“На завершение отделки нет денег”, – говорят в горисполкоме

Берег Мухавца вдоль улицы Интернациональной до доживающего свое время Речного порта начали одевать в бетон, но эти навороты и стены пока стоят как явная незавершенка.

Мост Западного обхода да, вскоре сдадут, и какое-никакое транспортное полукольцо загрузит и так перегруженный проспект Машерова, вопрется через улицы Гоголя и Героев обороны Брестской крепости в улицу Ленина. На этом участке будут оформлены в камень и берега Мухавца.

Работы восточнее от участка застройки моста к ТЭЦ не ведутся.
“Были бы деньги”, – комментирует главный архитектор города Олег Ляшук.
“Уже давно запланирована отделка набережной от крепости вплоть до матросского клуба за городским пляжем. В прошлом году председателю горисполкома удалось найти какие-то деньги, сделана немалая часть работы в районе улицы Интернациональной, но на большее их нет – в этом году всё ушло на Западный обход”.

Спросил о программе-минимум и программе-максимум для района Речного порта.
“Мы готовы, при наличии средств, хоть к осени сделать проход по берегу от съезда между “Интуристом” и ЦУМом до моста Западного обхода”, – сказал господин Ляшук.
“Не отказываемся от строительства большого концертного зала в бывшем Казенном саду. Но, повторяю, всё упирается в отсутствие средств.”

Думается, что зал залом, но сам бывший городской парк позволил бы себя облагородить даже при очень небольших затратах. По-моему, две туристически привлекательных доминанты в условиях нехватки средств сами собой разумеются. Это уже названный главным архитектором свободный проход берегом мимо ТЭЦ к мосту Западного обхода и к Брестской крепости и не так давно наличествовавший здесь (перед забором ТЭЦ) праславянский курган богини Мажанны, вокруг которого сформировался небольшой некрополь. Напомню, про этот курган писал еще этнограф Павел Шпилевский в своем «Путешествии по Полесью и Белорусскому краю» (Санкт-Петербург, 1858).
«…Я отправился на Кобринское предместье взглянуть на археологическую редкость, о которой столько раз слышал в Минске и Варшаве. Эту редкость составляет огромный курган на правом берегу Мухавца, окруженный многочисленными насыпными копцами и наполненный странной формы камнями. Народное предание гласит, что этот курган - остаток древнего языческо-литовского, или ятвяжского, капища богини Мажанны. […]
… вокруг кургана и копцов разводят публичный сад или парк; главный, большой курган превращен в какой-то Парнас с извилистыми, спиралеобразными дорожками, обсаженными цветами и маленькими деревцами».
Как воссоздаваемый объект это капище, предположительно YIIIстолетия нашей эры, наличествовало и в концепции регенерации крепости и прилегающих территорий группы авторов под руководством Михаила Гайдуковича.
Новые концепции пока играют вничью (по нулям) со старой из-за отсутствия инвестиций. Думается, даже если кургана в них нет, он войдет туда очень органично, при малом усилии воли.
Потому что таким образом могла бы малыми усилиями оформиться какая-никакая зона глубокоисторической памяти , которая прекрасно гармонировала, перекликалась бы с археологическим музеем “Берестье” на Госпитальном острове крепости.

Схема Казенного сада в начале ХХ столетия (как «parkVolnosci”).
Петр Цекавый, Реальный Брест
Похожие статьи:
Брестская крепость → Подземелья Бреста-6 Подземный город ведет в историю. И в Тересполь?
Брест и регион → Набережная в Бресте. Гордость или позор?
Брест и регион → Несколько фонарей на Гоголя уже не горят