«Вышли в ноль через два года». Как центры занятости помогают безработным открывать бизнес
Брестчанка Юлия Пархоц не смогла выйти после декрета на прежнюю работу и стала делать съедобные букеты на заказ.
Светлана Давидюк из деревни Черни исполнила детскую мечту и открыла конный клуб, а гомельчанка Светлана Дукач превратила хобби в профессию и начала вязать одежду для собак. FINANCE.TUT.BY собрал истории белорусов, которые получили субсидию от центра занятости на открытие бизнеса, и расспросил их, насколько сложно открыть безработному открыть собственное дело.
«Любимое хобби получило материальную поддержку»
Юлия получила субсидию в декабре 2018 года и в том же месяце зарегистрировала ИП по продаже съедобных букетов. Полученных денег хватило на все первоначальные затраты — мебель и продукты. С одного заказа девушка зарабатывает примерно 50 процентов от цены, минимум 15 ру
Фото: из личного архива героя
Брестчанка Юлия Пархоц уже три месяца владеет собственным бизнесом и делает съедобные букеты на заказ. По образованию девушка учитель начальных классов и социальный педагог, однако в школе не работала — после обучения трудилась менеджером по продажам, затем ушла в декрет до 2016 года. После вынужденного отдыха вернуться на старое место не получилось, так как фирма реорганизовалась.
— Начала искать новую работу, подбирала с подходящим графиком, так как сын пошел в детский сад. Одновременно с этим ребенок стал чаще болеть, а кроме меня на больничный идти было некому. Поэтому с поиском возникли трудности, — вспоминает девушка.
Юлия признается, что искала занятость «не так активно, как могла бы», поэтому вынужденный «безработный» период составил два года. Это время семью содержал муж. После выхода из декрета девушка увлеклась «хэндмэйдом» и зарегистрировалась в качестве ремесленника, чтобы продавать изделия из джутового шпагата. Но «дело не пошло», так как люди не очень активно покупали товар.
— Летом 2018 года я узнала про съедобные букеты и очень ими вдохновилась, начала их собирать, дарить, и в какой-то момент поняла, что на этом даже можно заработать. Примерно в это же время подруга рассказала про курсы предпринимателей при центре занятости, и я решила, что надо пробовать.
Курсы длились три недели, после чего Юлия защитила свой бизнес-план перед комиссией и получила субсидию в 2356 рублей. Деньги она потратила на мебель, закупку материалов и рекламу. Часть средств ушла на рекламу в лифтах и распечатку листовок.
Фото: из личного архива героя
— Сейчас дома утепленная лоджия, где я организовала мастерскую. Купила стол, стул, комод, полки, шкаф, холодильник и лампу. На продукты питания тоже были заложены деньги, ну и на расходные материалы — в основном это упаковка, шпажки и скотч. Из инструментов взяла ножницы, дырокол для визиток, ножи и доски разделочные.
Юлия вспоминает, что у комиссии «были вопросы» насчет первоначальных трат.
— Например, спрашивали, зачем мне холодильник. У меня и свой есть, но туда не всегда помещаются букеты. На 23 февраля я приняла сразу 16 заказов, которые необходимо было где-то хранить. Но, конечно, есть такой момент, что субсидия стандартная, и нужно придумать, куда ее расписать. Закупить шпажки на все деньги не получится, а если, появилась возможность оборудовать рабочее место, как от нее отказаться, — объясняет девушка.
Так выглядит рабочее место Юлии. Фото: из личного архива героя
На сбор и упаковку одного букета Юлия тратит примерно два часа. Больше времени забирает закупка — нужные продукты не всегда есть в конкретном магазине, поэтому иногда приходится обходить до четырех мест. С одного заказа девушка зарабатывает примерно 50 процентов от цены, минимум 15 рублей.
— Цена возрастает в зависимости от эксклюзивности и сложности, самый дорогой букет обошелся клиенту в 170 рублей, он был мясной. Еще может влиять срочность — например, на заказы, которые поступили задолго до 23 февраля, я не поднимала цены. Но если человек писал мне за один-два дня, немного прибавляла.
Девушка вспоминает, что ее первоначальные доходы совсем не сошлись с цифрами из бизнес-плана. В январе она указала цифру в 600 рублей, а в реальности заработала около ста.
— Рассчитывала, что на Новый год будет много заказов, но все оказалось не так. В тот месяц было букетов пять. Зато сейчас только за 23 февраля заработала 350 рублей, хотя спала по пять часов. На 14 февраля и восьмое марта было поменьше клиентов, но там и заказы сложнее.
Фото: из личного архива героя
Юлия признается, что в будущем хотела бы расширяться, но пока она справляется самостоятельно. Сменить бизнес на обычную работу в офисе девушка пока не планирует.
— Такого момента, когда хотелось все закрыть, «никогда не было». Я очень рада, что так все сложилось, и мое любимое хобби получило материальную поддержку. Комиссия поверила в меня и мое дело, хотя это достаточно новый вид деятельности, многим даже незнакомый. Такой бизнес можно начать и с нуля, но чтобы организовать рабочее место, нужны вложения. Поэтому субсидия в этом плане мне очень помогла.
«Выделенной суммы хватило на все затраты»
Светлана получила субсидию в начале прошлого года и начала продавать вязаные вещи. На полученные деньги женщина купила все необходимое. Доход непостоянный, «от минималки в месяц».
Гомельчанка Светлана Дукач получила субсидию в марте прошлого года и сейчас вяжет одежду для детей и собак. До этого женщина трудилась бухгалтером в торговой организации, но ушла в декрет. Вернуться на это место уже не получилось — предприятие стало убыточным, пришлось писать заявление на увольнение.
— Я встала на учет в центре занятости, три месяца искала новую работу. Обращала внимание на график работы и зарплату, хотелось минимум 350 рублей. Потом узнала про субсидию и решила, что лучше заняться своим делом.
Пример шапочки для собак, которую может связать Светлана. Фото: из личного архива героя
Идея для бизнеса появилась «из жизни» — у Светланы трое детей и две собаки, она часто делает для них одежду. Бизнес-план женщина написала сама за 30 дней, всего на получение субсидии ушло три месяца.
Выделенной суммы в тысячу долларов хватило на все первоначальные затраты: набор крючков, швейную машинку, оверлок, спицы и пряжу. Первые заказы женщина получила от друзей и знакомых, дальше помогло сарафанное радио. В последнее время Светлана рекламирует одежду в соцсетях, в основном через группу в Одноклассниках.
Фото: из личного архива героя
В среднем вязание приносит «от минималки» в месяц. «500 рублей тоже можно заработать», — добавляет женщина. Если брать последний месяц самый дешевый заказ обошелся в 10 рублей — это были детские кроссовки. Самый объемный — женское вязаное пальто за 70 долларов, на которое ушло шесть дней.
— Что касается детских вещей, то тут чаще всего заказывают пинетки, сланцы, шапочки летние. Для собак берут свитера и комбинезоны, сейчас стало модно брать маленькие шапки. Летом как-то маловато заказов — становится больше свободного времени, тогда я его трачу на семью.
Светлана признается, что параллельно подыскивает работу, но подходящих вариантов для себя не видит.
— У меня столько специальностей, что сферы рассматриваю любые — учитель, бухгалтер, технолог, кадровик. Ищу пятидневку с 8 до 5 с достойной зарплатой, не менее 400 рублей, но пока подходящего варианта нет. Поэтому пока развиваю свое дело — в ближайшее время собираюсь заключать договоры с зоомагазинами и продавать туда одежду для собак.
«Бизнес вышел в ноль через два года»
Светлана получила субсидию три года назад на открытие конного клуба. Бизнес «вышел в ноль» через два года, зарабатывать она начала только сейчас.
Светлана Давидюк получила субсидию в 2016 году на открытие конного клуба. До этого девушка работала секретарем, зачем устроилась продавцом в магазин тканей.
— Мне нравилось, чем я занимаюсь, но хотелось что-то свое, связанное с верховой ездой. Мы с сестрой с детства занимались конным спортом, поэтому всегда были неравнодушны к этой теме. Получилось так, что я ушла с работы, и как раз в это время подруга подсказала, что центр занятости может помочь с открытием своего бизнеса.
Фото: из личного архива героя
Девушка зарегистрировалась в центре занятости, прошла курсы предпринимателей, написала бизнес план и получила «около тысячи долларов». У нее уже были свои лошади, поэтому деньги ушли на доски для денника (места, где находятся животные), аренду помещения и проведение электричества. Светлана вспоминает, что изначально прописанные доходы и расходы сильно отличались от реальных.
— Многие затраты я не учла, и они сильно изменили мой бизнес-план. Например, количество посетителей, которое указывала изначально, оказалось гораздо меньше. Помимо этого, мы сняли коровник, где внутри ничего не было, и много денег потратили на стройку. На корм для одного коня уходит примерно 1400 рублей в год, всего их семь.
Получив субсидию, девушка почти год занималась только конным клубом. Светлану поддерживала сестра, у которой в это время была постоянная работа. Девушки рекламировали конюшню через интернет, рассказывали о своем деле знакомым. Бизнес вышел «в ноль» только через два года, а «заработок пошел только сейчас».
Фото: из личного архива героя
— Люди приходят самые разные. Кто-то организовывает лесную прогулку для компании, кто-то учится ездить самостоятельно. Летом можно заработать сто рублей, если очень удачный день. Но это бывает редко. Бывает, что вообще никого или один человек — тогда ты получишь только 10 рублей.
Через год после открытия конного клуба Светлана устроилась еще на одну работу — конный клуб не приносил деньги, средств не хватало даже на корм лошадям.
— Я пошла экскурсоводом в контактный зоопарк. Два дня по 12 часов я была на основной работе, потом два дня столько же отдавала конюшне. Выходных, получается, не было.
Сейчас деятельность конного клуба временно приостановлена — Светлана ушла в декрет и собирается вернуться к нему, когда ребенок немного подрастет. Девушка считает, что субсидия ей очень пригодилась, но в большинстве случаев это не поможет «с нуля раскрутить свое дело». «На курсах по предпринимательству было около 15 человек, и многие потом делились таким же мнением. Сумма должна быть примерно в три раза больше, по-любому нужно вкладывать свои деньги», — делится мнением предпринимательница.
Похожие статьи:
Брест и регион → В канун нового 2021 года супруги Ткачевы из Бреста отметили 70-летие совместной жизни
Беларусь → Клубничная столица разрастается, цены снижаются
Брест и регион → В Брестской области с аукционов продали 105 объектов недвижимости
Брест и регион → 1 и 2 июня в Бресте будут насыщены культурными событиями
Брест и регион → Часть белорусских больниц перепрофилирована для оказания помощи пациентам с COVID-19