Реальный Брест

дентикоальтернативаinstagram/realbrest.byЖилой дом по ул. Московской, 247RealBrestTV

ГлавнаяБлогиИщу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

+469 RSS-лента RSS-лента
Автор блога: Иван Чайчиц
Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий
Фотография архитектора Юлиана Лисецкого, где он запечатлен в форме с домашним питомцем. Сегодня мы имеем возможность увидеть этого замечательного человека таким, каким он был в 1914 году. Но обо всем по порядку.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


29 августа 1921 года в Бресте-над-Бугом состоялась торжественная закладка краеугольного камня так называемой колонии служащих, которая образовалась благодаря стараниям Полесского воеводы Валерия Романа и поддержке министра общественных работ Габриэля Нарутовича – всецело за счёт государства.

По случаю торжественных мероприятий из Варшавы приехал министр общественных работ Габриэль Нарутович, которого на площади постройки приветствовали представители местных властей, публика и харцеры, под звуки национального гимна, исполненного оркестром Добровольной Пожарной Стражи.

Акт освящения и заложения краеугольного камня начался в три часа дня пополудни среди многочисленной публики и представителей государственных учреждений и общественных институций. После освящения камня был написан акт, где свои подписи оставили министр Нарутович, воевода Роман, присутствующие представители властей и госструктур. После того, как министр Нарутович произвёл закладку камня в фундамент начатой постройки, воевода Валерий Роман произнёс приветственное слово.

Проект составил архитектор Сидорчук, а осуществлением постройки занялась фирма «Z. Schnotale i S-ka».

Начатая в этот день постройка колонии для служащих предполагала строительство 13 жилых домов – частично деревянных, частично каменных, располагающихся на земле, предоставленной городом на улице Унии Любельской, между улицей 3-го мая и аллеей Мицкевича. Строительство вели инженеры фирмы «Z. Schnotale i S-ka» из Познани, под общим руководством Полесской Дирекции восстановительных работ.

В середине 1924 года работа кипела, были начаты архитектурные работы и составление смет. Были утверждены определённые типы жилых домов, всего было 33 типа, 8 деревянных и 25 каменных. Эти дома предназначались для старост, двух- и четырёхквартирные бараки - для полиции и т.д.

К работам было привлечено 14 архитекторов, варшавских и местных. Целью была избрана гармония проектов с местной застройкой - но гармония, соответствующая современным принципам урбанистики.

К моменту постройки новых колоний решался вопрос с домами, которые были начаты, но не закончены, таких было около 42, а вместе с новыми их было уже 240. Главное управление работами взял на себя инженер Александр Порохницкий, как делегат министерства общественных работ в Бресте-над-Бугом.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


Автором проектов ряда зданий был варшавский архитектор Юлиан Лисецкий – выпускник Политехнического института в г. Карлсруэ (Германия), член Союза архитекторов Польши, победитель многочисленных конкурсов, кавалер Золотого Креста Почёта.

Разрабатывая проект новой жилой застройки в Бресте-над-Бугом, архитектор Лисецкий предложил оригинальное архитектурно-планировочное решение. В его основу была положена получившая в те годы широкое распространение концепция города-сада.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


Город-сад разделялся на три части, или колонии. Самая крупная — колония имени первого президента Польши Габриэля Нарутовича - того самого, который, будучи министром общественных работ, участвовал в торжественной закладке камня при начале строительства домов для служащих, позднее он был министром иностранных дел.

Вторая колония называлась «Тартак» и была спроектирована южнее колонии Нарутовича. Две эти колонии отделялись друг от друга зелёной зоной.

Третья колония — «Схрониско» — располагалась на узкой территории между ул. Каштановой и парком им. 3 Мая.

По замыслу архитектора, эти кварталы практически со всех сторон должны были быть окружены парками и скверами.

Застройка всех трёх колоний велась каменными и деревянными жилыми домами. В своём проекте Юлиан Лисецкий использовал так называемый «национальный стиль». Его характерные особенности — высокие крыши или аттики, колоннады и пилястры, порталы и оригинальное обрамление окон. Это в значительной степени присуще каменным строениям усадебного типа.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


В целом в «национальном стиле» Юлиана Лисецкого прослеживаются мотивы эпохи Возрождения, готики и барокко. В брестских проектах архитектор, используя определённые элементы и детали, применяя в композиции фасадов барочные щиты, колонны, имитируя контрфорсы, импровизировал с общим объёмом дома.

Внутренняя планировка — традиционная для польской шляхетской усадьбы: на первом этаже размещаются гостиная, кабинет, кухня и столовая, а в мансарде — спальня.

Кроме этого архитектор Лисецкий трудился и над восстановлением или перестройкой различных зданий в Брестской крепости. По его проекту был перестроен Свято-Николаевский гарнизонный собор в гарнизонный костел Святого Казимира.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


В сегодняшнем Бресте из трёх колоний архитектора Юлиана Лисецкого лучше всего сохранилась колония им. Нарутовича. Многие здания утратили свое первоначальное предназначение, но по прежнему служат городу.

Несмотря на многие перемены, колония Нарутовича, как и остатки соседних колоний, до сих пор не утратила своего очарования.

Знакомьтесь - архитектор Юлиан Лисецкий


Снимок с изображением Юлиана Лисецкого появился на сайте MyHeritage. Это интересный генеалогический сайт, который позволяет участникам создавать собственные семейные веб-сайты, обмениваться фотографиями и видео, организовывать семейные праздники, создавать родовые древа и искать предков.
БРЭСТ БРЕСТ BREST
В 1964 году вышел в свет замечательный фотоальбом с видами города Бреста — «БРЭСТ БРЕСТ BREST». В альбом вошли оригинальные фотографии, на которых запечатлена жизнь нашего города в эпоху Хрущёвской оттепели. Альбом на белорусском языке, но предусмотрен и вкладыш на русском, английском, немецком и французском языках.

Фрагмент вступительной статьи к альбому.

«На самай гранiцы нашай Радзiмы, там, дзе злiваецца Мухавец з Бугам, знаходзiцца старажытны горад Брэст. З захаду i ўсходу сюды цягнуцца сталёвыя магiстралi и аўтастрады, авiялiнii i трасса воднага канала. Тут i ў старадаўнiя часы праходзiлi вялiкiя гандлёвыя шляхi.
Пра шматгадовую гiсторыю Брэста расказваюць паданнi i дакументы, летапiсы i матэрыялы археалагiчных раскопак, пажоўклыя старонкi газет – сведкi мiнулых i нядаўнiх падзей. Яны сабраны ў абласным краязнаўчым музеi. I сотнi людзей, якiя цiкавяцца гiсторыяй Брэстчыны, прыходзяць сюды. Тут перад iмi , быццам жывыя, паўстаюць вякi.
У VIII – X стагоддзях на гэтай зямлi жылi славянскiя плямёны. Паданне расказвае пра купца, якi з таварамi прабiраўся тут праз дрыгву, зрабiў гаць з бярозавых ствалоў i, пакрыўшы iх берастам, праклаў бiты шлях. Потым ён вярнуўся на аблюбаванае месца са сваёй радзiнай i чэляддзю, пабудаваў язычаскае капiшча i назваў пасяленне Бярэсцем.
«Яраслаў iдзе да Бярэсця», - гаворыцца ў старадаўнiм летапiсе пад 1017 годам»…


До изменения официальной даты первого упоминания оставалось ещё 5 лет, это произошло в 1969 году. Но не будем отвлекаться.

«Сённяшнi Брэст – гэта горад прамысловасцi i будаўнiчых пляцовак, цудоўных вулiц, паркаў i, сквераў, а галоўнае – горад шчырых, працавiтых людзей.
Давайце блiжэй пазнаёмiмся з iм, пройдзем па яго вулiцах i скверах, наведаем яго фабрыкi i заводы, схiлiм галовы ля свяшчэнных руiн Брэсцкай крэпасцi».


Подписи к снимкам оригинальные, как и в фотоальбоме. Фотографий в альбоме конечно больше, но выбрал самые интересные.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Вот они, ворота города – вокзал Брест-Центральный.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Светлый, радостный, просторный сегодня Брест. Счастливое детство у его маленьких хозяев.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

На площади Ленина.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Брест весь в строительных площадках. Здесь возводятся предприятия металлообработки, легкой и пищевой промышленности, жилые дома и административные здания.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Недалеко от Бреста проходит нефтепровод «Дружба». Он берет начало у берегов Волги и тянется до самой границы. Но его трасса не обрывается здесь. Наши друзья из Польши также проложили сюда стальные трубы. Советский и польский электросварщики сварили последний стык, открытая задвижка трассы – и по единой артерии пошла волжская нефть в Польшу и Германскую Демократическую Республику.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Из Бреста можно доплыть до самого Черного моря. Днепро-Бугская водная система играет значительную роль в товарообмене между Советским Союзом и Польской Народной Республикой. Брестская пристань оборудована мощной современной техникой.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Часто состав ведут машинисты из Белоруссии, Польши и ГДР.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

В залах Брестского вокзала то и дело легкую музыку прерывает голос из репродукторов: «Приходит экспресс «Москва-Берлин», «Отправляется поезд «Брест-Варшава», «Объявляется посадка на Франкфурт-на-Майне, Париж, Москву, Берлин, Ленинград…». Толпы тех, кто приехал и кто покидает город, радость встреч и грусть расставаний. Туристы, члены делегаций, дипломатических миссий…

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Едут новые гости – автотуристы. «Амстердам – Москва» - выведено на борту комфортабельного автобуса. Добро пожаловать, гости из Голландии!

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Здравствуйте и вы, молодые англичане! О, да вы не просто проездом, а собираетесь погостить в нашем городе? Пожалуйста, чувствуйте себя как дома.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Минутку внимания. С чего начнем знакомство с городом?

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Наверное, с гостиницы. Ведь и туристу нужна крыша над головой. Отель «Буг» к вашим услугам.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

А за окном утопает в зелени город. В нем живут, учатся, работают гостеприимные и приветливые люди.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

БРЭСТ БРЕСТ BREST

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Улицы - словно тенистые аллеи, чистые, опрятные, утопающие в зелени и цветах. Не увядают цветы у обелисков и памятников.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

О славных героях написаны пьесы и поставлены фильмы, образы их запечатлены в живописных полотнах.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Учительница.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Первое слово…

БРЭСТ БРЕСТ BREST

… и первая деталь.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

В мир мечты, странствий, изобретений и знаний вводят книги. А сколько их здесь, в книжном магазине!

БРЭСТ БРЕСТ BREST

А может статься и так, что именно здесь, в хореографической студии Дома пионеров, сделают свой первый шаг в большой балет Улановы и Плисецкие.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

В Брестском государственном педагогическом институте имени А.С.Пушкина занимаются будущие преподаватели литературы, математики, химии, биологии.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Широкие улицы, новые дома, множество цветов и зелени, картины мирной жизни – вот характерные черты Бреста.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Деревья и цветы – хорошие помощники в сохранении здоровья. Зелень, пожалуй, одна из самых ярких особенностей Бреста. Здесь каждая улица - аллея, каждый уголок земли покрыт ковром цветов.

БРЭСТ БРЕСТ BREST

Широкие улицы, красивые здания, площади и скверы придают городу современный вид.
Памяти жертв Холокоста
Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, являющийся первым всемирным днем памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года в резолюции 60/7.

Памяти жертв Холокоста


Еще вчера, в социальных сетях, прошла информация, что 25 января, на строительной площадке на углу улиц Куйбышева и Машерова, были найдены человеческие останки, и о работе на месте найденного захоронения 52-го поискового батальона. Очевидцы утверждают, что речь идет о массовом захоронении. Официального подтверждения данной информации пока нет. Но если это так, то кто бы мог быть захоронен на этом месте.

Памяти жертв Холокоста


С большой долей вероятности можно предположить, что данное захоронение относится к периоду Второй мировой войны. На этом участке, в период нацистской оккупации, располагался квартал, относящийся к территории Брестского гетто. В послевоенное время, на бывшей территории гетто, в ходе строительных работ, не единожды находили массовые захоронения узников . Например, на улице Куйбышева, между домами 124а и 126а, в глубине двора, были найдены две могилы, длиной 10 и шириной 4 метра, в которых было погребено 600 человек, позже перезахороненных на Тришинском кладбище.

Памяти жертв Холокоста


На схеме, которая была нарисована оставшимися в живых узниками Брестского гетто, участок на углу улиц Куйбышева и Машерова, отмечен как место где нацисты расстреливали тех, кто выжил при его ликвидации. Сейчас на этом месте стоит жилой дом. И в первом, и во втором случае, это разные места. Могло ли быть таких мест больше? Могло. Дело в том, что после ликвидации гетто 18 октября 1942 года, на его территории оставались еще несколько сотен человек. Все они прятались в заранее подготовленных убежищах. Вплоть до окончания немецкой оккупации, территория гетто оставалась не заселенной, и патрули жандармерии и полиции регулярно совершали рейды в поисках укрывавшихся людей.

Памяти жертв Холокоста


Из воспоминаний Глузмана: «Мы провели несколько дней и ночей в тайнике, одинокие и изолированные от внешнего мира, не зная, что делать. В гетто евреев не было видно. Пришли польские рабочие – грузить вещи уничтоженных людей для немцев. В то же время они собирали для себя "кости". Я лежал совсем близко от них и слышал их разговоры, все они касались одной темы – как стать богатым. Один сказал другому, что его сын Стефан нашел укрывавшихся евреев в доме Фридмана на улице Длуга (Куйбышева). Он уверил их, что не донесет за награду в 20 злотых. Не прошло и получаса, как он получил свою награду – приехала немецкая полиция и вытащила не менее 60 хорошо одетых людей. Позже Стефан пожалел, что не потребовал больше денег. Мое сердце разрывалось от боли – я знал этих людей, которые жили в доме Фридмана».

Памяти жертв Холокоста


А вот воспоминания Ашера Зисмана: «3 января 1943. Убийцы обнаружили наше убежище. Мы просим и умоляем. Они сказали: ”отдайте нам все ваши ценности”. Мы отдали им все, что у нас было. Они уходят с украденным "сокровищем". Мы начинаем бежать, бежим и рвемся сквозь колючую проволоку. Мы сейчас на улице Домбровской, прячемся и говорим только по – польски».

Памяти жертв Холокоста


Официально считается, что из Брестского гетто спаслось 19 человек. Многие из них оставили свои воспоминания, где подробно описывают, как им удавалось прятаться, и как поступали с теми людьми, кого удавалось обнаружить. Расстрелы происходили на месте, людей хоронили во дворах домов. Нельзя исключать, что на территории бывшего Брестского гетто еще могут быть не найденные захоронения.

Памяти жертв Холокоста


Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Ефиму Басину (г. Брест).
Снимок Бреста снятый со спутника KH-7 Gambit
Снимок Бреста снятый со спутника KH-7 Gambit

Снимок Бреста снятый со спутника KH-7 Gambit

KH-7 — серия спутников «Кey Hole», с очень высоким (для своего времени) разрешением. Предназначались для съёмки особо важных объектов на территории СССР и Китая. Спутники этого типа запускались с июля 1963 года по июнь 1967 года. Все 38 спутников KH-7 запускались с авиабазы Ванденберг, 30 из них вернулись с фотоснимками удовлетворительного качества.

Изначально разрешение на местности составляло 1,2 метра, но было улучшено до 0,6 метра в 1966 году.

Характеристики:
Масса КА — около 2000кг
Кол-во спускаемых капсул — 1 шт.

Технические детали миссии до сих пор секретны.

Кихоул (англ. Key Hole, буквально «замочная скважина») — общее название для серий американских военных спутников видовой разведки. Основной целью была детальная оптическая разведка территории СССР, Китая и других стран — потенциальных противников США. Всего было разработано и запущено 13 типов спутников «Кey Hole». Спутники запускались на орбиту с 1959 по 1986 годы.

В целях дезинформации, о первых спутниках «Key hole» сообщали, как о части мирной космической программы «Discoverer» (буквально — «исследователь», «первооткрыватель»). С февраля 1962 года программа «Corona» стала особо секретной и перестала скрываться под названием Discoverer.

Снимок Бреста снятый со спутника KH-7 Gambit

Оптический разведывательный спутник KH-7 Gambit

Впервые название «Key Hole» встречается в 1962 году для KH-4, позднее его ретроспективно использовали для всей серии спутников, запущенных к этому году. Спутники серии КН-1 являются первыми спутниками военного назначения и видовой разведки в частности. Снимки с KH-5 Argon впервые запечатлели Антарктиду из космоса.
По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"
По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"
Anlässlich der Feier, "der 5000 Wagen verlässt das RAW Brest Litowsk"

Судя по этим снимкам, на территории принадлежавшей железнодорожному ведомству Брест-Литовска, собрались все представители оккупационных властей города и железной дороги. Сложно сказать в какой именно год проходило данное событие. Но думаю, что на этих снимках запечатлены (2 и 3 снимок) все причастные к гибели мирного населения нашего города в период нацистской оккупации (1941-1944 гг.).

По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"

По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"

По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"

По случаю празднования, "5000 вагонов покидает Брест-Литовск"
Иван Чайчиц +11 1403 4 комментария
THE CITY OF BREST
"Схема расположения важных объектов по главным улицам"

Иностранные разведки всегда проявляли интерес к нашему городу. Ранее доступ к этим документам был возможен исключительно через четыре компьютерных терминала, расположенных в здании национальных архивов в штате Мэриленд.

Несмотря на то, что документы рассекречены, большинство из них все же подвергнуты небольшой редактуре, это сделано с целью защиты источников информации, представленной в указанных документах, а также методов ее сбора, раскрытие которых может навредить национальной безопасности США.

Несколько страниц из архива ЦРУ, касающиеся города Брест, во времена холодной войны.

THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST


THE CITY OF BREST
ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
За последнее время жители Бреста не раз становились свидетелями празднования различных исторических событий.

Календарь праздников Беларуси на прошедший 2017, текущий 2018 и наступающий 2019 год содержит внушительный список торжественных событий и памятных дат. Они посвящены выдающимся историческим или религиозным событиям, глобальным проблемам человечества, представителям разных профессий, памяти святых и т.д. В список включены государственные, профессиональные, международные, народные и необычные праздники.

Многие памятные даты, которые оказали особое влияние на мировую историю, отмечают у нас очень скромно, а порой и не отмечают вовсе. А ведь многие из них стали определёнными историческими вехами, знать о которых будет полезно каждому из нас. Возможно, это поможет сохранить в памяти наиболее важные факты из истории нашего города, о которых сегодня вспоминают немногие и без помпезности.
ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
Сто лет назад, 11 ноября 1918 года, было подписано Компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне, одной из самых широкомасштабных в истории человечества. Это было соглашение о прекращении военных действий между Антантой и Германией во французском регионе Пикардия недалеко от города Компьень. Окончательные итоги войны подвёл Версальский мирный договор.

Кстати, одним из основных условий перемирия было то, что Германия должна была денонсировать Брест-Литовский мирный договор с российским правительством большевиков. А ведь в этом году, 3 марта 2018 года, этому историческому событию исполнилось ровно сто лет, которое также прошло тихо и не заметно.
ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
Как одно из напоминаний о той войне остались захоронения на некрополях Бреста. Погибших солдат и офицеров, умерших от ран и болезней в 1914 -1915 годах, в городе и крепости Брест-Литовск, хоронили в зависимости от их вероисповедания на одном из кладбищ города. Но большая часть была погребена на военном братском кладбище в районе форта № 8 (микрорайон Дубровка). Хоронили на этом кладбище и военнопленных. А в 1915 году в городе появилось ещё одно кладбище, у стен Крестовоздвиженского костёла, где хоронили солдат и офицеров Германской и Австро-Венгерской армии.

ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ

Тришинский некрополь

В настоящий момент от этих некрополей нечего не осталось, а территория застроена. Большая часть погребённых на кладбище в районе форта № 8 были эксгумированы в ходе проведения поисковых работ военнослужащими 52 отдельного специализированного поискового батальона. Поисковые работы проводились несколько лет.

ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
Гарнизонный некрополь

Останки солдат Русской армии с воинскими почестями были погребены на Гарнизонном некрополе г. Бреста. Воинское захоронение №7723. Отдельно был погребён неизвестный нижний чин кавалер Георгиевского креста 4-й степени. В августе 2003 года, при раскопках, среди останков русских солдат и других сопутствующих находок, был обнаружен Георгиевский крест 4 степени № 223833.
ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ

Останки военнослужащих иностранных армий были переданы Народному союзу Германии по уходу за военными могилами и перезахоронены на военное кладбище в г. Берёза.

Сегодня уже известно имя Георгиевского кавалера. Это удалось сделать сотрудникам мемориального комплекса «Брестская крепость – герой». 27 октября 2015 года ими была получена архивная справка из Федерального казённого учреждения «Российский государственный военно-исторический архив», в которой сообщалось следующее: «Приказом по войскам 2-го Сибирского армейского корпуса от 1-го мая 1915 г. за № 113 нижние чины 18-го Сибирского стрелкового полка, «оказавшие выдающиеся подвиги храбрости и самоотверженности в боях» награждены Георгиевскими крестами 4-й степени.

В списке под № 211-м значится стрелок 18-го Сибирского стрелкового полка Копытенко Афанасий Кириллович, награжденный Георгиевским крестом 4-й степени за № 223883 за то, что «будучи ординарцем при командире батальона, под сильным и действительным ружейным и артиллерийским огнем противника, беспрерывно поддерживал связь, самоотверженно передавая приказания в роты, причем был 7-го ноября 1914 [в бою под г. Лодзью, Царство Польское] года ранен в ногу, но оставался в строю при командире батальона до конца боя. Ст. 67 п. 19 [Георгиевского статута]».


Для Бреста, Первая мировая война, в отличии от Второй, окончательно стала достоянием истории. А в истории много чего «забытого». Кто, кроме историков и краеведов, хранит память о десятках военных кампаний прошедших через Брест? Отсюда напрашивается вывод, что нет «забытых» войн, есть невежественные потомки.

А вот как выглядел наш город после Первой мировой войны.
ПАРАД 100 ЛЕТНИХ ЮБИЛЕЕВ
Иван Чайчиц +18 1260 2 комментария
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Многие из нас слышали о знаменитом фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Это немой документальный короткометражный фильм 1896 года, который считается один из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер. Несмотря на незамысловатость сюжета (на экране демонстрируется всего лишь остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и движущиеся вдоль вагонов пассажиры), фильм приобрёл широкую известность. По свидетельствам (возможно, сильно преувеличенным), первый показ фильма вызвал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину.

Была ли паника во время прибытия первого поезда в город Брест-Литовск? Не думаю, скорее это был восторг и ликование. И произошло это 1 ноября 1869 года. Но немного истории, что этому предшествовало.

9 октября 1864 года была выдана концессия на постройку линии от Варшавы (предместье Прага) до берега Западного Буга. Владельцем являлось Общество Варшавско-Тереспольской железной дороги, во главе которого встал Леопольд Кроненберг, один из важнейших финансистов и банкиров в Польше и во всей Российской империи того времени, основатель и владелец банкирского дома в Варшаве, финансировал промышленные предприятия и железные дороги. В установленные сроки стальной путь вывели на берег Буга. С 14 августа 1868 года было открыто регулярное движение. От Тересполя до Варшавы стало возможным доехать уже не только в дилижансе, но и в вагоне поезда. В дальнейшем, чтобы соединить наш город с Варшавско-Тереспольской железной дорогой, понадобилось чуть более года. За это время был возведён капитальный мост через реку Буг и соответствующее железнодорожное хозяйство в Брест-Литовске. Наконец, 1 ноября 1869 года в историю города была вписана новая строка: в Брест-Литовск прибыл первый регулярный товарно-пассажирский поезд. Его встречала ликующая публика, собравшаяся на открытом в тот же день железнодорожном вокзале – тоже первом.
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Это событие произошло ровно 149 лет назад. Сегодня наш действующий железнодорожный вокзал – один из старейших в Беларуси, его открытие состоялось 28 мая 1886 года, но спустя 15 лет после описываемых событий. К счастью, первое вокзальное здание сохранилось. Конечно, за столь долгое время, внешний вид первого здания вокзала претерпел серьёзные изменения.
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
С 1950 года здание первого Брест-Литовского железнодорожного вокзала находится на территории предприятия известного не только в Бресте и Беларуси, но и далеко за его пределами. Это СП ОАО «Брестгазоаппарат» - брестское предприятие, производитель бытовых кухонных плит. Предприятие было основано в 1950 году как ремонтно-механический завод. Первые газовые плиты здесь были выпущены в 1958 году, а в 1975 - 1977 годах была проведена коренная реконструкция предприятия. Завод являлся одним из ведущих предприятий в СССР по производству бытовой газовой аппаратуры. Для вовлечения работников предприятия в систематические занятия физической культурой и спортом, внедрение физической культуры в повседневную и трудовую деятельность, быт и отдых работников и для проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на территории предприятия был организован спортивный зал.

Так вот здание спортивного зала это и есть здание первого железнодорожного вокзала нашего города, которое долгое время считалось утраченным.
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Кстати, спортивные залы впервые появились в Европе, России и Соединённых Штатах в XIX веке, практически в тоже время, когда и был построен наш первый железнодорожный вокзал.

Источник: Брестский железнодорожный вокзал. Между западом и востоком. А.М.Суворов «Полиграфика» 2015.
Интернет сайт - Fortification.ru (Русский фортификационный сайт)

Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала руководству СП ОАО «Брестгазоаппарат»
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Элементы архитектурного декора Бреста
Мало кто из нас обращает внимание на здания вокруг, особенно на те, которые приходится видеть чуть ли не ежедневно. А ведь, сколько интересных элементов там можно отыскать! Правда, если знать, где.

Довольно часто, в условиях старой брестской застройки попасть во двор дома можно было либо через проезды, устроенные в разрыве между зданиями, либо через сквозные арки в объёме самого здания, а чтобы при повороте повозка случайно не повредила угол дома, горожане часто устанавливали колёсоотбойные тумбы.
Элементы архитектурного декора Бреста
Колёсоотбойная тумба – старинный архитектурный элемент, предназначенный для защиты стен зданий от ударов колёсами проезжающих мимо экипажей и телег. Также, аналогичными тумбами отделяли проезжую часть от тротуара.
Элементы архитектурного декора Бреста
Колёсоотбойные тумбы вдоль дороги у костёла. Открытка начала ХХ века.
Элементы архитектурного декора Бреста
Для колёсоотбойных тумб типична цилиндрическая форма. Тумба занимает около 30-40 сантиметров в диаметре, а иногда и больше, и около 1-1,5 метра в высоту, при этом колёсоотбойник на треть вкопан в землю. Как правило, тумбы ставили парами в арочных проходах, там, где часто проезжают конные экипажи. Тумбы изготавливались централизованно и продавались населению для установки перед домами. Иногда горожане, если средств на покупку не хватало, ставили для защиты стен от ударов колесами обыкновенные рельсы для железнодорожного транспорта.
Элементы архитектурного декора Бреста
Сегодня колёсоотбойные тумбы можно встретить в Бресте на улицах Карла Маркса, Куйбышева, Советских Пограничников.

Кроме тех колёсоотбойных тумб которые сохранились в городе, их можно увидеть и на территории Брестской крепости. В частности в проёме Тереспольских и у Госпитальных (Холмских) ворот.
Элементы архитектурного декора Бреста
Колёсоотбойная тумба у Госпитальных (Холмских) ворот Брестской крепости

По углам Тереспольских ворот и во внутреннем проёме, в 2011 году во время археологических исследований, были вскрыты 16 литых чугунных колёсоотбойных тумб. В дальнейшем были проведены работы по их очистке и
сохранению.

На территории бывшей базы «Брестреставрация» в Брестской крепости брестчанин Олег Полищук, в 2014 году, обнаружил колёсоотбойную тумбу, сейчас она находится в экспозиции музея обороны Брестской крепости.
Элементы архитектурного декора Бреста
В городах Европы колёсоотбойные тумбы сохранились в значительном количестве. Во многих туристических городах, где исторические районы практически закрыты для транспорта, появились современные тумбы. Иногда их делают в старых традициях, украшая гербами города или провинции. Есть, выдвижные, опускающиеся в уровень с тротуаром. Во всяком случае, они снова востребованы.
Элементы архитектурного декора Бреста
Чума в крепости Брест-Литовск
У Брестской крепости, за весь период её существования, столько историй, что когда становится известным еще один факт, то удивляешься, как много ещё остается для нас не известным.

Кто бы мог подумать, что крепость Брест-Литовск, в 1880 году, было одним из мест, откуда в Брестском уезде пошло распространение чумы крупного рогатого скота. Но обо всём по порядку.

Чума крупного рогатого скота - инфекционное вирусное заболевание коров и некоторых других видов парнокопытных. Чума крупного рогатого скота в Азии и Европе до 1881 г. протекала в виде опустошительных эпидемий. В настоящее время в Европе болезнь полностью ликвидирована. Но вернемся в 1880 год.

В Гродненской губернии причины первоначального появления чумы оставались не выясненными. Распространение чумы по уездам большей частью обусловливалось покупкою скота в местностях поражённых чумою. В Ковельском уезде чума наблюдалась в больших размерах в зимнее и весеннее время. В Брестском уезде первоначально чума появилась в октябре месяце в двух местностях: в селе Прилуках, Меднянской волости, где из наличных 929 голов пало 19, убито 56, откуда чума была перенесена в другие селения; крепости Брест-Литовск, где из наличных 73 голов крупного рогатого скота пало 15.

И вот тут становятся интересными причины её появления. Ветеринары предполагали, что причиной появления чумы крупного рогатого скота в Брестском уезде, был занос заразы гуртовым скотом прогоняемым через крепость Брест-Литовск из Волынской губернии и г. Влодавы, а так же тем, который остаётся для выкорма на полевщинах.

Независимо от этого, чума легко могла быть занесена кожами, доставляемыми из южных губерний России по железным дорогам и отсюда перевозимыми на возах преимущественно через крепость Брест-Литовск и г. Тересполь в г. Межиречье Седлецкой губернии.
Чума в крепости Брест-Литовск
Тереспольский мост через р. Буг в крепости Брест-Литовск

И кто бы мог подумать, что через территорию крепости Брест-Литовск проходил самый настоящий скотопрогонный тракт, по которому гоняли стада крупнорогатого скота или овец. Да-да, прямо по территории цитадели, через Тереспольские ворота, по замечательному подвесному мосту и через всё Тереспольское укрепление до Варшавского проезда и далее.

Сложно сказать, сколько лет существовал этот скотопрогонный тракт, но уже 11 мая 1885 года вышел закон, в котором было прописано, что для прекращения распространения чумы скота во всей империи, был запрещён прогон скота по трактам, если те соответствовали железнодорожным линиям, по которым установлены тарифные ставки за провоз крупнорогатого скота. В правилах, изданных для применения этого закона, установлено было, чтобы начиная с 1886 года, крупный рогатый скот и телята провозились исключительно по железным дорогам, и только тот скот, который был признан ветеринаром здоровым.

Вот такой интересный факт из истории крепости Брест-Литовск.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.