Забор на границе с Беларусью: опасный эксперимент для дикой природы
Как известно, в 2021 году, после резкого увеличения потока мигрантов из стран Ближнего Востока, Варшава приняла решение построить забор на границе с Беларусью. Мигранты ушли, а забор остался – пятиметровой высоты сооружение из бетона и стали, увенчанное колючей проволокой, вдоль белорусской-польской границы, в том числе на территории древнейшего леса Европы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Беловежская пуща».
С того времени Zarya.by немало публикаций посвятила страшному урону для природы, который принес сам процесс возведения 187-километровой стены (55,9 км по территории заповедника), и тем необратимым последствиям, которые в связи с этим ожидаются в перспективе. Воззвать к разуму европейских варваров, чтобы те прекратили резать по живому зеленую жемчужину планеты, не смогли ни многочисленные обращения ученых разных стран, ни наших природоохранных ведомств, ни международной общественности, ни руководства самого Национального парка.
В ближайших номерах газеты мы познакомим читателей с оценкой и прогнозом влияния заградительного сооружения на
биологическое разнообразие и природные экосистемы Национального парка «Беловежская пуща», с выводами, которые на основе мониторинга и мирового опыта сделали недавно в своей аналитической записке специалисты Национальной академии наук Беларуси, государственного НПО «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, ГНУ «Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси», Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси.
Разделили неделимое
В октябре 2021 года в Польше был принят специальный Закон «О строительстве заграждений государственной границы», который отменил все природоохранные, водные, консультативные и строительные акты – в то время как в статье 9 Конституции указывается, что страна соблюдает обязательные для нее международные договоренности. В частности, в соответствии с процедурой Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте необходимо было проведение обязательных консультаций. Польская сторона обосновала строительство забора государственной необходимостью и по этой причине соответствующие процедуры проводить не стала.
Такой подход просто недопустим для природного комплекса Беловежская пуща, отмечают ученые, поскольку он является последним в Европе крупным массивом первобытного леса. Благодаря многовековой природоохранной политике он сохранился в своем естественном состоянии до наших дней. Уникальность и исключительное природоохранное значение Беловежской пущи заключается именно в масштабах ее старовозрастных лесов, представленных обширными участками, где протекают естественные природные процессы. Большая и целостная лесная территория по обе стороны Государственной границы поддерживает полные пищевые цепи, включая жизнеспособные популяции крупных копытных и хищников.
Благодаря своим размерам, охранному статусу и практически нетронутой природе, Беловежская пуща является уникальной территорией для сохранения биоразнообразия в мировом масштабе.
Ввиду того, что строительство заградительного сооружения на территории объекта всемирного наследия «Беловежская пуща» подошло к своему завершению, на данный момент наиболее актуальными вопросами являются исследование последствий для биоразнообразия уникального природного комплекса, а также – какими способами возможно минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в процессе его эксплуатации.
Мы не одиноки во вселенной
Возведение барьеров вдоль границ – давняя практика, начавшаяся в древности строительством Великой Китайской стены и стены Адриана в Великобритании. В настоящее время высокие заборы разделяют США и Мексику, Северную и Южную Корею, Израиль и Западный берег реки Иордан, Малайзию и Таиланд, Индию и Пакистан, Иран и Ирак, Китай и Монголию, Ботсвану и Зимбабве. В 1990 годы, после падения Берлинской стены, темпы роста количества пограничных ограждений ненадолго замедлились, однако террористические акты 11 сентября 2001-го ознаменовали резкий рост проектов по их строительству, которое продолжается по сей день. В мире существует более 70 пограничных барьеров, которые подрывают трансграничное сотрудничество, нарушают естественные биоритмы и обходятся в миллиарды долларов. Согласно последним оценкам, общая длина пограничных заборов только в Евразии (не считая Ближнего Востока) составляет порядка 30 тысяч километров.
Международное право не запрещает государствам возводить пограничные ограждения на их собственных территориях. Однако – за исключением случаев, когда такое строительство нарушает конкретные международные обязательства вовлеченного государства. Например, законодательство о правах человека, миграционное законодательство или международное законодательство о дикой природе.
Как отмечают эксперты, заборы чаще всего не оправдывают свои первоначальные цели и неэффективны в сдерживании миграции людей – зато имеют пагубные последствия для дикой природы, для биоразнообразия и естественных экосистем.
Такие ограждения ограничивают мобильность животных, фрагментируют популяции и вызывают их прямую гибель. Особенно уязвимы к этим воздействиям как крупные хищники с их малочисленностью, огромными ареалами обитания и расселением на большие расстояния, так и травоядные – особенно те, что склонны к дальним сезонным миграциям.
Пограничные заборы могут также влиять на жизнь растений, воздействуя на такие процессы, как распространение семян и опыление. Например, древняя Великая Китайская стена, вызвала заметные генетические различия между видами растений по обе ее стороны.
За добычей – в деревню
Еще примеры. Пограничные заборы в Ботсване имели неблагоприятные последствия для многих популяций диких животных, в том числе жирафов, африканских слонов, степных зебр и многих видов антилоп – как из-за попадания животных в ловушку, так и из-за того, что они отрезались от основных миграционных коридоров.
В результате эксплуатации заграждения на границе Монголии и Китая почти полностью, на протяжении 600 км, заблокированы пути миграции кулана. Данные GPS показывают, что забор фактически разделил оставшиеся и резко сокращающиеся стада этого вида семейства лошадиных на отдельные субпопуляции по обе стороны границы.
А как можно прокомментировать такой «КПД»? Нарушение путей миграции кочевых хищников и снижение их доступа к естественной добыче из-за возведенного Индией забора вдоль оспариваемой границы с Пакистаном вызвало в районе Кашмира рост числа нападений азиатских черных медведей и леопардов на людей со смертельным исходом – на промысел они приходят в деревни. Излишне говорить, что эта ситуация увеличила – и это вполне понятно – вероятность убийства медведей и леопардов местными жителями, чтобы предотвратить дальнейшие нападения, или в отместку.
Ученые из Польши отмечают, что ущерб, причиненный польской стеной, перевесит любые выгоды. Прогнозируются ряд негативных воздействий заградительного сооружения на биоразнообразие природного комплекса Беловежской пущи.
Устранить или смягчить
Чтобы препятствовать пересечению мигрантами границы, Польша сначала построила забор из колючей проволоки – так называемой спирали Бруно, который ранил и убивал крупных млекопитающих. Теперь там вместо него – непроницаемый барьер высотой в 5,5 метра, который блокирует наземную миграцию медведя, зубра, рыси, волка, оленя. Высокая стена с проволочной гармошкой наверху также представляет угрозу для птиц. Она препятствует и естественному повторному заселению леса бурым медведем, чей переход из Беларуси в Польшу документально недавно зарегистрирован впервые за 100 лет.
Забор препятствует мобильности всех крупных животных, что в перспективе приведет к потере генетического разнообразия и возможной эскалации конфликтов между человеком и дикой природой. Кроме того, милитаризация приграничного региона, сопровождаемая развитием там инфраструктуры и увеличением движения людей и транспортных средств, подвергает лес вторжению инвазивных растений – их семена переносятся со строительными материалами, на обуви и автомобильных шинах.
Между тем, в обязательствах всех государств по международному обычному праву пописано четко: «обеспечивать, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции и контроля уважала окружающую среду других государств». Строительство заграждения на польско-белорусской границе – это не что иное как прямое нарушение соседями подписанной Республикой Польша и Республикой Беларусь Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных, которая предусматривает обязательства по их защите.
В то же время, как отмечают белорусские эксперты, в зависимости от обстоятельств, некоторые неблагоприятные воздействия пограничных ограждений в принципе можно предотвратить, устранить или смягчить. Яркими примерами тому являются временное удаление некоторых участков пограничного ограждения в Центральной Азии для обеспечения сезонных миграций стад монгольских дзерен и сайгаков и ликвидация части ветеринарного ограждения Ботсваны – для восстановления наиболее критической части затронутого коридора дикой природы.
Ирина ОРЛОВА
Похожие статьи:
Брест и регион → BREMOR предложила выпускникам на Брестчине поступить на «норвежскую» специальность без экзаменов. А что с работой?
Беларусь → Правительство определило порядок формирования народного ополчения
Реальный Брест → Брест отмечает День города
Брест и регион → Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Николай Снопков посетил Барановичи
Брест и регион → Это были последние годы правления Саддама Хуссейна – в 2003-м он был свергнут