Школа Май Бэбиmts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»shop.mts.byhttps://tv.mts.by/channels/now

ГлавнаяНовостиБрест и регион21 марта отмечается Международный день кукольника

21 марта отмечается Международный день кукольника

В детстве многие девчонки любят играть в куклы, придумывать им имена, проигрывать ситуации и истории, представлять интонации и голоса. А есть люди, для которых куклы – это их профессия. Они создают персонажи, наделяют их характером и «оживляют». И, конечно же, стремятся передать через своих героев суть произведений, подарить радость зрителю от происходящего на сцене. Всё это ежедневный труд творческой команды Брестского театра кукол.

21 марта отмечается Международный день кукольника. Накануне корреспонденты «Зари» заглянули за закулисье театра и узнали о технологии изготовления кукол и их «оживлении». А необычную эксклюзивную экскурсию провела режиссер-постановщик театра Алиса Ермак-Залевская.

Сначала мы заглянули в швейный цех, где портная Татьяна Пришутова и художник-модельер Яна Ошуркевич занимаются в основном пошивкой костюмов для актеров, но также частично отшивают декорации. Когда у бутафоров большая загруженность, помогают им в изготовлении кукол. На мой вопрос, трудно ли шить для них одежду, женщины ответили, что это вовсе не сложно, – она по размерам напоминает одежду младенца.

Место, где происходит настоящее волшебство, – бутафорская мастерская. Магию здесь создают четыре художника-бутафора. Одна из них, Алина Симонович, рассказала о работе над куклами: «Сначала художник-постановщик представляет эскизы, образцы цвета и фактуры тканей, которые он видит в своих персонажах, и мы приступаем к работе. По его чертежам вырезаем лекало, создаем объем, прорабатываем детали. Голову и конечности кукол изготавливаем из папье-маше, дерева либо из ткани, а изнутри они набиты синтепоном. Куклы заполняем поролоном и обтягиваем трикотажем».

Задача бутафора чисто техническая – создать персонажи, добавить детали: очки и другие аксессуары, установить механизмы, благодаря которым кукла может двигаться. А вот мимику куклы прорисовывает художник, и она начинает понемногу «оживать» – отражать определенную эмоцию и образ. Иногда художник сам мастерит голову и волосы, потому как используется более сложный в исполнении материал.

Процесс создания одной куклы занимает разное количество времени – всё зависит от ее объема и размера, а также от наличия мелких деталей. «К примеру, в спектакль «Двенадцать месяцев» я изготавливала куклу ростом 140 сантиметров. Там конструкция, позволяющая выдвигаться шее, поэтому работа была достаточно кропотливая – на ее создание ушла неделя. Если кукла меньше полуметра, то вполне можно справиться за два дня», – рассказывает Алина.

Количество кукол, которые необходимо создать для одного спектакля, варьируется от одной до двадцати. Бывало, приходилось мастерить до 30 персонажей, но, как правило, на всё уходит не больше месяца – полтора.
Алина Симонович рассказала, что больше любит работать над персонажами животных, ведь их можно по-разному стилизовать и делать более забавными. Самой запоминающейся работой для нее было создание мышиного короля из спектакля «Щелкунчик». «Очень нравилось работать с мехом. Кроме того, это была самая большая по габаритам работа высотой 190 сантиметров, и она как ростовая кукла полностью надевалась на актера», – рассказала художник-бутафор.

Пока общались с Алиной, ее коллега Екатерина вместе с режиссером Алисой Ермак-Залевской и художником Ольгой Мельник-Малаховой, которая была на видеосвязи, решали, какую оправу для очков лучше подобрать героине – девочке из спектакля «Дневник умной собачки Сони». К слову, премьера постановки состоится 7 апреля.
Порой случается, что кукла во время спектакля «травмируется», и тогда актеры отдают их бутафорам на реставрацию. Алина Симонович рассказала, что со своими коллегами также создает небольшие декоративные элементы, которые можно выполнить из папье-маше, а если необходимо сделать что-то более объемное, тогда работает совместно с декоратором.

После бутафорской мастерской мы отправились в костюмерную, чтобы посмотреть, где отдыхают куклы после спектакля. Здесь мы застали Галину Шмелёву, которая как раз была занята подготовкой костюмов для актеров спектакля «Новая земля». Она с удовольствием познакомила меня со своей работой – костюмера, а я тем временем рассматривала наряды, которых в арсенале театра более 800.

Затем Галина Викторовна провела в хранилище, где находятся куклы всех видов: тростевые, перчаточные, планшетные и, пожалуй, самые сложные – марионеточные. Помещение достаточно большое, и, сколько здесь хранится персонажей, подсчитать невозможно. Куклы размещены по-разному: висят на специальных креплениях, лежат на столах или стоят на полу, если имеют высокий рост и устойчивую конструкцию. По словам костюмера, есть еще хранилища, где они упакованы в тканевые мешки и аккуратно уложены в коробки.

Среди кукол встречаются «пенсионеры» и они, вероятно, уже не «выйдут на сцену» радовать своего зрителя, хотя бывали случаи, когда спектакль возрождали. К слову, в репертуаре Брестского театра кукол – 56 постановок, самая «возрастная» среди них – «Волшебный кувшин», которая идет на сцене более 40 лет. Но даже если спектакль утратил свою востребованность, куклы всегда могут использоваться в качестве экспоната для квестов или театрального музея, который пока еще в стадии наполнения. Также они могут стать частью декораций для других спектаклей.

Действующие персонажи выступают не только на брестской сцене, но и «ездят» вместе с актерами на гастроли, например, на театральные фестивали России и Беларуси, а еще ежегодно радуют постановками зрителей районных центров Брестчины. Как рассказала заместитель директора по информации и организации зрителя Брестского тетра кукол Наталья Антонюк, имеется хорошая практика обменных гастролей. Например, в апреле поделится своим творчеством коллектив Гродненского областного театра кукол (постановки «Уединенный домик на Васильевском» и «Приключения доктора Д.Д.»), а наши актеры выступят на гродненской сцене со спектаклями «Вишневый сад» и «Двенадцать месяцев».

Кукла – воплощение образа человеческой души, и, чтобы она ожила, на сцене должен произойти определенный процесс. Об этом рассказывала режиссер-постановщик Алиса Ермак-Залевская. Она отметила, что это командная работа и порой полгода уходит на то, чтобы спектакль вышел в свет. Режиссер выбирает какое произведение показать зрителю, думает над тем, как показать главную мысль, возможно, внести что-то свое. Потом обсуждает свою идею с художником, рассказывает, какой образ хочет видеть и сколько кукол для этого необходимо.

– Очень важно еще найти «своего» художника, с которым постановщик спектакля будет идейно совпадать, – подчеркнула Алиса Юрьевна.

Это в целом определяет и успех постановки. Далее проходит художественный совет, где утверждаются декорации и эскизы, принимается решение, стоит ли ставить спектакль. Затем бутафоры приступают к созданию кукол, и как только они готовы, начинаются репетиции. А перед этим актерам необходимо еще немного времени, чтобы придумать манеру, голос для куклы, наловчиться ею управлять и в целом привыкнуть к своему персонажу.

Алиса Ермак-Залевская специализируется на спектаклях для детей. Видеть их смеющимися – настоящая награда для режиссёра и мотивация создавать новые постановки. В репертуаре Брестского кукольного театра существует немало спектаклей для более старшей аудитории и здесь уже идет речь о серьезных произведениях. Я побывала на одном из таких спектаклей – «Новая земля» по мотивам поэмы Якуба Коласа. Очень впечатлили профессионализм актеров, красочные перемещающиеся декорации и… собственно, куклы, которые были живыми персонажами, и всё выглядело очень реалистично. Еще раз убедилась, что современный Брестский театр кукол – прекрасный симбиоз игры актеров и мастерства кукольников, когда люди делят сцену с кукольными персонажами.

 

 

Маргарита СЕРГЕЕВА
Фото автора и Юрия МАКАРЧУКА

 

 

 

Похожие статьи:

Реальный БрестОб уплате подоходного налога гражданами при сдаче внаем жилых помещений на длительный срок

История БрестаМногие памятные даты, которые оказали особое влияние на мировую историю, отмечают в Бресте скромно, а порой и не отмечают вовсе

ДорогиПодросток "загнал" родительскую Toyota на ж/д пути в Каменецком районе

БеларусьЛитва проверит более 18 тысяч белорусов на "угрозу нацбезопасности"

БеларусьС 28 марта хранение и оборот гражданских БЛА запрещены для физических лиц на территории Беларуси

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.