«Предпринимательство просто умирает». Как «выживают» брестские ипешники
Количество мелкорозничных ипешников в Беларуси с 2011 года к началу 2017-го уменьшилось более, чем на 28%.
Такие цифры привел председатель общественного объединения «Перспектива» Анатолий Шумченко на декабрьском форуме предпринимателей. По его прогнозам, если ничего не изменится, то к 2028 году мелкорозничные ипешники исчезнут как класс. TUT.BY прошелся по магазинчикам торговых центров Бреста, чтобы выяснить, так ли все плохо, и что сделать, чтобы было хорошо.
Оплотом брестских вещевиков всегда был рынок за ЦУМом. Сюда тянулись горожане еще в «добутиковую» эпоху. Между рядами косяками ходили покупатели, а продавцы только и успевали вывешивать товар. В последние годы на рынке стало заметно свободнее. Клиентские реки обмелели до ручейков, но шеренги ипешников пока не редеют.
— Люди пока работают, не закрываются, но и ряды предпринимателей не пополняются, — рассказала TUT.BY предприниматель Елена Кустус. — На нашем рынке места все заняты, но есть рынки, которые пустуют.
По словам собеседницы, главные проблемы, с которыми сталкиваются нынешние ипешники, это необходимость сертификации, снижение покупательской способности и азиатские магазины, которые торгуют товарами невысокого качества по низким ценам, пользуясь двухгодичным мораторием на проверки.
— Тут все вкупе. Наше предпринимательство просто умирает. Как таковых рынков скоро не будет. Людям тяжело. Условия с этой отчетностью… Нам все говорят, что упрощают нашу деятельность, а на самом деле никакого упрощения. Отчетность большая у предпринимателя, с документами много работы. Одному человеку просто тяжело все это тянуть, — говорит Елена.
По наблюдением предпринимательницы, покупателей в последние годы тоже стало мало на рынке:
— Торговля оживляется в канун праздников или выходные дни. По будням мы шутим, что можно на рынок приходить стометровку сдавать: от одного конца до другого пробежишься и в крайнем случае только за развешенные вещи зацепишься. Все.
«Если человек открыл свое дело 20 лет назад, то не пойдет он уже лопатой работать»
В торговых центрах города «предпринимательского исхода» пока не наблюдается. Хотя и здесь витает дух отчаяния. Бутиков становится все меньше, а на их место приходят развлекательные центры.
— Покупательская способность у людей упала. Мы же видим — людей меньше. Не только у нас. Это везде, — сообщил директор ТЦ «Клондайк» Владимир Жук. — Но люди работают. Если раньше зарабатывали, то сегодня, может быть, достают из копилки то, что раньше заработали. Ситуация сложная. Но вот в сфере оказания услуг и развлечений, наоборот, прирост. Они как-то держатся нормально. А торговля выживает.
Ситуация, говорит, обостряется еще и тем, что белорусским ипешникам приходится конкурировать с азиатскими магазинами.
— А наши предприниматели работают по документам. У всех накладные есть. Все прозрачно. (…) Уже они и привыкли к этим документам. Ныли, конечно, поначалу, но уже изучили все, научились, — отметил Владимир Павлович.
Директор торгового центра также подчеркнул, что пока ипешники массово из своих бутиков не бегут:
— Новые не выдерживают конкуренции, а те, кто 20 лет назад открылись, еще держатся. У них есть еще какие-то наработки, есть деньги на товар. Не скажешь, что зарабатывают сейчас какие-то баснословные «бабки». Так, на хлеб. Если человек открыл свое дело 20 лет назад, то не пойдет он уже лопатой работать.
Предприниматель Ольга продает в ТЦ «Клондайк» обувь. Семейный бизнес открыл около 20 лет назад ее муж.
— Муж занимается документацией, а я здесь работаю. Если бы он вместо меня работал, то нужно было бы кого-то еще нанимать, чтобы занимался бумагами. Казалось бы, ИП — это не какое-то большое производство, но все равно постоянно изменения происходят, — отметила собеседница.
По словам Ольги, бумаги — не главная проблема их бизнеса. Куда больше забот мелкорозничным продавцам обуви доставляют крупные торговые сети, которые отбирают клиентов.
— Очень много людей забирают крупные магазины. Пусть там качество хромает, но можно купить не одну, а две пары по цене одной нашей. Сейчас человеку не столько важно, какая обувь, важно, чтобы было в чем-то ходить и во что ребенка обуть. Заработные платы у людей снизились. Раньше люди к нам приходили, когда хотели обувь получше. Теперь они рассчитывают на ту сумму, которая есть. Люди уже не приходят и не смотрят модели, а сначала спрашивают какая цена.
«Когда у людей был больше достаток, торговля была»
В торговом центре «Москва» ипешники тоже не спешат сдавать свои позиции, но и здесь отмечают, что времена нынче «не те». Анжелика, которая держит свой бутик с бижутерией, винит в этом снижение покупательской способности.
— Когда у людей был выше достаток и была возможность свободно потратить деньги, конечно, торговля была. Я помню времена, когда, чтобы поменять деньги, ты бежишь по коридору и не можешь протолкнуться — столько людей было. А сейчас вы же видите сами: пусто, прозрачно. В основном работа идет на наработанных клиентах, которые знают, приходят конкретно на товар и на продавца, — рассказала собеседница.
Еще одна головная боль предпринимателей — сторонние расходы:
— Все эти сертификаты, которые от нас требуют, — это дополнительные вложения денег. А мы платим за счет чего? За счет того, что заработали. Оборота нет, а налоги, аренду, другие платежи — если все это собрать в кучу, то выходит внушительная сумма. Тут уже работаешь только для того, чтобы «отбить».
Я говорила своим коллегам: «Выходите в интернет»
Предприниматель Ксения из тех, кому в «штанах ипешников» уже тесно. 10 лет назад она открыла небольшую точку по продаже сумочек в торговом центре «Гостиный двор», а сейчас выбирает место под будущий магазин.
В неспокойные для белорусских предпринимателей времена, она, как и многие, думала закрываться. Однако продолжила работать. По словам Ксении, кризис заставил ее шевелиться и искать новые возможности. Предпринимательница нашла пути реализации своего товара на российском рынке, подключила к продажам интернет. Сейчас на страницу ее магазина в Instagram подписано свыше 110 тысячи человек.
— Люди не привыкли меняться и адаптироваться под современные условия. Так, как было раньше, уже не будет. Если ты ничего не делаешь, то ничего не будет. Я говорила своим коллегам: «Выходите в интернет». Там есть возможности, есть спрос. Мне отвечали: «Ай нет, сложно». Не хотят наши люди что-то делать. Я сравнивала с Россией. Там предприниматели готовы на все, если видят, что это работает. А у нас чего-то ждут.
Несмотря на то, что продажи и через интернет идут неплохо, свою точку в «Гостином дворе» Ксения закрывать не собирается:
— Она давно работает. У меня много клиентов из Бреста. Какой смысл мне ее закрывать? Она же не «минусовая».
Станислав Коршунов / TUT.BY
Похожие статьи:
Брест и регион → В Барановичах завершается строительство школы
Дороги и чудаки → Столинский район: забор остановил «бесправницу»
Брест и регион → Такого гостя желанным не назовёшь. Житель Бреста уходя прихватил колонку и зарядные устройства
Дороги и чудаки → С 1 сентября электробус в Бресте будет курсировать по маршруту 12 автобуса Автовокзал - Гвардейская
Брест и регион → Повсеместные весенние субботники стали доброй традицией в Бресте