mebel-kmk.byМойка на СпокойнойДВА КОЛЕСАЦентр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэби

ГлавнаяНовостиБеларусьУбийство малого бизнеса: что говорят ИП о новом Налоговом кодексе?

Убийство малого бизнеса: что говорят ИП о новом Налоговом кодексе?

12 января 2022 - Сергей Романюк

Закрыться или уйти "в тень" – почему для мелких предпринимателей выбор невелик и чем это грозит их клиентам, разбирался Sputnik.

В сфере частного бизнеса грядут большие перемены: из-за роста налогов и других сопутствующих "мелочей" в обновленном законодательстве часть предпринимателей готовится уйти с рынка, остальные же вынуждены повышать стоимость своих услуг и товаров.

Больше всего переживают мелкие ИП, особенно – в небольших городах. Во-первых, для некоторых налоги действительно становятся неподъемными, во-вторых – неизбежно грядет рост цен. А в регионе, где платежеспособность покупателя гораздо ниже областных центров и столицы, это явно не принесет новых клиентов и поубавит количество старых.

Да и велик риск, что исчезнет в небольших райцентрах то, чего в избытке хватает в крупных городах и столице, – мелкие кофейни, маникюрные кабинеты, "частные" парикмахерские, легальные "негаражные" СТО, маленькие магазинчики и павильончики, которые удовлетворяли спрос в регионе в отсутствие альтернатив в госсекторе.

Почему маленькие ИП не видят для себя других выходов, кроме как "забыть и закрыться" или работы "по-черному", Sputnik рассказали предприниматели, которые не знают, как им вести бизнес через год, и не понимают, что им делать дальше.

Общепиту – год и приготовиться

У Алексея есть небольшой семейный бизнес в райцентре – маленький фудтрак с "уличным фастфудом", где по демократичным для региона ценам можно купить быстрый перекус: от шаурмы до хот-дога. Оформлено ИП в сфере общепита с уплатой "упрощенного налога". То есть каждый месяц он отдавал в бюджет 5% от прибыли. По новому законодательству он может продолжать работать по такой системе налогообложения еще год (только налог увеличивается до 6%). А вот что будет дальше – большой вопрос.

Алексей достает калькулятор, накладные и прочие бумаги. В среднем выручка от фургончика составляла около 10 тысяч рублей в месяц. Половина – на продукты. Около 1500 рублей в год уходит на ФСЗН. Заработок двух продавцов с учетом тех же отчислений на них в фонд социальной защиты – около 2 тысяч рублей в месяц (все зависит от их зарплаты). Из дополнительных трат – аренда клочка земли, где стоит фудтрак (300 рублей в месяц) и плата за электричество (500 рублей).

Остается где-то 2200 рублей в месяц на семью: иногда значительно больше, иногда – куда меньше. Если с этого уплатить 18% налога, грубо на руки остается 1800 рублей прибыли на двоих.

"В чем теперь моя выгода? Это я не считал мелких трат на обслуживание оборудования, счета и кассового аппарата. Убирается "упрощенка", мне придется открывать фирму, где нужен еще бухгалтер и аренда помещения для юрлица. Скорее всего, придется закрываться", – говорит Алексей.

В налоговой посоветовали не переживать и "переложить" повышение налога на клиента (напомним, вырастут налоги в три раза). Но для небольшого региона, где зарплаты и платежеспособность покупателей в разы ниже, чем в столице, такой рост цен просто невозможен. Выход – масштабироваться, тогда, к примеру, для двух "точек" новые траты на налоги и открытие фирмы будут хотя бы оправданными.

Но для специфического бизнеса из разряда "услуга не первой необходимости" где-нибудь на периферии такой сценарий тоже маловероятен. Сколько нужно фудтраков для маленького райцентра?

"Тот же вопрос у моих знакомых-парикмахеров. Объективно, на небольшой город нужны один-два салона красоты. Налог вырос в два раза. Такого объема работ, как в Минске, у нас нет (соответственно, выручки тоже). Расширяться – смысла нет, столько салонов, как и моих фудтраков, не нужно. Как итог, закроются эти маленькие точки, которые добавляли некоторые услуги городу. Фактически пострадает самый маленький бизнес", – считает Алексей.

Сфера услуг: грядет подорожание

Такого же мнения придерживается и мастер по маникюру Елена: для нее это небольшая подработка в декрете, поэтому новый налог при небольшом количестве клиентов очень ощутим (со 111 рублей до 226). Говорит честно – будет работать "в черную".

"У меня несколько постоянных клиентов, которые остались с "додекретного" времени. Новых не набираю, объявления не размещаю – в поле зрения налоговой не попадаю. Мне невыгодно будет платить налог. В цену ведь заложены расходники, это совсем не значит, что с каждой девочки я зарабатываю 30 рублей", – говорит Елена.

По ее словам, коллеги из сферы красоты уже поднимают цены – а что делать? Но и сфера давно не несет такой прибыли, как раньше (и как думают некоторые), даже перед Новым годом, в хлебное для бьюти-сферы время: этот декабрь стал антирекордным по "записям на ноготочки". Клиентов было мало.

"У людей нет денег. Прямо скажем, без маникюра жить можно. Раньше записи за месяц вперед были, все расписано, а теперь как обычные дни. Я работаю сейчас на дому, мне не надо платить аренду за кабинет. Половину заработанного уходит на материалы. Я не плачусь, просто в моем случае нет таких масштабов – работы с утра до вечера. У меня пару клиентов в неделю, как подработка, и нет космических заработков", – говорит девушка.

Похожая история у предпринимателя в сфере оказания услуг на праздники – попросту говоря, диджея на корпоративы. Владислав подрабатывает в выходные: раньше заказов было много, буквально чуть ли не каждые выходные свадьба или другой праздник. Зарабатывал 100 долларов (по курсу), был счастлив и исправно платил налоги. Потом перешел работать только с юрлицами на упрощенную систему налогообложения, заработок стал ниже – отпали свадьбы. С февраля – вообще все.

"Мои услуги больше не подпадают под "упрощенку". Так я платил 5% от заработанного. Теперь налог становится либо 16%, либо 202 рубля в зависимости от того, будет ли это общая система налогообложения или единый налог", – говорит Владислав.

Он объясняет, почему становится невыгодно. В декабре (обычно хлебном для такой сферы месяце корпоративов) у него было одно мероприятие. Все расчеты с юрлицами проходят только по счетам – от налогов не спрячешься. Сумма услуги – 250 рублей за небольшой праздник, заплатил налоги и заработал 100 рублей – неплохо для свободного выходного, почему бы "не подкалымить". С февраля налог будет 202 рубля – нет смысла работать за неполные 50 рублей.

"Выход – повышать цену, то есть предприятие за свой корпоратив заплатит мне в 2 раза больше. Либо брать количеством, но такие праздники у компаний, будем честны, в моем небольшом городе случаются не так часто. У свадебных ведущих в этом плане полегче, хоть налог и вырос в 2-3 раза. Либо буду уходить: работать "по-черному" с юрлицами точно невозможно, да и не хочу. Я был готов честно платить налоги, но посильные, а не больше, чем я заработаю на этой несчастной подработке", – говорит Владислав.

Розничная торговля: год еще поработаю

У Евгения небольшая точка в райцентре, где он продает всякую мелочевку – работает в сфере розничной торговли и платит единый налог. До февраля этого года ежемесячно отчислял 94 рубля, дальше – 213 рублей. Если выручка превышает 40-кратный размер налога, дополнительно нужно уплатить еще 5% от прибыли.

"Я не ухожу от налогов, это не значит, что я вообще ничего не плачу: больше заработал – больше отдал налогов. Плюс я предоставляю два рабочих места своим продавцам, плачу за них и за себя в ФСЗН. Я приносил какую-то прибыль в казну. Ладно, вырос налог в два раза, но с 2023 года у меня больше не будет и единого налога, будет один для всех подоходный (сейчас он 16%). Снова налог вырастет в разы", – говорит Евгений.

Что делать дальше, пока не загадывает – надо посмотреть, как все устаканится в этом году. Пока будет работать, но изменения в налоговой сфере тоже считает убийством мелкого бизнеса: для больших ИП с несколькими точками, мелких фирм все не настолько критично, а вот маленьким предпринимателям в регионе придется тяжело.

Ежемесячно он уже сегодня "отдает" около 1000 долларов: ФСЗН на себя и двух продавцов (плюс зарплата), аренда места (около 700 рублей в месяц), обслуживание счета, кассового аппарата, экларинг (процент банку за оплату от покупателя безналичными), сертификация товара и мелкие издержки, которые обычно не считает. Набегает прилично.

Пока же Евгений, как и большинство его коллег-"ипэшников", решил занять выжидательную позицию: поработает в следующем месяце, дальше – по обстоятельствам. Но больших надежд не питает, как и многие другие представители малого бизнеса.

 

Sputnik Беларусь

 

 

Похожие статьи:

БеларусьЛукашенко: Ни один мой ребенок президентом в Беларуси не будет после меня

Дороги и чудакиАвтомобилисты хотят, чтобы «письма счастья» приходили удобным образом. В ГАИ намекнули о создании нового сайта с личными кабинетами

БеларусьВакцинация белорусов от коронавируса начнется в январе

БеларусьВ Instagram появились коллаборации. Это совместные посты пользователей

БеларусьЛукашенко подпишет декрет о переходе Совбезу президентских полномочий в случае "если вдруг"

Поделиться:
Комментарии (2)
O`le$hka # 11 января 2022 в 23:56
+8 + -
+8 / 0
Ситуёвина печальная, но истории занимательные
Остается где-то 2200 рублей в месяц на семью: иногда значительно больше, иногда – куда меньше. Если с этого уплатить 18% налога, грубо на руки остается 1800 рублей прибыли на двоих.
Почему на двоих? Почему не на 3? 4? 7?
"У меня несколько постоянных клиентов, которые остались с "додекретного" времени. Новых не набираю, объявления не размещаю – в поле зрения налоговой не попадаю. Мне невыгодно будет платить налог. В цену ведь заложены расходники, это совсем не значит, что с каждой девочки я зарабатываю 30 рублей", – говорит Елена.
Т.е. ничего не поменяется, как работала в черную так и будет продолжать...
Виталий Закржевский # 12 января 2022 в 10:59
+11 + -
+11 / 0
У меня одна из фирм(проектно-инженерная) работала по "упрощёнке", это имело смысл потому что материальных затрат практически не было... бумага, обслуживание оргтехники.. расходники. Остальное - интеллектуальных труд и главные затраты- зарплата 42-45 коп с заработанного "брутто" рубля... и налоги ФЗСН.
НДС почти нет.
Не сказал бы что "упрощёнка" так уж выгодна.
Рассуждая о прибыльности дела в статье как-то упускаются "первоначальные затраты".
Например:
Мне надо было платить зарплату минимум три месяца "почти ни за что", т.е. пока был выполнен первый заказ, сдан и оплачен прошло немало времени.
Тут затраты примерно(переводя в у.е., ибо как раз в конце 2010 года фирма начала работать, и тут грянули финансовые катаклизмы!) 3,5 тыс...+налоги ФЗСН ещё примерно 40% от этой суммы.
Итого за три месяца- около 15 тыс.у.е.
Я уже не говорю о том, что для 6-8 человек нужно было организовать рабочие места: Мебель, компьютеры,программы, весьма дорогостоящая множительная техника...
Это ещё примерно такая же сумма.
Ну и....?
Это мне ещё повезло, что я успел вложить все средства( официально, с уплатой налогов,полученные в белорусских рублях(!!!) от продажи доли в одном из бизнесов) сразу в закупку оборудования, потому что уже в марте 2011 года всё ... ну вы сами понимаете!

И,не поверите, не жируя, к закрытию фирмы( без скандалов,долгов и т.п.) в 2017 году, я едва вернул вложенное...
Потом смеясь, сказал жене:
Надо было лучше "Мерс" из салона купить... или в "Кругосветку" на пол-года рвануть.
По крайней мере хоть нервы были бы целее!

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.