Исповедь брестского алкоголика
Насколько тяжело бороться в одиночку с алкоголизмом и как полбутылки пива могут обернуться тремя годами ежедневного запоя, как терять семью и хоронить друзей из-за зеленого змея – все это «Реальный Брест» узнал беседуя за чашкой кофе с популярным в нашем городе музыкантом и ведущим.
Игорь, помнишь свою первую рюмку?
- Первое свое опьянение я испытал в восьмом классе. Это был трудовой лагерь, на море. Тогда у меня было такое ощущение, что я обрел Бога. Я вдруг увидел решение всех своих проблем, выход из стеснительности и зажатости, из внутренних страхов каких-то и всего остального. То есть, это было такое реальное ощущение, что я наконец-то понял, как жить. Нас угостили местные парни вином, мне тогда так врубило по мозгам, что с тех пор, начиная с девятого класса, употребление стало достаточно регулярным, каждую неделю стабильно. Потом все больше и постепенно перешло в ежедневное. Я не запойный, я ежедневный. Есть люди, которые могут не пить годами, а потом срываются и пьют недели две беспробудно. Такой запой у меня был всего лишь один раз - это было шесть дней подряд, после чего я чуть не умер. Больше я над собой так решил не издеваться, но каждый день алкоголь стал присутствовать в моей жизни, где-то больше или меньше, но стакан был всегда. Это накапливалось и дошло через некоторое время «до ручки». Я ночью уже не мог спать, просыпался, бывало ждал открытия магазина, бежал, покупал и «бомбил».
С чего все началось, что ты плавно попал в группу риска?
- Лет в девятнадцать я уже понял, что со мной что-то не так, что я уже «не держу банку», как говорится. Я реально не могу остановиться, когда выпиваю, что алкоголя много и я его не контролирую. А полная беда началась лет где-то в двадцать шесть, когда я понял, что уже не могу сам справиться с этим и обратился к врачу. Психотерапевт-нарколог тогда мне объяснил, что алкоголизм – это,не слабость характера, а болезнь. Вины в том, что я заболел моей нет, и на мне только одна ответственность: выздоравливать либо нет. Как быть виноватым зато, что заболел насморком? Это тоже самое. Почему много проблем и непонимания между людьми в семьях из-за алкоголизма? Люди думают, что алкоголики – это слабохарактерные мудаки, а алкоголику нужно верить и любить его таким, каким он есть – только так ему можно помочь выздороветь. Я много общаюсь с алкоголиками, среди них нет «овец», сплошные растоптанные лидеры. У всех сильный стержень, гражданская или социальная позиция, сильные мужчины и женщины, обладающие талантами, с гибким умом, но вот так в их жизни получилось. Лично для себя я открыл алкоголь, потому что мне было страшно и стыдно. Я чувствовал свое несовершенство, что я не дотягивал до идеала, которым хотели меня видеть другие люди, плохо учился. Я не мог двух слов связать с девушками, в спорте я тоже ничем не выделялся, был таким бездарем и для меня это было очень страшно. Когда в моей жизни появился алкоголь, во мне проявились лидерские качества, которые, видимо, спали, появилась рок-группа, лидером которой был я. Все стало классно.
- Для меня, как для алкоголика, алкоголь стал прослойкой между мной и миром, соединяющей тканью. Благодаря ему я стал говорить с людьми о чем-то интересном, включать свою харизму с девушками. Я недавно вспоминал, что когда нам было лет по двенадцать, мы же говорили друг с другом обо всем без алкоголя, а потом это вдруг куда-то все ушло.
- Для меня трудностью было– не расстаться с алкоголем, а как жить без алкоголя, жить трезвым. Жить, не как унылый отход жизнедеятельности человека, злиться на тех, кто выпивает, а как жить и кайфовать от трезвого образа жизни. Мне было плохо в трезвости, потому что я себе запрещал алкоголь, т.е совершал насилие над собой. Я много понял за это время, много узнал, но мне не становилось легче. Всем можно, а мне нет – это всего лишь часть агрессии и обиды, на само деле ее намного больше. Когда я перестал пить, я готов был через одного расстреливать водителей на дороге, хотя я сам соблюдаю далеко не все правила дорожного движения. Я жестко стал реагировать на людей из своего окружения, потому что они себя вели не так как я хотел. Знаешь в чем суть моего алкоголизма и многих других людей? Когда алкоголь уходит -жизнь становится бессмысленной. Поднялись изнутри все мои страхи, в трезвости я не знал куда себя девать и начал бояться сцены и теряться в словах. Я не показывал этого, ведь актер и тысячи раз одевал маски, но меня всего колотило внутри, а зритель улыбался и ничего в этот момент не подозревал. Не было смысла в концертах, если не выпить после них. Нет смысла ехать на отдых, знакомится, общаться … жить. В самом алкоголе нет проблем, дорогой он или не очень, проблема в том, как он влияет на определенного человека. Как только я отодвинул от себя алкоголь внутри меня образовалась огромная дыра и пустота.
Как думаешь, много ты денег спустил на алкоголь?
- Зарабатывал я достаточно, а на алкоголь и между пьянками деньги уходили сквозь пальцы. Подсчитывать я не берусь, но растрачивание денег – это одно из побочных явлений болезни. Сейчас, ведя трезвый образ жизни, я могу контролировать и планировать свои финансовые потоки, в то время я не мог этого делать.
Одалживал деньги на выпивку?
- Скорее нет. Пил на свои. Может и были такие эпизоды, но я о них не помню, поэтому и не расскажу.
Легко сорваться? И когда ты понял, что с этим нужно окончательно завязывать?
- Было у меня четыре с половиной года трезвости и решил я немножко попробовать снова. Я выпил где-то полбутылки пива Велкопоповицкий Козел и «загремел» на три года ежедневного употребления. При этом я успешно работал, делая какие-то новые проекты, праздновал, кстати, и с «Реальным Брестом» ваши праздники отмечал и на «Сублимациях» с Сергеем Петрухиным веселился. Алкоголь не приносил никаких бед, а потом снова я дошел до такого состояния из которого, я в принципе, многие годы выбирался. В январе этого года я понял, что у меня нет ничего кроме употребления и работы. У меня нет увлечений, друзей, выходных. Все, что я делаю, так это пью и работаю, работаю и пью. И вот от осознания этого мне реально стало страшно.
Что такого дает алкоголь, что хочется потреблять его вновь и вновь?
- Мне нравится фраза из одной книги, автором которой является бывший алкоголик: «Самое тяжело преодолимое свойство алкоголизма для алкоголика и для тех, кто имеет с ним дело – это конфликт с трезвой реальностью, где противоречия, в конце концов, становятся невыносимыми, а поиски облегчения всегда заканчиваются возвратом человека к алкоголю или наркотикам. (Ученые, изучавшие алкоголиков, утверждают что их пациенты могут достигнуть момента в трезвости, где они вынуждены пить для того, чтобы не сойти с ума).Чак «Ч», «Новые очки». Эта же фраза - «Алкоголь помогает смягчить понимание окружающего мира, того, что я не вписываюсь в окружающий мир. Я не такой, как все. Я не такой весь высокомерный из себя. Я просто хуже» - просто мое понимание написанного выше. Алкоголь добавляет теплоты, доброты, щедрости, человечности, расслабляет и снимает напряженность от происходящего вокруг. Лично я выпивал, чтобы расслабиться.
Можно ли косвенно обвинить концерты, выступления и банкеты после них?
- Косвенно. Ничем творческий человек не отличается от слесаря либо водителя. Банкеты происходят во всех коллективах, просто творческие люди на виду и их видно чаще других. А пить можно и одному перед телевизором.
Существует ли какой-то брестский бомонд и злоупотребляют ли в нем алкоголем?
- Для меня это были «Сублимации» Сергея Петрухина, когда все творческие люди собирались и хорошо проводили время. Вот тогда это для меня был своего рода бомонд. Про злоупотребление среди творцов ничего сказать не могу, не знаю. В периоды до своей трезвости я никогда особо не нуждался в компаниях, приходил домой и как в фильмах, наливал, включал телик или комп и расслаблялся. Для меня тусовки были редкостью и особого значения не имели, хотя я всегда с удовольствием отвечал взаимностью на приглашения, но чаще пил один дома или после концертов со своей командой.
В твоих алкогольных «исследованиях» каким напиткам ты отдавал предпочтение?
- Сейчас чаю. На тот момент я любил все. Я не был любителем, я был профессионалом и любил разные направления этого «творчества». Я не отдавал предпочтения ничему, пил все, что горит.
Что испытываешь утром после сильной пьянки?
- Чувство вины, страх, панику, стыд.
Не думал о суициде?
- Нет. Я очень боюсь смерти и именно поэтому я хочу избавиться от алкогольной зависимости, чтобы не умереть.
Самый ужасный поступок совершенный в состоянии опьянения?
- Выделить какой-то самый ужасный не могу. Стыдно за свое поведение перед матерью и близкими, женщинами и друзьями.
Садился за руль пьяный?
- Да.
Бил людей?
- Драки обоюдные были, получал по носу и давал сам, но я когда пьяный, то не агрессивный, это не мой стиль.
Просыпался в неизвестных ранее тебе местах? На улице?
- До двадцати шести лет были такие курьезы. На улице тоже. Последних десять лет уже такого не было.
Самая затяжная твоя пьянка?
- Три года с перерывом в три месяца.
Как считаешь в Беларуси много людей «сидит на стакане»?
- Пьют у нас много. Пьянство – эта самая большая наша проблема, которая светится в окнах вечером почти из каждой квартиры брестских домов.
Справка
По официальной статистике, которую не особо любят афишировать в нашей стране, мы занимаем лидирующие позиции. По данным Всемирной организации здравоохранения Беларусь занимает одиннадцатое место по потреблению чистого этилового спирта на человека с показателем 11,2 литров чистого этанола на душу населения старше 15 лет. А по данным американского агентства Bloomberg, Беларусь - мировой лидер по потреблению алкоголя. По информации агентства среднестатистический белорус выпивает в год 18,9 литров спиртного. Каждый 55-ый житель нашей страны - алкоголик. Вернее, каждый 55-ый стоит на учете в диспансере как больной алкоголизмом. В том числе 17 тысяч несовершеннолетних. Если еще пять лет назад в Беларуси на учете по поводу алкоголизма состояло десять тысяч женщин, то сегодня почти пятьдесят. В год в нашей стране от алкоголя умирают около четырех тысяч человек. Примерно половина всех дорожных происшествий совершена в нетрезвом виде. Пьянство – одна из главных причин разводов.
Что государство должно делать, чтобы люди не пили? Или оно заинтересовано, чтобы народ спивался?
- Если оно заинтересовано, то это очень жутко. Несмотря на то, взять хотя бы Брест, и строят Гребные каналы и так далее, а в этих спортивных комплексах спортом занимаются единицы, а на лавках с пивом сидят тысячи каждый день. Дело в том, что алкоголизм разрушает не только тело, но в первую очередь еще дух, и на мой взгляд, что в первую очередь нужно пропагандировать на столько здоровый образ жизни, а духовные ценности. Это реально лечит. Это суть двенадцати шаговой программы, которая помогает выздоравливать многим алкоголикам. Это поиск духа – не религии. Я никогда в своей жизни не задумывался, когда делал свои концерты, что я хотел бы дать людям, я только думал, о том, что я хочу получить. Вот только сейчас, будучи трезвым девять месяцев, я впервые задумался об этом. Если каждый человек хотя бы раз в жизни задал бы себе такой вопрос, то в нашей стране и в городе можно было бы что-то изменить к лучшему и перестать ныть, что мы хреново живем. Понятное дело, что в здоровом теле – здоровый дух, но это здоровье достигается когда тело и разум с духом в гармонии. В свои 35 лет чувствую я себя уставшим и недавно начал заниматься зарядкой.
Что ты потерял действительно ценного и важного из-за алкоголя?
- Семью. Друга. Здоровье. Потерял качественные проекты.
Чем отличается алкоголик от пьяницы?
- Если из жизни пьяницы пропадает алкоголь, то жизнь его налаживается и все становится на свои места, а у алкоголика она превращается в ад. Пьяница может напиться, подраться и сказать себе: «хватит». Алкоголик вынужден начать пить, чтобы не сойти с ума. Он хочет, но не может бросить пить. Алкоголик даже не помнит, когда выпивает первую рюмку. Я не мог отказать, когда мне протягивали рюмку, несмотря на то, что за рулем я или у меня через час концерт.
В милицию попадал пьяным?
- Два раза за то, что орали песни на улице.
Много раз пытался самостоятельно завязать? И насколько обычно хватало твоего терпения?
- Да, безусловно. Последний раз меня хватило на три месяца. Это были тяжелые три месяца.
Кодировался?
- Нет. Бесполезно. Это не работает. У алкоголика есть четыре врага: усталость, голод, злость, одиночество. Если хотя бы один из врагов не удовлетворен – это уже опасно, чаще они все в совокупности обнажены. Заметь, что часто мы обычный голод или жажду путаем с желанием выпить. А если устали? Целый день многие думают, как доберутся до дома и попьют пивка. Все это приумножается злостью, что гаишик оштрафовал по дороге домой или,вообще, мол никому ты сегодня не нужен. Часто это обман, достаточно просто покушать и отдохнуть, а вместо пива утолить жажду сладкой водой.
Кто-нибудь из близких или друзей умер от алкоголизма?
- Я сегодня приехал к тебе на встречу с похорон. Парень, 34 года, долго держался, но сорвался и злоупотребил алкоголем - не выдержало сердце. Сегодня похоронили.Друг покончил с собой, прыгнул с двадцати этажного дома, если помнишь такую историю в Бресте.
Трудно ли бороться с алкогольной зависимостью?
- Невозможно. С ней нужно смириться. Признать, что у тебя проблема с алкоголем – это несложно, а вот смириться с этим очень тяжело. Мне для этого понадобилось 7 лет. Я рад, что к этому понимаю, я пришел еще легким путем, я никого не убил и не сижу в инвалидной коляске. Большинство людей приходят к этому через страшные душевные и физические муки и потери.
Что тебе помогло завязать в этот раз?
- Я не пью девять месяцев и выздоравливаю по программе «12 шагов», ее легко найти в интернете.
Справка
Программу «12 шагов» можно назвать одной из самых эффективных программ, созданных для выздоровления от алко- и наркозависимости. Она была создана в США в 1930-е годы, и данную программу в других странах мира очень быстро приняли. Кроме того, ее успешно применяют в России и Беларуси уже более двадцати лет. Суть этой программы состоит в признании очевидного факта: сам человек не в состоянии справиться с нарко- или алкозависимостью, и именно поэтому ему необходима помощь. Эта помощь нужна для того, чтобы выздороветь, а для этого в жизни нужны кардинальные перемены, так как наркотики или алкоголь всю жизнь свели к процессу их употребления.
- Признание бессилия дает силу. Я боролся всеми методами, которые были доступны, пока я не понял, что я сам ничего не могу, тогда я обратился за помощью к людям. Когда я одной женщине рассказал о своих душевных муках, о том, что всем можно, а мне нельзя выпить, она мне ответила так, что я до сих пор благодарен ей за эти слова. Она сказала: «Юрий Шевчук, Михаил Боярский, Александр Розембаум, группа Metallica – вся, Робби Уильямс – они справились с этой проблемой и ты сможешь». Это дало мне крылья. Это очень мне помогло. Григорий Лепс тоже открыто говорит о своей зависимости.
Ты верующий человек?
- Как сказать ... Я верующий, но не религиозный.
Мечтаешь навсегда с алкоголем завязать или когда сможешь контролировать его, подумываешь посидеть у камина за красивым бокальчиком алкоголя, который освобождает, расслабляет и будоражит мысли? Кому я рассказываю – ну ты все понимаешь даже лучше меня, как он работает.
- Хороший вопрос. Первое правило для меня, как алкоголика: я не пью сегодня. И это помогает оставаться трезвым, особенно на первых порах. Я уже спустил один раз четыре с половиной года трезвости из-за половины бутылки пива на три года употребления. Что будет завтра, сказать сложно. Я не пью сегодня. Сегодня я не представляю себя с бокалом в руках, хотя и не буду скрывать, что такие мысли посещают и мою трезвую голову.
Что ты посоветуешь читателям «Реального Бреста», чтобы они не повторяли твоих ошибок и не закатились еще в более страшную яму?
- Во-первых, хочу сказать, что все сказанное сегодня - это сугубо мое мнение, основанное на моем личном жизненном опыте. Прежде всего надо честно посмотреть на себя и признаться себе в своих проблемах. Те люди, которые подозревают, что они алкоголиками, но еще не признали этого и не смирились, пусть не винят себя в этом, а найдут в себе силы обраться за помощью к другим людям. Во многих случаях алкоголизм – болезнь генетики, причем она может передаваться не только от мамы с папой, а и от дальних родственников. Бывает же, что в прекрасных семьях вырастают такие маститые алкоголики, которые мучают все родных. Если сами не можете справиться с этим недугом – пора обращаться за помощью.
Реальный Брест
Похожие статьи:
Брест и регион → Исповедь брестской любовницы
Брест и регион → Исповедь работников брестского парка
Брест и регион → Исповедь брестского журналиста
Брест и регион → Здравствуйте, меня зовут Юля и я алкоголичка