shop.mts.bymts.bypotolok-smile.byshop.mts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиБрест и регионЧеловек со знаком качества: история Михаила Мошенского

Человек со знаком качества: история Михаила Мошенского

Беларусь – страна больших возможностей, в том числе для организации и ведения бизнеса высоких достижений международного уровня. Наглядное подтверждение тому – история в буквальном смысле слова успешности с нуля Михаила Мошенского, основателя совместного предприятия «Санта Импэкс Брест», которое сегодня не нуждается в особом представлении как в нашей республике, так и за рубежом.

Из конструкторского бюро – в никуда

Пожалуй, и поныне многие не в курсе того, что поначалу с рыбным бизнесом Михаила Мошенского связывала разве что география места рождения – поселок Буревестник Курильского района Сахалинской области Российской Федерации. И если бы не известные политические события начала 1990-х, он точно так же мог бы добиться успешности – правда, на совершенно ином поприще. Однако жизнь сложилась иначе.

Начиналась его биография вполне обычно для советской эпохи: окончил Брестский железнодорожный техникум и институт железнодорожного транспорта, далее судьба привела на Брестский электромеханический завод.

«Для всех, кто два десятилетия работал с ним бок о бок в одной команде на Брестском электромеханическом заводе, он навсегда останется Мишей. Человеком со знаком качества. Он возглавлял одно из трех бюро конструкторского отдела. Наш коллектив (в каждом бюро по 20 человек) занимался разработкой внешних устройств к ЭВМ. В то время мы, без преувеличения, были на вершине технического прогресса. Работали в контакте с лучшими научными силами страны, в производственной кооперации было задействовано 500 предприятий бывшего Союза. Одно из наших изделий, в разработке которого принимал участие и Михаил Мошенский, впервые в Бресте было аттестовано Госстандартом СССР на знак качества. На выставке в Пловдиве (Болгария) оно было удостоено золотой медали.

У Миши всегда была особая задача. Когда что-то не ладилось, не поступали вовремя необходимые детали, мы говорили: «Миша, езжай во Фрунзе». Знали: сможет, договориться и найдет решение задачи. Интуиция, умение находить общий язык с разными людьми отличали его от всех нас», – вспоминал начальник конструкторского отдела БЭМЗ с 1967-го по 1986 год Степан Матвишин.

За двадцать три года на заводе Михаил Мошенский успел пройти путь от рядового инженера-конструктора до начальника конструкторского отдела, что по тогдашним меркам считалось неплохой карьерой с перспективами. Возможно, не будь распада СССР, он так бы и остался работать там, выводя предприятие на новые уровни. Однако предугадывая силу ветра скорых грядущих перемен, ушел с завода. И в 44 года начал всё с нуля, по сути, уйдя в никуда с места, где платили пусть небольшую, но гарантированную зарплату.

От гаража – до заводского комплекса

Еще в начале двухтысячных историю становления бизнес-империи Мошенских поведало солидное издание «Коммерсантъ»:

«Идея заняться рыбным бизнесом у Мошенских возникла, в буквальном смысле этого слова, на безрыбье. После того как «развалили Союз» – о подписании знаменитого договора в Беловежской пуще белорусские бизнесмены говорят именно так, система централизованных поставок продуктов в Беларусь приказала долго жить. Выхода к морю в стране, понятное дело, не было. Не было и заводов по переработке рыбы с налаженными каналами поставок сырья. Поэтому неудивительно, что вскоре рыбные продукты из брестских магазинов исчезли. Михаил Мошенский воспользовался ситуацией и в 1993 году основал малое предприятие «Нила», занявшись импортом мороженой рыбы из Европы.

Через некоторое время Михаил Мошенский решил сделать бизнес более масштабным. Он начал поиски инвестора, и в 1995 году появилось белорусско-голландское СП «Санта Импэкс Брест», основателями которого стали «Нила» и один из ее поставщиков – голландская компания L.Kok Seafood Ltd.».

За этими строками поначалу проглядывало отнюдь не самое большое и впечатляюще масштабное дело. Как следует из других публикаций на ту же тему, своего рода отправной точкой для Мошенского-старшего стало решение, сопряженное с серьезным риском, – вложить заработанные деньги в первое производство: на базе грузового гаража в поселке Мухавец он открыл цех по переработке креветок. К слову, достаточно быстро это начинание оказалось нерентабельным, но к тому времени новая «подушка безопасности» для компании уже была создана.

Примерно в 1993 году Михаил Мошенский увидел, как у одного из компаньонов в Германии работает цех по переработке филе сельди: так родилась новая для Беларуси бизнес-идея, поддержанная немецкими бизнесменами. А всего два года спустя появились первые вакуумные упаковки знаменитой селедочки «Матиас» от «Санты», чуть позже у компании открылись, приняв первых посетителей, свои собственные магазины, получили дальнейшее развитие цеха на арендованных площадях…

Нельзя не отметить: для того, чтобы «Матиас» стал рыбой потребительских предпочтений, по-настоящему народным продуктом, потребовались немало нестандартных подходов. Уже изначально учитывалось: если в Западной Европе сельдь употребляют исключительно в маринованном виде, то в России и Беларуси, напротив, предпочитают соленую бочковую селедку и пряную сельдь. Поставщиком необработанного, сырого филе, служившего сырьем, стала компания Abellman, у которой Михаил Мошенский позаимствовал некоторые технологии производства – с той разницей, что в Abellman сельдь мариновали, а на «Санте» собирались солить. На разработку вкуса, который искали методом проб и ошибок, ушло несколько месяцев. Вместо маринада стали использовать растительное масло, поработав с соотношением соли и специй, технологи «Санты» придумали целую линейку продуктов: филе сельди с чесноком, с приправами, в оливковом масле и так далее.

Михаил Мошенский

Примечательно, что запуск «Матиаса» не потребовал больших вложений: за несколько сотен тысяч долларов, заработанных на поставках мороженой рыбы, Михаил Мошенский приобрел линию для фасовки филе, которую расположили на арендованных в Бресте площадях. Гораздо больше усилий потребовалось для того, чтобы продемонстрировать безусловные достоинства нового продукта. С этой целью прямо на рынках и в магазинах развернулась широкомасштабная долгосрочная информационно-дегустационная пиар-кампания: граждан убеждали, что филе покупать выгоднее, чем целую сельдь, и оно вкуснее. За два года «просветительской работы» в Москве, Киеве и Кишиневе были открыты представительства «Санты», последовал закономерный ожидаемый результат: покупателю пришлась по вкусу белорусская селедка, и уже к середине 1998 года объем продаж сельди «Матиас» достиг 4 тысяч тонн.

Последовавший тогда финансовый кризис привел к осознанию необходимости перевода бизнеса в новую плоскость на следующий уровень – от гаражей и небольших складов, аренды цехов в различных точках областного центра и региона приграничья к созданию отдельного современного предприятия европейского класса, чтобы обезопаситься от возможных дальнейших катаклизмов. Уже в 1999-м «Санта» получила разрешение на строительство своего собственного заводского комплекса, и хотя выделенный участок представлял собой болото – строителям пришлось завезти сюда полутораметровый слой земли перед тем, как заложить фундамент – Мошенский-старший, по воспоминаниям соратников, испытывал в тот момент невероятный азарт строителя и бизнесмена, многих знакомых и друзей привозил сюда, на это заболоченное место, где вскоре была возведена и начала действовать одна из крупнейших в СНГ фабрик по переработке морской рыбы.

Первый промышленный комплекс «Санты» был запущен в 2001-м, но, к сожалению, Мошенский-старший этого уже не увидел: он покинул этот мир годом ранее, в ночь на 7 мая, от третьего инфаркта в 53 года.

Достойное продолжение

За недолгую жизнь Михаил Леонидович успел намного больше, чем предписывается мужчине общеизвестными хрестоматийными канонами. Личным примером показал, насколько эффективным может и должно быть государственно-частное партнерство, основанное на уважении, честности, готовности слышать и слушать, умении искать и находить взаимно приемлемые для разных сторон компромиссы. Построил на болотной пустоши завод, который перерос в огромный холдинг, где работают тысячи людей, выпускающий продукцию, известную во многих странах мира. Вырастил сына – достойного продолжателя начатого дела.

«Самое большое достижение Миши – это его сын. Миша очень мудро ввел Сашу в бизнес. Отправил в Ольштын на рыбные заводы, где Саша прошел все этапы, начиная с рабочего. И когда в Бресте начали разворачивать рыбное производство, он уже знал всю кухню, на него можно было опереться. Саша – умница. Благодаря своему воспитанию, уму и образованию он продвинул «Санту», – делился мнением с журналистами друг Михаила Мошенского Игорь Наймушин.

В 2018 году Александр Мошенский был назван самой заметной фигурой в бизнесе современной Беларуси. В топ-25, составленный «Ежедневником» при поддержке генерального партнера «Идея Банк», вошел и его отец Михаил Мошенский. К тому времени за четверть века их дело выросло в один из крупнейших продовольственных холдингов на постсоветском пространстве, который также имеет интересы в Евросоюзе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Уже при Александре Мошенском началось развитие молочного направления, были сделаны инвестиции в логистику, сельскохозяйственное производство, ретейл, приобретен рыбоперерабатывающий завод в Подмосковье.

Александр Мошенский

«После распада Союза наступила эпоха неиспользованных возможностей – для многих. Люди с нестандартным мышлением и деловой хваткой могли себя реализовать именно тогда. Таким и оказался отец», – констатировал в общении с прессой Александр Мошенский.

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

zarya.by

 

 

Похожие статьи:

Беларусь100 рублей — на любые покупки. Как работает услуга «МаниБокс» от МТС?

Брестская крепостьВ «Хованщине» прошло мероприятие в память героя партизанского движения на Брестчине в годы ВОВ Алексея Черткова

БеларусьБеларусь приостановит соглашение об образовании с Польшей: что это значит

Беларусь"Заменить в одночасье упаковку не получается". Минсельхозпрод о проблеме с тетрапаком

Реальный БрестСделано в СССР: новогодние игрушки в комиссионном магазине в Бресте

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.