Мойка на СпокойнойШкола Май БэбиДиагностика аллергийДентикоa-brest.by квартиры

ГлавнаяНовостиБеларусьАрмии +30%, силовикам +12%. На что государство тратило бюджет в первом полугодии?

Армии +30%, силовикам +12%. На что государство тратило бюджет в первом полугодии?

12 сентября 2020 - Сергей Романюк

Аналитики проекта «Кошт урада» специально для Onliner проанализировали доходы и траты консолидированного бюджета страны.

За первые полгода мы ушли в минус на 2,2 млрд рублей. Эксперты считают, что увеличение расходов бюджета было чрезмерным и неоправданным. По их словам, перед страной уже в ближайшем будущем встанет острый вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета. И это на фоне того, что МВФ отказал Беларуси в $940 млн экстренной поддержки.

Итак, к чему мы пришли за полгода?

Доходы консолидированного бюджета — 17,9 млрд рублей. Это на 880 млн, или на 4,7%, меньше, чем в аналогичный период прошлого года. И это без учета инфляции. В реальном выражении (с учетом инфляции) доходы сократились на 14,1%.

Больше всего доходов бюджет получил от НДС — это 6 млрд рублей, или треть бюджета страны. Интересно, что это на 9,5% выше, чем в прошлом году. Подросли поступления подоходного налога и акцизов: 3,2 млрд рублей (+11,6%) и 1,4 млрд рублей (+6,6%) соответственно. Отсутствие ограничений на передвижения граждан в период пандемии пошло бюджету на пользу. Что касается экспортных пошлин на нефтепродукты, то поступления от них сократились в 8 раз: с 637 млн до 79 млн рублей.

Сумма полученных вывозных таможенных пошлин снизилась на 682 млн рублей, или на 46%. При этом поступления пошлин от экспорта калийных удобрений практически не пострадали — 709 млн рублей за первое полугодие 2020 года против 733 млн рублей за аналогичный период 2019-го.

Расходы консолидированного бюджета — 20,1 млрд рублей, рост на 22,9% к 2019 году.

Крупнейшая статья расходов —общегосударственная деятельность: потрачено 6,1 млрд рублей, или 30% всех расходов бюджета.

Фонд социальной защиты населения исполнен с профицитом 90,7 млн рублей благодаря безвозмездным поступлениям в размере 544,1 млн рублей. То есть, по сути, благодаря дотациям из бюджета.

Таким образом, впервые за последние 4 года у нас появился дефицит бюджета в 2,2 млрд рублей, или 3,4% от ВВП. Для сравнения, в 2019 году был профицит 2,4 млрд рублей.

Ситуация с бюджетом стала результатом действия сразу нескольких факторов: пандемия, нефтяная война с Россией и продолжение практики оказания помощи проблемным предприятиям.

Во сколько обошлись Беларуси нефтяные разборки с Россией?

Основное недополучение связано с экспортом нефти и нефтепродуктов. В первом квартале 2020 года в связи с наличием конфликта по цене поставок нефти из России поставки нефти из Беларуси на экспорт не осуществлялись, поступлений экспортных пошлин на нефть в бюджет не было.

После начала поставок в апреле средняя цена экспорта (около $31 во втором квартале 2020 года) значительно отличалась от прогнозных параметров бюджета, в котором цена на нефть закладывалась на уровне $60 за баррель. От экспорта нефти белорусский бюджет получил 11,8 млн рублей вместо 111,1 млн рублей в 2019 году.

Продолжением истории с нефтяной войной стало снижение экспортных пошлин на нефтепродукты. Пока стороны договаривались по условиям поставок, экспорт нефтепродуктов существенно снизился. А потом сработал фактор пандемии, что привело к обвалу цен на нефть и потянуло за собой снижение цен на нефтепродукты, которые привязаны к цене на нефть. В итоге вместо 637 млн рублей, которые бюджет страны получил в первом полугодии 2019 года по данной статье доходов, в 2020-м поступило в 8 раз меньше — 79 млн рублей.

Стоило ли так долго воевать при таких потерях по итогу — вопрос риторический.

Налог на прибыль сократился на 44%, у предприятий — проблемы с финансами

Особую тревогу вызывает ситуация с поступлениями налога на прибыль. Он занимает значительную часть доходов бюджета. К примеру, в первом полугодии 2019 года 1,4 млрд рублей, или 7,4% от всех доходов бюджета, составлял именно этот налог. За первые полгода 2020-го объемы налога сократились на 44%, до 772 млн рублей.

Налог уплачивается ежеквартально. В 2020 году было запланировано получить по этой статье 4,1 млрд рублей, за полгода план выполнен менее чем на 20%. Ситуация усугубляется колебанием курса национальной валюты, что приводит к образованию курсовых разниц и оказывает значительное влияние на показатели прибыли крупных предприятий с валютными кредитами.

Снижение поступлений явно говорит о наличии проблем с финансами у предприятий: у них практически нет средств для дальнейшего развития, а кредиты — это достаточно дорогой способ продолжения деятельности. Внешнего финансирования в свете последних событий можно не ожидать.

Что с ФСЗН?

Несмотря на то что Фонд социальной защиты населения является внебюджетным, ситуация с его наполнением имеет прямое влияние на бюджет.

По итогам первого полугодия 2020 года, согласно отчетности фонда, его доходы составили 8,4 млрд рублей, расходы — 8,3 млрд рублей. Профицит фонда составил 91 млн рублей. Но есть нюанс. Безвозмездные поступления в фонд составили 544 млн рублей, и если бы не они, то фонд был бы дефицитным.

В 2020 году был запланирован межбюджетный трансферт в размере 2 млрд рублей в ФСЗН. Это и есть безвозмездные поступления, на которые фонд может рассчитывать.

Как можно заметить, сохраняется значительный запас по таким перечислениям. Однако стоит учитывать, что в июле 2020 года были увеличены пенсии, в среднем на 23,5 рубля. В Беларуси насчитывается 2,5 млн пенсионеров. Это означает, что дополнительно каждый месяц потребуется еще около 58 млн рублей.

Расходы на дополнительные выплаты до конца года составят около 350 млн рублей при условии, что не будет новых повышений. Таким образом, возможность несколько уменьшить запланированные расходы бюджета пока сохраняется, но только если не будет новых дополнительных расходов.

В первом полугодии на 30% больше потратили на национальную оборону и на 12% — на правоохранителей и судей

На фоне сокращения поступлений доходов в бюджет увеличение расходов выглядит непропорциональным и абсурдным. За исключением незначительного уменьшения расходов на национальную экономику, физическую культуру и спорт, остальные крупные статьи расходов увеличились.

И если рост расходов на здравоохранение можно объяснить пандемией коронавируса и необходимостью дополнительных выплат медикам, то более чем 30%-ный рост расходов на национальную оборону и 12%-ный — на правоохранительную деятельность и судебную власть выглядит совершенно излишним.

Продолжается порочная практика значительной помощи сельскому хозяйству: 40% средств, направленных по статье «Национальная экономика», ушло на поддержку села. При этом белорусское продовольствие продается преимущественно в Россию и по низким ценам, внутри страны такие объемы сельскохозяйственного производства не нужны.

Фактически, направляя потоки денег в сельское хозяйство, мы субсидируем соседнюю страну.

Одной из причин значительного роста дефицита бюджета в первом полугодии 2020 года стала реструктуризация задолженности по кредитам комбинатов хлебопродуктов на общую сумму в 1,3 млрд рублей. Данную операцию можно отнести к очередной поддержке сельхозпроизводителей, поскольку основным контрагентом хлебокомбинатов являются сельскохозяйственные предприятия.

Что дальше?

Во втором полугодии государству потребуются дополнительные средства для обслуживания государственного долга, поскольку курс, по которому рассчитывалась стоимость этого обслуживания, значительно превышен. Поставки нефти в Беларусь восстановлены, однако отставание физического объема поставок от уровня 2019 года сохраняется. А цена на нефть закрепилась на уровне $40—45 за баррель, чего недостаточно для выполнения прогнозных параметров поступлений доходов по этой статье.

Роста налога на прибыль ожидать не приходится, поскольку после августа 2020 года у предприятий появятся дополнительные отрицательные курсовые разницы. Новый фактор риска — политический и экономический кризис в стране, который может оказать значительное влияние как на доходные, так и на расходные статьи бюджета.

В этих условиях необходимо значительное сокращение расходов, поскольку дополнительных доходов ожидать не приходится. Избежать дефицита бюджета уже не получится, основной вопрос в том, какие статьи и в каком размере сократить до конца года. Минфину в этой ситуации можно только посочувствовать.

 

Автор: Настасья Занько, onliner.by

 

 

Похожие статьи:

БеларусьЛукашенко: ВОЗ советовала объявить карантин и комендантский час

БеларусьМакей: перемены нужны, но не ценой гражданского противостояния или революций

БеларусьБелстат подсчитал, от чего чаще всего умирают и чем болеют белорусы

БеларусьВ Беларуси умерло 711 человек с коронавирусом

Беларусь«Торговля увеличила аппетиты». МАРТ о том, как будет решать вопрос с ростом цен на продукты

Поделиться:
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.