во многих российских населенных пунктах, что само по себе обязывает укреплять связи – и с россиянами, и с соотечественниками. Таким образом, каждый очередной Форум регионов Беларуси и России становится своего рода площадкой сближения по тем или иным конкретным темам, проблемам, вопросам.
На этот раз Форум проводился в Беларуси, и глубоко символично, что в центре внимания оказалась не теряющая, а, напротив, обретающая все большую актуальность тема исторического наследия Великой Победы как основы социально-экономического развития и духовной связи народов Беларуси и России. Ведь именно наша республика, как никакая другая в Советском Союзе, пострадала в Великой Отечественной войне, поэтому мы умеем ценить мир, который остается прочным фундаментом построения независимого суверенного государства, его стабильности и успешности.
Нынешний Форум регионов запомнится необычностью формата – во второй день он проходил в режиме видеоконференции: пандемия внесла свои коррективы. Как оказалось, ни большие расстояния, ни прочие негативные факторы последнего времени для продолжения курса на сближение, выбранного Главами государств Александром Лукашенко и Владимиром Путиным и поддержанного белорусским и российским народами, не являются непреодолимыми препятствиями. Сейчас, как и раньше, я увидел огромный интерес россиян к нам – не только на высшем государственном, но и на региональном, местном уровнях. Можно утверждать с уверенностью, желание сотрудничать – обоюдное.
– Схожесть проблем и задач повестки дня, требующих эффективных решений, побуждают народных избранников Беларуси и России контактировать более плотно – на постоянной основе. Можно привести конкретные примеры такого нацеленного на долговременную перспективу депутатского сотрудничества?
– Здесь опять же нельзя не упомянуть о большом значении Форума регионов, одной из миссий которого является обсуждение насущных вопросов, выработка единой либо схожей тактики и стратегии – что делать дальше, в каком направлении двигаться, каким образом поступать в той или иной ситуации. Возьмем для примера пять тематических направлений работы прошедшего Форума – «Парламентское сотрудничество», «Совместные экономические проекты», «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне», «Противодействие героизации нацизма», «Повышение активности сельской молодежи»: все вышеперечисленное одинаково актуально и для Беларуси, и для России. Наши апробированные наработки, проекты, варианты действий могут быть предметом изучения и возможного использования российской стороной и наоборот.
Разумеется, коэффициент полезного действия «связки» депутатских корпусов обоих государств будет выше, если сотрудничество не станет ограничиваться только рамками нескольких дней работы Форума раз в год. Вместе с тем Форум предоставляет возможность закрепления достигнутых договоренностей документально, на официальном уровне. Особенно результативным в этом плане выдался IV форум 2017 года, когда соглашения о сотрудничестве подписали: Брестский областной Совет депутатов – со Смоленской областной думой, Брестский городской Совет депутатов – с городской Думой города Ижевска Удмуртской Республики, Брестский районный Совет депутатов – с Представительным собранием Курчатовского района Курской области. Еще ранее Брестский областной Совет депутатов подписал аналогичные соглашения с Законодательным собранием Краснодарского края – в 2004 году, с Калининградской областной Думой в 2007-м и с Ленинградским Законодательным собранием в 2016 году.
С российскими народными избранниками мы общаемся, обмениваемся опытом – это помогает в работе.
– А насколько актуальна сегодня тема расширения полномочий органов местного управления и самоуправления – в настоящий момент об этом много пишут и говорят…
– Депутат местного уровня является, с одной стороны, представителем народа для власти, с другой – представителем власти для народа. Это было и остается без изменений при любой корректировке национальной правовой базы. Соответственно, роль депутата как представителя интересов определенного количества населения всегда будет важной, так как именно он находится ближе всего к людям, волнующим их вопросам и проблемам, и эта роль должна возрастать. Точно также очевидно: если поле деятельности депутата расширит свои границы – тогда появятся новые возможности проявить себя, и его фигура в обществе станет еще более заметной, значимой и авторитетной.
Предложения по усовершенствованию законодательства в данном направлении должны исходить, прежде всего, от самих депутатских корпусов. Есть все основания считать, что эти предложения на уровне Палаты представителей Национального собрания будут учтены – зоны ответственности перед своими избирателями территориально, по округам, у парламентариев и депутатов местного уровня совпадают, соответственно, и решение проблем на местах осуществляется ими совместно.
Разумеется, расширение полномочий подразумевается в контексте усовершенствования системы местного самоуправления, а не некой кардинальной глобальной реформы. При этом надо осознавать: сегодняшняя реальность ставит перед народными избранниками новую планку требований.
Как и ранее, местное самоуправление подразумевает возможность людей в тех организационных формах, которые предусмотрены законодательством, решать вопросы местного значения с учетом общегосударственных интересов. Можно создать правовые условия для реализации людских инициатив – но станет ли от этого население более активно? Сейчас для депутата уже мало простого выполнения возложенных обязанностей: он должен нацеливать людей на личное участие в устойчивом развитии своих территорий. Пока же часть их настроена иждивенчески, связь между местными органами власти и населением чаще реализуется в виде жалоб, а не предложений, поэтому в настоящий момент важно найти активные формы взаимодействия обеих заинтересованных сторон.
– Можно ли говорить о таком взаимодействии гражданского общества и власти в плане организации и проведения местных референдумов?
– Безусловно. В Беларуси пока не существует наработанной практики проведения местных референдумов, однако законодательно такая возможность есть. Но надо изначально понимать – всё должно быть в соответствии с установленным порядком организации и проведения. Если говорить о местном референдуме по поводу дальнейшей судьбы аккумуляторного завода, то сама юридическая процедура порой интерпретируется достаточно вольно, на собственное усмотрение и желание. В частности, на данном этапе сбор подписей не может быть признан законным: сначала должна быть зарегистрирована инициативная группа.
Поэтому тем, кто собирается инициировать проведение местного референдума по аккумуляторному заводу, надо начинать с соблюдения соответствующих статей Конституции и Избирательного кодекса Республики Беларусь. В свою очередь местные органы власти готовы оказать содействие инициативным гражданам в консультировании по любым интересующим вопросам на всем протяжении процесса подготовки и проведения референдума. Сам процесс на каждом этапе подразумевает контроль: к примеру, как и на выборах, собранные подписи будут перепроверяться.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ, фото Валерия КОРОЛЯ, «Заря»
Похожие статьи:
Брест и регион → В Бресте стартовала акция «Не прожигай свою жизнь!»
Брест и регион → Кто пьет, а кто слезы льет. В Бресте милиционеры отрабатывают СКМ «Дом без насилия»
Брест и регион → Житель Кобрина за неуплату таможенных платежей оштрафован на Br54 тысячи
Брест и регион → Жертв первого массового расстрела мирных жителей вспоминают в Ганцевичском районе
Брест и регион → В Ивацевичском районе мужчина потерялся в лесу: его нашли работники МЧС