Брестский археолог о себе и профессии
Молодой историк Олег Медведь о своем деле.
Когда мы представляем себе археолога, обычно на ум сразу приходит образ этакого бородатого дядьки с лопатой, что подолгу живёт в палатке в лесу, чумазого, но непременно весёлого. А ещё думаем о типичной походной романтике: костёр и песни под гитару. Так ли это? Расспрашиваем профессионала.
— Археология — осознанный выбор или не знали, куда поступать?
— Да, осознанный. Я люблю историю, мне нравится ею заниматься, поэтому и поступил на исторический факультет.
— Что отличает белорусскую археологию от любой другой?
— Если мы говорим о различиях, то давайте для сравнения возьмём соседние Польшу и Россию. К сожалению, в Беларуси ощутимая нехватка кадров, особенно молодых. У нас почти не используют новейшие технологии. В той же Польше у археолога есть возможность для исследования объекта использовать квадрокоптер, тахеометр, магнитометр и другую аппаратуру, а данные обрабатываются с помощью различных компьютерных программ. Также можно подключать специалистов из других наук: химии, физики, антропологии. Надо сказать, что причина не в отставании белорусской археологии, а в недостаточном финансировании. Это сказывается на масштабах реализуемых научных проектов. Короче говоря, особенность нашей археологии в её проблемах.
— В каких местах бывали на раскопках?
— Беловежская пуща, замок Мир, усадьба Наркевичей-Иодко, Брест.
— Что самое сложное в раскопках?
— Не поверите, но копать! Под вечер руки ноют от усталости, а ты продолжаешь это не день и не два.
— Расскажите о самой ценной находке. И самой интересной.
— Сложно назвать какой-либо артефакт наиболее ценным. Для археолога гораздо важнее информация о прошлом, которую несёт в себе артефакт, чем материальная ценность. Порой предметы, которые кажутся со стороны мусором, могут оказаться настоящим сокровищем. Из найденного могу отметить серебряный рубль периода Павла I, макотру (миску), она почти целая, и наконечник каменной стрелы.
— Есть ли стереотипы, связанные с археологией?
— Да, есть. Многие считают, что мы ищем только материальные ценности: монеты, ювелирные украшения и так далее. Люди подшучивают, спрашивая: «Ну что, нашли золото?» Бытует мнение, что археология — это не серьезное дело, так как «копаться в земле каждый сможет». Такое мнение сформировалось потому, что не всегда видна та большая работа, которую проделывает археолог. Это и зарисовка объектов, и подготовка отчетной документации, и описание артефактов, а также интерпретация находок. А большинство, посмотрев разные фильмы, думают, что возьмут лопату, поедут на раскопки и сразу отыщут затерянную цивилизацию или сокровища Наполеона. Так не бывает.
Фото из личного архива Олега Медведя
— Что самое неприятное в профессии?
— Возможно, мой ответ многих удивит, но это в первую очередь зарплата. К тому же иногда возникают конфликты с местной властью и населением. Бывают неприятные неожиданности, чаще всего это эхо войны.
— Много ли известных белорусских археологов?
— Есть в Беларуси большие специалисты, которые известны за рубежом. Выделить кого-то одного, наверное, было бы некорректно.
— На каких раскопках Вам хотелось бы побывать?
— Если в рамках Беларуси, то сложно сказать. У нас нет масштабных проектов. Может быть, раскопки под руководством Марата Васильевича Климова, но это исключительно из-за атмосферы. Если за рубежом, то, скорее всего, объект «Римский период». Такая, можно сказать, мечта возникла после того, как я услышал доклад одного археолога из Польши. Масштаб и уровень исследования впечатлял. Что касается России, было бы интересно поучаствовать в раскопках, которые ведёт Институт археологии Татарстана. Тут такая же история с конференцией: приехавшие в Брест из Казани археологи рассказывали о своих исследованиях. Это было просто удивительно, насколько масштабными бывают проекты!
Василина БУЦКЕВИЧ, Брестский вестник
Похожие статьи:
Брест и регион → В Бресте модернизировали здание городской больницы скорой медпомощи
Брест и регион → В Бресте цены на продукты снизят до 50%. Выяснили, что будет
Брест и регион → Чемпионский перстень, мова и Михалок. Чествование брестского «Динамо» завершилось концертом «Ляпис-98»
Брест и регион → Гранаты обнаружены на лесной поляне в Малоритском районе
Реальный Брест → По такой цене хочется купить все! Аукцион конфискованного имущества – выгода от экономии для дополнительных возможностей