mts.byhttps://tv.mts.byshop.mts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэби

ГлавнаяБерёзка напомнила об «атомных солдатах» Бреста

Берёзка напомнила об «атомных солдатах» Бреста

Напротив гарнизонного кладбища в Бресте растёт удивительное создание природы – берёзка, которой, кажется, самой природой начертано было умереть. Её ствол, едва успев вырасти из земли, резко изогнулся параллельно ей метра на полтора, а потом пошёл вверх, к солнцу, раскудрявился и зашелестел листиками.

Напротив гарнизонного кладбища растёт удивительно стойкая берёзка, которой, кажется, самой природой начертано было умереть…

За это время в Бресте не один высоченный тополь, как подкошенный, упал под порывами ветра, не одна ветвь каштана сломалась. А берёзка устояла, согнулась, но не сломалась. Знать, у неё крепкие корни в родной земле.

Стойкость деревца навеваяет на мысль: как то так человеку нужно бороться за жизнь и выстоять, несмотря на удары судьбы.

Символично, что рядом с берёзкой  стоит сработанный из красного гранита трёхметровый памятный знак с пятиконечной звездой, внутри которой – атомный гриб, ниже золотыми буквами «14.09.1954» и надпись на граните: «В честь и во славу участников создания ядерного щита Советского Союза». У постамента – венок в память о солдатах и офицерам Брестчины, которые, подобно той берёзке, выстояли под ударом атомной бомбы. 

Рядом с берёзкой – трёхметровый памятный знак с пятиконечной звездой из красного гранита, внутри которой – атомный гриб

Позади памятного знака – две стелы. На одной из них – слова: «14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне Оренбуржья проведено единственное в истории Вооружённых Сил СССР экспериментальное войсковое учение с применением ядерного оружия.

Основу группировки войск составлял Брестский гарнизон в составе частей и соединений 128 стрелкового корпуса. В 1961-1990 гг. в лесах Брестчины несла боевое дежурство 131-я ракетная дивизия  стратегического назначения».

Стела справа гласит, что основу группировки войск на Тоцком полигоне составлял Брестский гарнизон  

На другой стеле: «Мемориальный знак сооружён по инициативе и на пожертвования ветеранов подразделений особого риска, ветеранов 31-й ракетной дивизии стратегического назначения. Спонсоры: «Брестгазоаппарат», Брестская Епархия, ОАО «Брестсельмаш», УП «Бресттелеком», АСБ «Беларусьбанк», ИП «Инко-Фут», УП «Брестсельстрой», СП «Брествнештранс», облисполком и горисполком, Андрей Лыч, Анатолий Кудиненко, редакции газет «Заря» и «Вечерний Брест»… Авторы Александр Внуков и Иосиф Иофик. Спонсоры-изготовители: Николай Снегирёв и Александр Снегирёв». 

Стела с перечислением спонсоров

Памятный знак «атомным солдатам» Брестского гарнизона, создававшим  в годы «холодной войны» с США ядерный щит Советского Союза, установили в городе над Бугом 12 сентября 2004 года, за два дня до 50-летней годовщины ядерных учений на Тоцком полигоне.

Как рассказал в своё время председатель Брестской областной организации Белорусского комитета ветеранов подразделений особого риска Александр Кузьмич Внуков, ветераны учений два года добивались разрешения на установку монумента. Наконец, по распоряжению председателя облисполкома Константина Сумара Брестский горисполком выделил им 3 миллиона рублей за счет средств, вырученных на субботниках. Остальные средства собрали от спонсоров, предприятий, организаций и физических лиц.

… Ещё весной-летом 1954 года почти все части Брестского гарнизона, расположенные в крепости, Южном и Северном городках были вывезены в оренбургские степи, где они принимали участие в испытаниях атомного оружия. Участники страшного дня 14 сентября вспоминали, что в момент ядерного взрыва земля задрожала и стала раскачиваться. Затем солдаты и офицеры, несмотря на то, что находились в нескольких километрах от эпицентра взрыва, почувствовали сильнейший удар и страшный треск. Если бы не было защиты (блиндажей, окопов и техники), то все воины погибли бы. К примеру, одному из офицеров, находившемуся в укрытии, струей песка пробило насквозь руку.

Участники страшного дня ядерных испытаний 14 сентября 1954 года вспоминали, что в момент ядерного взрыва земля задрожала и стала раскачиваться

Однако серьезные проблемы начались у «атомных солдат» уже после возвращения домой. Сразу после прибытия в Брест все части были расформированы. Видимо, военное командование осознало, что от участников испытаний  пора избавиться. По данным одного американского журнала, только за три года после взрыва из 45 тысяч солдат и офицеров, принявших участие в учениях, умерли 16 тысяч человек, то есть каждый третий. 

В первую очередь смертельная доза радиации досталась солдатам в траншеях. К тому же учеными доказано, что лучше всего с выводом из организма человека радионуклидов справляется I группа крови, чуть хуже - II и так далее.  Проблема осложнялась тем, что все участники учений дали подписку об их  неразглашении – до 25-45 лет. Они даже не могли стать на медицинский учет по месту жительства и пройти обследование. Полученные «атомными солдатами» дозы облучения не заносились в медицинские книжки. Отсюда возникли сложности с предоставлением ветеранам подразделений особого риска льгот при покупке лекарств и медикаментов.

Люди молчали, болели и умирали, а врачам запрещалось называть истинную причину их заболеваний. В годы гонки вооружений между Варшавским блоком и НАТО они создавали  ядерный щит СССР, не задумываясь о последствиях для своего здоровья.

К примеру, один их участников учений после 25 лет перенес 71 госпитализацию и 8 операций, из которых одна была онкологической. Он получил опухоль в 27 лет, инфаркт в 30 и  почти ослеп.  Эти люди  добиваются от властей одного:  возможности дожить жизнь достойно.

Если в 1993 году, году создания Белорусского комитета ветеранов подразделений особого риска, в его рядах насчитывалось около двух тысяч человек, то сегодня — немногим более 900, из которых половина – инвалиды. По словам председателя Брестской областной организации Белорусского комитета ветеранов подразделений особого риска А. Внукова, если в 1995 году, году создания областной организации в Бресте, в городе жило примерно 450 участников тех испытаний, то сейчас около 80! С такими потерями лет через пять-семь ветеранов подразделений особого риска в Беларуси фактически не останется.

Белорусскому Комитету удалось добиться значительных льгот для ветеранов атомного фронта, однако после распада Союза бывшие сослуживцы оказались в неравных условиях. Их в  Беларуси приравняли к чернобыльцам и выделили льготы, но, к сожалению, не все «атомные» солдаты дождались этого. Однако потом президент своим указом все отменил, и у них осталась только небольшая надбавка к пенсии.

Однако несгибаемые ветераны считают, что помимо возвращения всех льгот, все участники учений, ликвидаторы, сборщики атомных зарядов должны быть представлены к наградам. Мечтой «атомных» солдат является создание в Бресте улицы, названной в честь ветеранов подразделений особого риска.  По словам ветеранов, эта идея уже нашла поддержку у председателя горисполком Александра Палышенкова.

Наконец, увидела свет книга «Атомные солдаты Беларуси. Воспоминания».

Участвуют ветераны ядерных испытаний и в создании телевизионных фильмов о тех, кто крепил мощь страны.  Пусть потомки помнят и ценят прожитое и совершенное воинами подразделений особого риска.

 

 

Реальный Брест 

 

 

Похожие статьи:

Брест и регионБрестский горисполком о запрете движения велосипедов по улице Советской

Брест и регионСовременная набережная в Пинске есть, а в Бресте нет. Почему?

Брест и регионБрестчанин в Венесуэле показал себя с лучшей стороны

Брест и регион«Модные» породы собак или мысли вслух о «гламурных» веяниях в Бресте

Поделиться:
Комментарии (3)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.