«Чем я кому помешал?» В Бресте идет суд по «делу о хороводе»: 20-летняя участница вину признает, остальные — нет
27 января в Бресте продолжили рассматривать уголовное дело о «протестном хороводе» на перекрестке проспекта Машерова и бульвара Космонавтов 13 сентября прошлого года.
Фото: Следственный комитет
Что происходит?
«Хороводное дело» — самое масштабное расследование, связанное с послевыборными акциями протеста в Бресте. По нему проходит более 50 человек. Их обвиняют или подозревают в активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, повлекших нарушение работы транспорта, предприятий и организаций.
Речь идет о событиях 13 сентября прошлого года. В тот день колонна демонстрантов вышла на перекресток проспекта Машерова и бульвара Космонавтов. Движение автомобилей и общественного транспорта на участке было затруднено. Люди пели песни, водили хороводы до тех пор, пока не приехал водомет. Вслед за ним выбежали силовики и стали задерживать протестующих.
По данным следствия, блокирование перекрестка нарушило движение транспорта. Общий простой троллейбусов на участке составил 29 часов, автобусов — около 5 часов. Движение маршруток остановилось на пять минут. Троллейбусный парк оценил ущерб почти в 620 рублей, автобусный — в 40 рублей 37 копеек. Кроме того, на различное время пришлось закрыться трем ларькам и ресторану KFC.
Фото использовано в качестве иллюстрации
Кого судят?
Первые 10 обвиняемых по «хороводному делу» предстали перед судом 20 января. Их возраст — от 20 до 38 лет. Среди них — два айтишника, два грузчика, учительница, директор частной фирмы, начальник смены в торговой компании, банковский работник, временно безработный и студентка третьего курса филфака БГУ.
Фабула обвинения на всех одна: «На участке пересечения проезжих частей проспекта Машерова, бульвара Космонавтов и бульвара Шевченко, действуя в группе с иными лицами, которые громко кричали, свистели, выкрикивали лозунги, хлопали в ладони, грубо нарушал общественный порядок и умышленно препятствовал движению транспортных средств и нормальному функционированию предприятий и организаций».
Четверо обвиняемых признали свою вину полностью. Еще столько же — не признали совсем. Двое — частично.
На первом судебном заседании допросили семь человек. 27 января в суде выступили оставшиеся трое обвиняемых.
Скоро в суде, кстати, рассмотрят дело очередной десятки участников хоровода.
«Началась музыка, люди начали водить хороводы. Мы решили присоединиться»
31-летний Вадим Воронович вину не признал. Он пояснил, что 13 сентября вышел прогуляться в центр Бреста. Возле памятника 1000-летия заметил колонну людей и присоединился к ним. О том, что акция несогласованная, не знал. Дальше они пошли маршем по маршруту: Советская — Пушкинская — Карбышева — Мицкевича — Комсомольская — Машерова.
— Мы подошли к перекрестку бульвара Космонавтов и проспекта Машерова. Кто говорил: «пойдем на Восток», кто — «пойдем на бульвар Космонавтов». В итоге я заметил, что колонна двигается на бульвар Космонавтов. Я пошел в ту же сторону. После чего обернулся и увидел, что люди все-таки остановились на перекрестке. Из любопытства я тоже остановился и начал наблюдать за происходящим. Люди начали подпевать, играла музыка. Где-то на минуту подошел поближе посмотреть на все это действо, потом отошел ближе к магазину «Дружба». Там я ожидал, когда люди пойдут дальше на шествие. Прошло минут 10−15, приехала спецмашина [водомет], люди сразу разошлись. Я пошел в сторону магазина «Меркурий», купил воды, постоял, покурил. Когда уже собирался домой, мне наперерез вышли люди в черной форме, — рассказал обвиняемый.
Вадима задержали — и на трое суток отправили в ИВС Ленинского РОВД. Затем был суд, который признал его виновным по статье 23.34 и назначил 30 базовых величин штрафа (тогда — 810 рублей).
В суде мужчина настаивал, что грубо общественный порядок не нарушал, лозунги не выкрикивал, нецензурно не выражался, движение общественного транспорта не блокировал.
— Я, когда там стоял, понимал, что стою на пути троллейбуса, но в то же время водитель троллейбуса никаких знаков не подавал, что хочет проехать. Если бы он хотя бы посигналил или начал движение в мою сторону, или сказал бы: «Дайте проехать», — я бы это выполнил. Если бы я отошел в сторону, ситуация бы не поменялась. А чем я нарушил работу торговых точек, вообще не понимаю: магазин работал, ему никто не помешал — а остальным помешали?
Прокурор уточнил у обвиняемого, мог ли транспорт проехать через перекресток. Вадим говорит, что люди стояли на дороге, но некоторым водителям удалось их объехать:
— Зеленый автобус со стороны бульвара Шевченко начал движение в сторону людей — и его пропустили. Он проехал. Легковой автомобиль со стороны бульвара Космонавтов тоже начал движение — и его пропустили.
29-летний инженер-программист Алексей Якубук также не согласился с предъявленным обвинением. В суде он рассказал, что присоединился к колонне на улице Мицкевича. Когда начались хороводы, Алексей стоял в стороне на тротуаре, возле магазина «Электросила».
— Насколько я помню, движение по проспекту Машерова, бульварам Космонавтов, Шевченко было перекрыто машинами ГАИ. Люди уже были на дороге. Будучи уверенным в том, что мой выход никак не повлияет на дорожное движение, я оказался на проезжей части, зная, что это безопасно для меня и для окружающих. Я стоял на линии разметки полосы поворота направо, с бульвара Космонавтов на проспект Машерова. Я не кричал речовок, не ходил по перекрестку, не участвовал в хороводах. Я стоял на одном месте все время, сколько находился на проезжей части. Дальше я ушел домой по тротуару, — пояснил обвиняемый. — (…) Вину свою не признаю. Я не нарушал общественный порядок, не препятствовал движению транспорта, и я не мешал нормальному функционированию предприятий и организаций. Я даже не знал, что некоторые из них закрылись.
Последней в суде допросили самую молодую обвиняемую — 20-летнюю студентку филфака БГУ Марину Сирецан. Девушка признала свою вину полностью. Она пояснила, что 13 сентября поехала со знакомым в центр на прогулку. Молодые люди вышли на остановке МОПРа и пошли в сторону ЦУМа. На перекрестке они заметили толпу людей.
— Началась музыка, люди начали водить хороводы. Мы решили присоединиться. Мы находились на проезжей части 15−20 минут, не больше. Когда приехал водомет, мы пошли в сторону магазина «Меркурий» и больше туда не возвращались, — вспоминала Марина.
Девушка направила письма с извинениями в гортранс, руководству троллейбусного и автобусного парков, а также в KFC и ларьки, которые якобы вынуждены были на время хоровода закрыться. Транспортников она попросила предоставить номер счета, чтобы возместить им причиненный ущерб. Пока информацию ей предоставил только троллейбусный парк.
После выступления обвиняемых в суде объявили перерыв.
Похожие статьи:
Брест и регион → Мужчина и девушка подозреваются в угоне лодки
Брест и регион → Жительница Брестской области украла золотые украшения у соседки. Общая стоимость похищенного – 1315 рублей
Брест и регион → Берасьцейскія юдэі за 300 тысяч даляраў выкупілі будынак былой сынагогі
Дороги и чудаки → Попытка покататься закончилась уголовным делом
Брест и регион → Снаряд времен ВОВ обнаружен в Пинском районе