Когда все забудется, останется только культура. Жизненное кредо начальника отдела культуры Брестского горисполкома Светланы Семашко
Стереотипы об образе чиновника начальник отдела культуры горисполкома разрушает сразу и напрочь.
Даже в служебном кабинете за спинкой кресла руководителя не монотонно декорированная стена, а яркий баннер. На нем изображение роскошного зрительного зала. Глаза так и устремляются изучить детали изображения...
— Знаете, как мне от руководства горисполкома досталось за этот вид, — улыбаясь откликается Светлана Семашко на удивленный взгляд. — Когда пришло время делать здесь ремонт чуть отстояла такой дизайн. Зато теперь даже самые явные скептики смирились: все-таки культура — это, чаще всего, что-то запоминающееся, бросающееся в глаза. Так почему в кабинете должно быть по-другому...
А я название для интервью могу предложить, — непринужденно продолжает она. “Когда все забудется, останется только культура”.
— Почему именно оно?
— Потому что, это истинно во всех смыслах. Если говорить в глобальном масштабе, то что осталось от древнейших цивилизаций? Конечно, культура. Если же рассуждать об отдельно взятом индивидууме, то в подавляющем большинстве случаев культурный человек будет сочетать в себе лучшие черты — образованность, честность, воспитанность. Душа. Разве это не самое важное?
— Согласен. Но почему зал за Вашей спиной пуст? (На баннере действительно изображен пустующий зрительный зал знаменитого Стамбульского театра). Это символ того, что люди от культуры отдаляются? Или Вы что-то знали о самоизоляции в период коронавируса?
— Конечно, это не о спаде зрительского интереса. Скорее, символ предвкушения прекрасного - представление-то еще впереди. Вот и в Бресте культурном, хоть он и отметил свое тысячелетие, все еще только начинается.
А насчет коронавируса, то он, конечно, оказал свое влияние на сферу культуры. До середины марта мы успели провести ряд мероприятий. Самые масштабные из них — “Январские музыкальные вечера”, фестиваль “Марш мужества”. А на мартовский “Миллениум” к нам уже не смогли приехать несколько коллективов из-за рубежа. Это был первый звоночек от COVID-19. Ну, а потом, от массовых мероприятий пришлось отказываться.
— Истосковались работники культуры по масштабным проектам?
— Не то слово! Деятели культуры должны выступать, делиться с миром своим творчеством. И хотя репетиции продолжались, в детских школах искусств педагоги работали даже с поредевшими группами учеников — выступлений и гастролей творческим людям не хватало. Это ощущалось. Как артистами, так и зрителями.
А брестский зритель, я Вам скажу, наверное, самый взыскательный и требовательный зритель в стране. Ему подавай самое лучшее! Хотя в этом есть и плюсы. Требовательность аудитории держит в тонусе людей творчества.
— Сказалась ли вынужденная пауза на мастерстве артистов? Ведь если спортсмен будет только тренироваться, без соревнований с сильными конкурентами, он теряет кондицию. В культуре не так?
— Конечно, ситуация схожая. Но мы находили выходы. Художники по-прежнему пишут картины, театры освоили онлайн спектакли, библиотеки перешли на виртуальные выставки, обслуживание читателей на дому. Работа видоизменялась, но не останавливалась. Мы же даже умудрились поучаствовать в мероприятиях, посвященных передаче городу Шимкенту статуса “Культурная столица СНГ”. Пусть это было опять же в онлайн режиме, но Брест был представлен разнопланово.
Да и не только выступлениями жива культура. В этом году мы вплотную занялись Гарнизонным кладбищем, разработали проект консервации руин бернардинского монастыря, уделили внимание охранным таблицам и грамотам, открыли аншлаги на городских улицах. Сейчас вот думаем их QR-кодами оснастить. Чтобы навел человек гаджет, и узнал об истории улицы.
— А не влияет ли технический прогресс на изменения культурной составляющей. Вы упомянули гаджеты... А ведь в них сейчас днями напролет “сидят” наши школьники. А Вы их в школы искусств заманиваете. Пойдут ли? Пригодится ли им этот опыт в жизни?
— Тут, конечно, нужно вмешательство родителей. Может, на первом этапе где-то и заставить придется. Но результат того стоит. Ведь после школы искусств подросток сможет продолжить обучение в заведениях рангом повыше, получить классное образование и престижную профессию. Неплохо оплачиваемую, кстати. Не стоит забывать и о том, что даже если человек не пойдет дальше в большое искусство, полученные навыки обязательно когда-нибудь пригодятся. Будь-то хореография, или игра на музыкальном инструменте. Вот, в клубе, к примеру, разве не засмотрятся парни на классно танцующую девушку? Или, если молодой человек в компании друзей возьмет гитару, да и сыграет что-нибудь, состоящее из сложных аккордов. Это ж сразу авторитет как возрастет! (Улыбается).
— В этом убедили. Но библиотеки... Не превращаются ли они в пережиток прошлого? Сейчас ведь можно прочесть почти любое произведение в том же гаджете.
— Наши библиотеки сейчас разительно изменились. Они превратились в настоящие социо-культурные центры. Теперь же это не просто читальный зал и абонементный отдел. Сейчас в библиотеках чего только интересного не проводится! Постоянные встречи с интересными людьми. Причем это не только писатели или художники. Это может быть выставка татуировок, на которой в качестве “экспонатов” выступают сами жители Бреста — с красивыми татуировками. Вы уже писали о нашем проекте, когда дети читают собакам... есть библиотека для слепых, в которой расположена специальная машина, которая может озвучить любую книжку.
Да и книги продолжают брать. При этом в очереди выстраиваются, за бестселлерами особенно. Так что комплектование фонда идет активно. Темпов не сбавляем.
— Ваше наблюдение — что все-таки в большей степени движет работниками культуры — энтузиазм или желание заработать?
— В первую очередь энтузиазм. Однозначно. Известность приходит не ко всем и, тем более, не сразу. Изначально все работают на энтузиазме. А если говорить о любительских коллективах, то там вообще все от души идет — каких-то особо внушительных материальных бонусов они не получают. Хотя я считаю. Что это не совсем правильно. Люди тратят свое свободное время, часто жертвуют выходными, чтобы выступить перед зрителем. А ведь до зрителя нужно еще на чем-то добраться, выйти на сцену в концертном костюме. И это лишь малая часть нюансов.
— От прозы жизни — к ее поэзии. Есть ли у Светланы Николаевны, как у начальника отдела культуры, мечта городского масштаба?
— Есть, конечно. И не только у меня. Это давняя мечта. Очень хочется, чтобы в Бресте появился полноценный концертный зал. Многие артисты из-за этого к нам попросту не приезжают. Не хочется им выступать в приспособленных сооружениях. Поэтому мы уже несколько лет ведем работу с организацией трансграничного сотрудничества, чтобы построить многофункциональный зал. Сегодня это зал концертный, завтра - выставочный, а послезавтра в нем даже какие-либо соревнования можно провести. Этакий трансформер. Прорабатываем такую возможность.
— А можно пофантазируем? Представьте, по щелчку пальца Вы можете перенести в Брест любое здание, любое сооружение, любое культурное достояние планеты Земля. Что бы это было?
— Хм, не что, а кто. Я сделала бы брестчанином Билла Гейтса. Я бы хотела, чтобы он здесь жил. Уже состоявшийся Билл Гейтс-брестчанин. Думаю, что мы бы все от этого выиграли. И не только культура.
— Подобрались к финалу. Праздник... Что пожелаете коллегам?
— Во-первых, поздравлю не только коллег, но и всех любителей искусства. Это и их праздник, в том числе. А коллегам желаю уметь мечтать. И чтобы самые смелые их мечтания воплощались в жизнь. Живите с огоньком в глазах и теплотой в душах. Стремитесь к лучшему, развивайтесь до бесконечности.
Я очень вами горжусь.
Ее блиц-ответы
— Скульптура или живопись?
— Живопись. Вы можете скульптуру слепить? Нет? А вот нарисовать, хоть кружочек какой-нибудь (показывает на мой блокнот) сумеете.
— Абстракицонизм или реализм?
— Реализм. Через пару сотен лет зрителю такое направление будет более интересна.
— Дали или Суриков?
— Суриков.
—Ударная установка или рояль?
— Рояль. Он нежнее, более утонченный. И потом я Шопена люблю. Его на барабане сложновато будет исполнить.
— Тарантино или Тарковский?
— Тарковский.
— Чаплин или Никулин?
— Тут Вы заставляете мое сердце разрываться на две части. Но выберу все-таки Чаплина. А как человек больше симпатичен Юрий Никулин.
— Довлатов или Чехов?
— Чехов, конечно. Очень умный. К тому же врач.
— Киркоров или Летов?
— Другого никого нельзя? Нет? (С тяжелым вздохом). Тогда Киркоров.
Досье “БВ”
Светлана Николаевна Семашко, начальник отдела культуры Брестского горисполкома
До 2017 года длительное время была директором библиотечной сети г.Бреста.
С 2017-го возглавляет сферу культуры города.
Хобби: чтение, работа на радио (продолжительное время делала цикл программ “Городские легенды”).
Замужем. Воспитала дочь.
Теперь занята питомцами: той-терьером Нэнси и беспородным, но очень важным котом Кирюшей.
Похожие статьи:
Брест и регион → В Жабинке в течение 10 минут обнаружили сразу два снаряда времен ВОВ
Брест и регион → Стул-PowerBank и энергия от "лежачих полицейских": финалистов "Энергомарафона" наградили в Бресте
Брест и регион → В гипермаркетах Евроопт 6 и 7 ноября скидки до 55%
Брестская крепость → Пограничники в Брестской крепости проведут акцию "Боевой расчет"
Брест и регион → Джаз, блюз, поп-музыка и симфоническая сказка прозвучат в Брестском театре драмы