Привет Брест - Пока Брест!

Расцвет польской школы плаката связан с некоторыми фамилиями — Томашевского, Леницы, Старовейского, Чеславича. Ян Леница (польский художник-график и режиссёр-аниматор) в 1960 году впервые употребил выражение “польская школа плаката”, озаглавив так свою статью и обратил внимание мировой общественности на это явление.

В Бресте выставка плакатов из Польши проходит уже в 3-й раз. В 2016 году это были плакаты художника Ришарда Каи из серии «Польша», театральные плакаты, а также работы художницы Каи Ренкас из серии «Кая для Каи». В 2018 году прошла выставка «Академия 100 плакатов» из собрания Академии искусств в Катовицах. И в этом году новая выставка плакатов Cześć Breść! (Привет Брест!), посвященных 1000-летию Бреста.
Идея выставки студенческого плаката по случаю 1000-летия Бреста родилась год назад, когда по приглашению Генерального консульства РП в Бресте Академия искусств в Катовице представляла тут архивную выставку достижений создателей плаката из Силезии. И уже спустя год, благодаря повторному приглашению со стороны Консульства и гостеприимности проверенного партнёра, каковым является Брестский областной общественно-культурный центр, удалось организовать для жителей Бреста новую выставку. Выставку, которая вписывается в празднования 1000-летия города.

На этот раз результаты своего творчества представят молодые плакатисты – студенты Академии искусств в Катовице. Работы были созданы в Мастерской образа, рекламы и визуальной идентификации и в Мастерской плаката этого вуза.
Задорный окрик «Cześć Brześć!», который стал названием выставки, был позаимствован из одного из плакатов. Ибо именно он наиболее отражает темперамент и радость создания молодыми людьми совместного события.

Для студентов поставленная задача была поводом встретиться уже в процессе обучения с выполнением проекта по целевому заказу, а не избранной ими самими темой. Тема плаката «1000 лет Бресту» вызвала необходимость подготовки к проектной проблеме так, как того требуют профессиональные дизайн-студии, то есть студентам было необходимо пройти все этапы планирования проекта. Из предоставленных теоретических материалов требовалось извлечь данные, которое позволит сформировать чёткое послание, которое потом будет представлено в визуальной форме. Затем надо было запланировать проект так, чтобы это послание можно было передать через изображение. Такой последовательный процесс позволяет подготовиться студентам к будущей работе в качестве профессионального художника-графика. Определение темы, получение данных для проекта, формулирование мыслей, поиск идеи, чтобы изобразить эту мысль, наброски, концепции и, наконец, шлифовка создаваемого изображения. Плакат – это форма графического сообщения, которое содержит два основных элемента: изображение и словесное послание. Зритель воспринимает это сообщение только путём объединения этих двух элементов. И на их соприкосновении рождается квинтэссенция.

Таким образом, обычное задание, хотя и сложное, в течение нескольких месяцев работы приобрело совершенно новый смысл и значение для студентов третьего курса бакалавриата и первого курса магистратуры.
Студенческие плакаты о Бресте были основаны на многокультурном характере этого города, лежащего на границе, и, как пишет доктор Мариан Словицкий в размещённом в каталоге выставки тексте, - «на границе, которая объединяет». «Плакаты, разработанные студентами Академии искусств, раскрывают исторические превратности, культурное смешение, создающие идентичность города на протяжении веков».

Белорусско-польская граница соединяет наши государства, переплетенные историей Полесья, уходящего далеко в глубину обеих стран, в одну красочную историю. Эти цвета не всегда были светлыми и лёгкими в восприятии, но всегда было больше вещей, которые живущих тут людей объединяли, а не делили. Студенты Академии, изучая историю Брестской земли, были очарованы богатством ландшафта, исторических событий и легенд. Сплетение различных религий, политики, войн и обычного человеческого существования в мирное время, создание ремесел, артефактов и архитектуры послужило причиной тысячелетнего существования необыкновенного города.
Хотя, цитируя фрагмент текста философа и публициста Яцека Олендра «Духи и камни», размещённого в каталоге выставки, «история […] никогда не является материальной вещью, история – это память», можно сказать, что студенты из Катовице заложили свой камень в историю Бреста, а дух этого события, будем надеяться, будет жить между брестчанами постоянно.

Единственный плакат, который сняли до окончания выставки, был плакат художницы Йоанны Ледворух (Joanna Ledworuch). Можно предположить, что это связано с тем, что в социальных сетях многие высказались резко и негативно в отношении плаката и его автора.
Читайте также:
-
Непоставленный на «ручник» автомобиль выкатился на проезжую часть
В Бресте, не поставленный на «ручник» автомобиль, выкатился на проезжую часть. Случай произошёл сегодня, на улице Луцкая. Автомобиль остановился, перегородив две полосы. Неприятно был удивлён...
-
НЕкованые новые ворота Брестского «колхозного» рынка
НЕкованые новые ворота Брестского «колхозного» рынка Буквально вчера по местным региональным СМИ прокатилась новость с громкими заголовками : «На брестской Колхозке установили новые кованые ворота»...
-
Стихи
Раз мы любим до смятения. Раз мы можем, не любя. *** Иногда желая денег, или власти,иль огня. *** А потом опять жалеем, что не то, не та душа. *** Нужно просто, ради сердца. И душа тогда полна. **...
-
«Брест-1000. Истоки. Судьба. Наследие»
В издательстве «Полиграфика» выходит новая книга, посвященная 1000-летию Бреста. Объем 320 страниц, формат А-4. Все цветное, отпечатано в ЕС. Естественно, твердый переплет с прекрасной отделкой (зо...