Восьмой «приказал долго жить».
Выражение «приказал долго жить» появилось еще в библейские времена. Тогда люди, которые чувствовали приближение смерти, собирали своих родных и напутствовали им жить долго и счастливо после их кончины. Таким образом они благословляли близких на земной путь, в конце которого ждало царствие небесное.
Суеверия и предубеждения накладывали на речь древних людей определенные «лексические табу». Смерть пугала, поэтому придумали множество синонимичных выражений, заменяющих ее имя, — так называемых эвфемизмов, многие из которых дошли и до наших дней.
Со временем фраза «приказать долго жить» перешла из разряда торжественных в обиходные и даже приобрела ироничный оттенок. Так стали говорить о тех, кто при жизни доставлял много хлопот, и чья смерть была скорее даже долгожданной.
Сегодня я расскажу вам какой из фортов крепости Брест-Литовск, на мой скромный взгляд, «приказал долго жить».

В советское время на территории VIII форта размещалась 15-я ТРД 115-й зенитно-ракетной бригады, позиция технического дивизиона ПВО С-125, база ракет («Мелодия-4»). Внутри форта кроме складов оборудовали бомбоубежище и госпиталь. В 2006 г. в/ч была расформирована. О том, что здесь раньше была воинская часть, напоминает сохранившийся бетонный монумент с левой стороны дороги.
VIII форт был построен в 1883–1888 гг. Его строительство началось с земляных работ и возведения казармы, в 1887 году была произведена отрывка рва правого фаса, окончена постройка двух пороховых погребов с потернами. В последнюю очередь строились капониры и полукапониры.
Укрепление имело задачу обстреливать впередилежащую местность Кобринского укрепления и железную дорогу на Белосток, фланкировать доступ к соседним фортам № 1 и № 2 и вместе с тем служить опорным пунктом для промежуточной позиции между фортами № 1 и № 2. На сооружение данного форта потребовалось 337 586 руб., при этом типовой форт проекта 1879 года стоил около 500 000 рублей.
На вооружение форта было назначено три 6-дм пушки в 190 пудов, четыре 6-дм пушки в 120 пудов, четыре 42-линейных пушки, восемнадцать 4-фунтовых (легких) пушек, шесть 6-дм медных мортир и четыре полупудовые мортиры. Часть легких пушек располагалась в капонире (в головном – шесть, в горжевом – четыре) и полукапонирах (по четыре орудия в каждом).
В 1911 году начались работы по модернизации VIII форта, который получил литерное наименование «Б» и фактически был отнесен к фортам первой линии. Проект модернизации предусматривал почти полную перестройку укрепления – нетронутой осталась лишь контрэскарповая стена. Двухвальное кирпичное укрепление превращалось в одновальный бетонный форт современной конструкции. Работы начались со строительства на месте разобранного центрального капонира бетонного кофра и примкнувшей к нему средней потерны, проложенной до центрального траверса и далее – до устроенного в горже капонира. В 1912 году были выполнены работы по засыпке фоссебрей, произведена отрывка котлована под фундаменты главного новшества форта – средней подбруственной галереи. Тогда же было выполнено бетонирование галереи, а также полукапониров с потернами.
Работы были продолжены в 1913 году: существенной перестройке подверглись фланковые пороховые погреба, которые получили безопасное сообщение с полуказармами и подбруственной галереей при помощи потерн. В плечевых углах главного вала были устроены броневые наблюдательные посты. К 13 июня 1914 года, дате объявлении крепости на военном положении, VIII форт считался перестроенным наполовину.
Источник: https://brestdatabase.by/content/fort-viii-litery-b
Ушли военные и через небольшой промежуток времени форт был отдан в аренду частным предпринимателям, разделившим его территорию заборами на части. И вот тут начинается самое интересное. Ничего лишнего, только бизнес.
Красивый забор, который теперь можно лицезреть на том месте, где раньше была возможность легко пройти, обратите внимание на фото, видно, что забор из старого кирпича, построен из разобранного каменного дома для ротного командира, жандарма и сторожа. Замечательный домик пережил две мировые войны.




На 22 июня 1941 года, в этом здании располагалась 8-я пограничная застава 17-го Краснознаменного погранотряда. В течении суток, часть пограничников вместе с бойцами 1-го стрелкового батальона 455-го стрелкового полка, форт был местом его дислокации, вели боевые действия с наступавшими частями вермахта. Теперь вместо домика есть забор.


Военнослужащие вермахта у горжевого капонира форта, 1842 год.
Основной проблемой для данного форта было несанкционированное изъятие песка. Более того, городские власти обращали на это внимание и раньше, а арендаторам было вынесено предупреждение! Оправдание было примерно следующим, это решили устроить в качестве эксперимента, дабы предотвратить сырость в помещении. Но обещали все вернуть на место. Действительно, что нам стоит сделать вновь обваловку.



Время шло, заборов становилось все больше. Арендаторы как старались, так и могли оградить свои владения. Кто-то колючей проволокой, кто-то сеткой, кто-то деревянным забором и т.д. Там где еще пару лет назад можно было хоть что-то увидеть, сегодня все изолированно. Все под контролем!
Когда территория форта была общедоступна, безусловно, она страдала от посетителей, оставляющих пивные бутылки и надписи из баллончика на стенах. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают арендаторы. В бесхозном состоянии форт лучше выглядел, чем с хозяевами.

Были и обращения, чтобы все по закону естественно, в различные специально созданные и существующие на территории Республики Беларусь, органы о недопустимом вандализме к историческому наследию со стороны арендаторов. Но воз не только и ныне там, воз уже развалился окончательно. Честно скажу, если это историко-культурное наследие, то лучше его как-то исключить из реестра.



Что осталось нам посмотреть, чтобы насладится чудом инженерной мысли военных строителей XIX века? Шикарная контрэскарпная стена из кирпича (высота 6 метров), бетонный капонир, бетонный выход из подбрустверной галереи с банкетом, бетонированные стрелковые позиции на главном валу форта, наблюдательные пункты прикрытые бронеколпаками. Но только тот наблюдательный пункт, что с правой стороны форта. Тот, что с левой стороны весьма оригинально вписан в арендуемые территории и частично используется как место, где можно что-то сжигать.







Если раньше поездка на VIII форт была интересной, и можно было заниматься исследовательской работой, то сегодня такая поездка лишена всяческого смысла. Порвать штаны о колючую проволоку, подцепить клеща и увидеть то, что еще недавно было в открытом доступе, а сегодня за забором и разрушается, очень сомнительное удовольствие. Восьмой «приказал долго жить». Ничего лишнего, только бизнес.

Очень редкий архивный снимок. Брестчане запечатлели себя на фоне контрэскарпной стены в сухом рву VIII форта.
Читайте также:
-
«Зимнее обострение...» Воссоединение Западной Беларуси
«Зимнее обострение…» Воссоединение Западной Беларуси Продолжаем наше захватывающее «плавание по волнам исторической памяти» по циклу статей Виталия Закржевского под названием ***«Обострение чувств...
-
Еще на тему короновируса
Не знаю, как кому, но меня уже просто бесят сообщения в госСМИ на эту тему. У меня вроде как заболела сестра. Общее недомогание, насморк, к вечеру поднимается небольшая температура. Звонит мне, что...
-
«Зимнее обострение...» "Договор о Ненападении", или...
«Зимнее обострение…» «Договор о Ненападении», или… Продолжаем наше захватывающее «плавание по волнам исторической памяти» по циклу статей Виталия Закржевского под названием ***«Обострение чувств и...
-
Как нас обманывают
В последний рабочий день перед Пасхой решил зайти в недавно открывшийся, но уже во многих СМИ разрекламированный, магазин "Грошик", благо рядом работаю. Хотел купить к празднику фруктов к...