Жилой дом по ул. Московской, 245 в г. БрестеГинекологическое отделениеНАРКОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БРЕСТ, ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ, 5«Гинекологическое отделение»Дентико

Брест в объективе Анатолия Павловича

+6
Голосов: 6
Карма+
Опубликовано: 103 дня назад (30 декабря 2019)
1895-1918 годы называют «золотым веком» почтовой открытки. В эти десятилетия почтовые карточки претерпели серьезные изменения и приобрели большое значение как средство коммуникации. Популярность открытки была тесно связана с расширением общественных, а - именно - географических границ и возможностью путешествовать, которая появилась в конце XIX столетия, благодаря широкому развитию железных дорог. Почтовые открытки стали неотъемлемым атрибутом туризма.

В данном материале речь пойдёт о человеке, имя которого известно многим собирателям старых почтовых открыток с видами города Брест и не только.

Анатолий Николаевич Павлович родился 19 октября 1880 года в Полтаве в семье коллежского советника. Его отец Николай Лукич Павлович служил учителем, позже инспектором полтавской классической гимназии. Павловичи принадлежали к потомственному дворянству Полтавской губернии. Анатолий Николаевич Павлович был занесён в 3-ю часть дворянской родословной книги 25 июля 1902 года.

Анатолий Николаевич прошёл обучение в гимназии, где служил его отец. В 1902 году переезжает в Петербург и поступает на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 году Павлович переводится на первый курс юридического факультета. К этому времени его отца уже не было в живых, поэтому вслед за сыном в Санкт-Петербург переезжает мать Павловича Елена Александровна.

24 апреля 1912 года, так и не окончив полного университетского курса, Анатолий Николаевич Павлович направляет прошение об отчислении его из университета.

Кто ввёл Павловича в мир фотографического мастерства, открыв в нём талант и призвание фотографа, когда и где он учился этому ремеслу остаётся неизвестным. Одно не вызывает сомнений. За пять лет жизни в Петербурге Павлович настолько овладел навыками фотографирования, что в 1907 году его приняли на службу фотографом Этнографического Отдела Русского музея им. императора Александра III. Отныне делом его жизни станет искусство натурной фотографии.

Фотографы Отдела направлялись на сбор этнографических коллекций, как в составе экспедиций, так и самостоятельно. Анатолий Николаевич Павлович выезжал в 1908 и 1909 годах самостоятельно как фотограф в Черниговскую и Полтавскую губернии. Возможно, в этот период времени Павлович посещает и Гродненскую губернию, в состав которой входил уездный город Брест-Литовск.

Брест в объективе Анатолия Павловича

Брестъ-Литовскъ. Страховое агентство. Brest-Litowsk. L'agence d'assurance. Фот. А. Павловича.

В 1911 году, Анатолий Николаевич Павлович работает на Вологодчине в составе экспедиции под руководством архитектора-художника, члена-корреспондента Русского Археологического общества К.К. Романова.

Брест в объективе Анатолия Павловича


Несколько ранее, в 1909 году, Анатолий Николаевич Павлович вступил в контакт с Санкт- Петербургским Попечительным комитетом о сёстрах милосердия Красного Креста Общины Святой Евгении, в массовом количестве издававшем почтовые карточки - открытые письма, в том числе со снимками городов и природных видов. Для Павловича это был шаг, принёсший ему широкую известность и в дальнейшем спасший его от неминуемого забвения. Всего по январь 1916 года Красным Крестом было издано около 350 открыток с надпечаткой: по фот. А.Н. Павловича. Это были не только виды различных уголков Российской империи от Польши до Дальнего Востока, но и фотографии с картин отдельных художников.

Брест в объективе Анатолия Павловича


Вскоре после революции Анатолий Николаевич Павлович поселяется в Новгороде. Замечательные воспоминания о Павловиче оставил его непосредственный начальник, заведующий Губернским музеем, где он работал, Николай Григорьевич Порфиридов в своей книге, написанной в 1967 году. Рассказ о своих сослуживцах Порфиридов завершает Павловичем: «Наконец, нештатным сотрудником Губмузея и нашим общим спутником в поездках по губернии был фотограф Павлович. Этот замечательный человек и мастер своего дела оказался в Новгороде случайно. Приехав сюда с какой-то очередной реставрационной комиссией из Петрограда в 18-м или в 19-м году, он так и остался здесь, став постоянным жителем города. Его колоритная фигура была очень заметной на улицах довоенного Новгорода, можно сказать, одной из его достопримечательностей. Приезжавшие в Новгород художники, научные работники, уже бывавшие здесь раньше, при первом же посещении Губмузея обычно сообщали, расцветая доброй улыбкой: - А я уже видел (или видела) вашего Павловича.

Широкие серые брюки, забранные в стоптанные сапоги. Повязанный большим бантом галстук. Пышные усы и развевающиеся по ветру волосы на непокрытой голове придавали облику Павловича что-то эйнштейновское. На ремне через плечо неизменно большой обтянутый серой материей футляр с фотографическим аппаратом, похожий на шарманку, в руках такой же большой складной деревянный штатив. Павловичу при постоянных походах и поездках надо было таскать на себе всю эту громоздкую аппаратуру, вдобавок к ней запас стеклянных пластинок и полдюжины деревянных кассет.

Снимки он делал изумительные. Академик Николай Петрович Лихачёв, которому мне случалось посылать фотографии вновь найденных в Новгороде свинцовых печатей, снимки технически трудные, всегда восторгался ими: - Ваш Павлович истинный артист.

Украинец из Полтавы, Анатолий Николаевич Павлович прикипел душой к фотографическому делу, посвятив ему всю жизнь и став первоклассным мастером. Ряд лет он работал в Художественном издательстве Общины Красного Креста. В качестве фотографа издательства ездил в командировки по всей России. Те, у кого есть альбомы старинных открыток с видами Петербурга, Киева, Варшавы, Тифлиса, Крыма могут поразиться, как часто там значится фамилия Павловича.

Брест в объективе Анатолия Павловича

Брест в объективе Анатолия Павловича

Брест в объективе Анатолия Павловича


В Новгороде он жил вдвоём с матерью. Они приобрели здесь, на окраинной улочке Софийской стороны, пустовавший ветхий домик с таким же заброшенным участком, приспособили его для жилья и жили в нём в окружении котят, бывших слабостью и его и её, умиляясь их проказам и грации».

Сообщает Порфиридов и о трагическом случае, сломавшем надежды Павловича на семейное счастье: «Старый холостяк, семейная жизнь которого как-то не смогла устроиться, Павлович жил мечтой оживить свой дом и садик хозяйкой, и одно время эти его мечты готовы были осуществиться, но разрушились ужасным образом. Хорошая девушка, здоровая и жизнерадостная, свадьба с которой уже была назначена, утонула, купаясь во время новгородских просвещенцев в Старую Ладогу, в которой участвовал и сам Павлович».

В задачи Губмузея входило обследование бывших дворянских усадеб и других исторических объектов Новгородчины. Обследованием занимались как Порфиридов так и агенты - специалисты Губмузея в сопровождении Павловича. Порфиридов отмечает: «Часто облегчала нам трудности путешествий громоздкая фотографическая аппаратура Павловича. Тогда ещё не были распространены маленькие портативные фотоаппараты, работающие на катушечных плёнках. Большая, с раздвижными мехами, деревянная камера и деревянные кассеты к ней, запас стеклянных пластинок в коробках, складная тренога - всё это было немалой обузой в пути. Но они как магнитом притягивали к себе внимание ребят, да и взрослого населения, и иной раз обеспечивали успех там, где без них он не был бы возможен. Что греха таить, приходилось иногда сквозь пальцы смотреть на то, как Павлович «снимал» группы и одиночек пустой камерой, чтобы отделаться от просьб. На настоящие снимки не хватило бы никакого запаса пластинок».

Анатолий Николаевич Павлович был арестован органами НКВД в 1933 году. В Списке жертв политического террора в СССР опубликованного на сайте правозащитного общества «Мемориал» находим: Павлович Анатолий Николаевич. Родился в 1880 г., г. Полтава. Украинец, б/п, кустарь – фотограф. Проживал: Новгород, Лучинская 21. Дата ареста: 24 января 1933 года. Обвинение: 58-10, 11. Осуждение: 5 апреля 1933 года. Осудивший орган: Тр.ПП ОГПУ в ЛВО. Приговор: 5 лет ИТЛ. Дата реабилитации: 24 апреля 1989 года. Реабилитирующий орган: Прокуратура г. Ленинграда. Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург); Книга памяти Республики Коми - т.9, ч.1

О дальнейшей судьбе Анатолия Николаевича Павловича пока ничего не известно.

Брест в объективе Анатолия Павловича

Брестъ-Литовскъ. Паромъ. Brest-Litowsk. Le radeau. Фот. А. Павловича.
Поделиться:

Читайте также:

Комментарии (1)
MAKSIM MAKSIMOV # 3 января 2020 в 10:35
+6 + -
+6 / 0
Уважаемый автор! Ваша статья чрезвычайно интересна и познавательна, особенно публикация исторических фотографий А.Н.Павловича! Но,ради восстановления истины и авторских прав на "Вашу" статью, признайтесь своим читателям, что содержание её, вплоть до точек и запятых, полностью заимствовано с действительно содержательной, полной, со ссылками на 21 (двадцать один !) источник, статьи Александра Носкова "Фотограф А.Н.Павлович", опубликованной в 2009 году на сайте https://www.proza.ru/2009/08/16/535, что Ваши любознательные читатели могут запросто проверить, зайдя на этот сайт. Поправьтесь, пожалуйста, ссылочкой на авторство действительного автора Невашей статьи. С уважением к Вашему неравнодушию к нашей общей истории, житель Бреста.

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.