Как житель Барановичей судился с застройщиком дома из-за плесени и выиграл
Житель Боровков Дмитрий Банит сумел доказать в суде, что плесень в его квартире образуется из-за строительных дефектов, а не потому, что жилье плохо проветривается или неправильно эксплуатируется.
Чтобы добиться правды, Дмитрий поставил на кон 10 тысяч рублей.
Терпели и надеялись
Дмитрий Банит с семьей живет в доме №8 на улице Домейко. Дом долевой, построен в 2016 году. Квартира семьи Банит расположена на 9 этаже и обошлась супругам примерно в 30 тысяч долларов. Еще около 10 тысяч долларов они потратили на ремонт, так как жилье сдавалось без отделки.
– Мы сделали все качественно, чтобы надолго хватило. Положили ламинат, поклеили хорошие обои, сделали потолки, – рассказывает Дмитрий.
В марте 2017 года семья Банит заселилась в новую квартиру. А уже спустя несколько месяцев, говорит Дмитрий, они заметили, что некоторые углы в их квартире становятся влажными, а на потолке появляются капли воды.
– Мы не могли понять, почему так происходит. После того, как нам выдали ключи от квартиры, мы ее хорошо просушили – постоянно включали отопление на максимум, даже калорифер приносили, – говорит Дмитрий.
Больше года супруги надеялись, что со временем проблема исчезнет. Но ничего не менялось. Сырость не пропала, начали отставать обои, появилась плесень. Противогрибковые средства не помогали.
Осенью 2018 года супруги Банит вместе с председателем товарищества собственников их дома направили претензию в Управление капитального строительства г. Барановичи. Квартиру обследовала комиссия, состоявшая из представителей строительных организаций: УКСа, которое являлось заказчиком строительства дома, строительных управлений стройтреста – подрядчиков и субподрядчиков.
– Они делали какие-то замеры, измеряли влажность в квартире. Говорили, что это мы неправильно эксплуатируем квартиру и плесень появилась из-за этого. Якобы мы мало проветриваем комнаты и гофру от вытяжки в вентканал вставили, что нарушило вентиляцию. Но окна у нас почти всегда стоят на микропроветривании. А вытяжка? Гофру ведь все в вентканал вставляют. А иначе куда? В окно? – возмущается Дмитрий.
После этого строители, говорит Дмитрий, выполнили какие-то работы, но влажность в квартире не исчезла.
С просьбой разобраться в ситуации в декабре 2018 года Дмитрий обратился в Барановичский горисполком. Мужчина рассказывает, что после этого его квартиру опять обследовала комиссия, но вывод был тот же: влажные пятна в квартире появляются из-за несоблюдения правил эксплуатации жилого помещения.
В начале 2019 года статья о проблеме семьи Банит появилась на сайте intex-press.by. По словам Дмитрия, на нее было много поддерживающих откликов.
– Многие люди сочувствовали, некоторые предлагали реальную помощь: подсказывали какие-то юридические нюансы, давали советы технического характера, проверенные на опыте. И я решил не сдаваться, – рассказывает Дмитрий.
По совету людей, которые оказывались в подобных ситуациях, Дмитрий нашел фирму, которая занимается тепловизионными обследованиями. Суть этой методики в том, что с помощью специального устройства – тепловизора – измеряется температура поверхностей (в данном случае – стен снаружи и внутри дома), и это позволяет выявить возможные строительные дефекты. И хотя эта услуга не из дешевых (около 700 рублей), Дмитрий был настроен идти до конца.
– Я понимал: решать проблему нужно как можно скорее, пока дом на гарантии. Если снова придет комиссия, то она, очевидно, даст такое же заключение, что и в предыдущих случаях. Поэтому необходима была какая-то независимая диагностика, – рассуждает он.
Тепловизионное обследование показало, что причиной влажности в квартире Банит являются некачественно выполненные строительные работы. Приложив это заключение, в феврале прошлого года Дмитрий написал заявление в УКС и попросил застройщика устранить выявленные недостатки. Но не тут-то было.
В ответе из УКСа было сказано, что тепловизионное обследование было проведено с отступлением от требований ГОСТ, оно не может являться основанием «для заключения о дефектности ограждающих конструкций здания» и «застройщик приходит к предположению, что причиной возникновения мокроты стен и образования плесени является не дефект ограждающих конструкций здания, а недостаточно эффективное проветривание помещений, несоблюдение эффективной работы приточно-вытяжной вентиляции».
– Они настаивали на своем, – говорит Дмитрий.
Понимая, что переписка с УКСом ни к чему не приведет, летом прошлого года Дмитрий обратился в суд, предварительно получив у фирмы, выполнявшей тепловизионное обследование, подтверждение того, что диагностику ее специалисты выполнили в соответствии со всеми нормами и требованиями.
– Риск, конечно, был. И до подачи иска мой адвокат предупреждал, что будет назначена еще одна экспертиза – судебно-строительная. Если ее результаты будут не в мою пользу, мне придется ее оплатить, а это почти 9 тысяч рублей, – вспоминает Дмитрий.
Судебный процесс длился около шести месяцев и закончился в ноябре прошлого года. Решение было в пользу Дмитрия.
Суд обязал УКС устранить дефекты строительно-монтажных работ в квартире, постановил взыскать с организации в пользу Дмитрия 4150 рублей: 2000 рублей – неустойка за нарушение сроков устранения недостатков, 1000 рублей – компенсация морального вреда, 700 рублей – возмещение расходов за проведение тепловизионного обследования, 450 рублей – расходы на адвоката.
Дмитрий говорит, что после вступления решения суда в законную силу строители выполнили какие-то работы с внешней стороны дома, в его квартире переделали оконные откосы, испорченные грибком, во всей девятиэтажке на окнах установили клапаны для улучшения вентиляции. Все деньги, прописанные в решении суда, Дмитрию тоже перечислили.
– Это победа. Хотя многие не верили в мой успех, говорили, что судиться с государственной организацией нет смысла, я был уверен в своей правоте, – говорит Дмитрий. – Посмотрим, что будет происходить в квартире дальше. Если влажность не исчезнет, буду проводить новую экспертизу, добиваться, чтобы проблема была решена окончательно.
«Отстаивать права можно и нужно»
Александр Горбач, юрист, редактор сайта statut.by:
– Отстаивать свои права и законные интересы можно и нужно. Это касается всех сфер жизни, не только строительства. Если вы уверены в своей правоте, но без суда решить спорный вопрос не получается, значит, надо обращаться в суд. Да, многих пугает, сдерживает стоимость экспертиз, но иногда без них просто не обойтись.
Что касается конкретно качества строительных работ, то все спорные вопросы надо решать в течение гарантийного срока – пяти лет. Когда гарантия закончится, отстоять свою правоту будет сложно, а может, и невозможно.
Похожие статьи:
Брест и регион → Заболеваемость COVID-19 в Брестской области начинает снижаться - Минздрав
Брест и регион → Облздрав: в Брестской области кислородных точек достаточно при любой нагрузке на стационары
Дороги и чудаки → Следователи устанавливают обстоятельства смертельного ДТП в Барановичском районе
Брест и регион → Теннисный манеж начали строить в Пинске
Брест и регион → Новые учреждения образования в 2019 году откроются в Бресте, Барановичах и Пинске