РекламодателямДентикоМахновича, 37a-brest.by домаa-brest.by квартиры

ГлавнаяБлогиИщу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

+600 RSS-лента RSS-лента
Автор блога: Иван Чайчиц
330 лет частице нашего наследия
330 лет назад был построен уникальный для наших мест монастырь, который и по сегодняшний день является единственным не только на брестчине, но и в Беларуси. Берёзовский монастырь картезианцев ― католический мужской монастырь, памятник архитектуры зрелого барокко. Единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев.
Монастырь был основан в середине XVII века и имеет свою интересную историю и легенды, присущие древним монастырям. Одна из них гласит, что однажды слепой старец, пришедший в берёзовую рощу с мальчиком поводырём, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же пошёл в лес и заблудился. Когда старец проснулся, он стал бродить по роще и звать мальчика. Внезапно он услышал шум родника: наклонился, напился чистой воды и умылся ею. Произошло чудо - он прозрел. На этом месте он поставил крест. А сам отправился к людям рассказать о невероятном исцелении. О чудодейственном роднике услышал Лев Сапега, у которого был слепой сын. Он привёз сына к исцеляющему источнику, и когда тот умылся, к нему вернулось зрение. В благодарность за чудо Сапега решил построить на этом месте монастырь.

330 лет частице нашего наследия

Девиз ордена картезианцев: Крест стоит, пока вращается мир (Stat crux dum volvitur orbis)

Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрёзских горах близ Гренобля (Франция). Официально орден картезианцев был утверждён папой римским Иннокентием II в 1140 году. Название ордена происходит от названия первой обители — Великой Шартрёзы. Картезианские монастыри называют словом картезия.

330 лет частице нашего наследия

Св. Бруно Кёльнский (ок. 1030, Кёльн, Германия — 6 октября 1101, монастырь св. Стефана, Италия) — (лат. Bruno) — католическийсвятой, монах, богослов, основатель ордена картезианцев (OCart).

330 лет частице нашего наследия

Гранд-Шартрёз, Великая Шартреза (фр. La Grande Chartreuse) — католический монастырь во Франции, старейшая и главная обитель ордена картезианцев. Расположен на юго-востоке Франции, в 3 километрах северо-западнее селения Сен-Пьер-де-Шартрёз во французском департаменте Изер.

Монастырь был основан святым Бруно Кёльнским и 6 его послушниками в 1084 году в горах Шартрёз, в безлюдной местности севернее Гренобля. Вначале был построен посёлок с крестообразным расположением деревянных хижин и каменной церковью. Эта первая обитель была названа La Grande Chartreuse и по сей день считается матерью-основательницей ордена.

Гранд-Шартрёз — действующий монастырь ордена картезианцев. Его посещение туристами запрещено, на окрестных дорогах запрещено пользоваться автомобилями и мотоциклами, чтобы шум моторов не нарушал абсолютную тишину в монастыре. Единственное открытое для посещения гостями место — музей Великой Шартрезы, находящийся в двух километрах от самого монастыря.

В 2014 г. в ордене состояли 296 монахов, из них 152 священника. Ордену принадлежат 17 монастырей во Франции, других европейских странах, а также США и Бразилии.


330 лет частице нашего наследия

Монах картезианец

С разрешения в 1648 году католического епископа Андрея Гембицкого по приглашению канцлера ВКЛ Льва Сапеги из резиденции ордена в Парадижа под Гданьском в Брестское воеводство приехали монахи-картезианцы с приором Филиппом Кульманом. Местом для монастыря они выбрали Берёзу.

330 лет частице нашего наследия

Лев Сапега

В 1648 году началось строительство, которое велось около сорока лет, и было окончено в 1689 году. Строительством монастыря руководил итальянский архитектор Джованни Баттиста Джизлени. Монастырь был построен в стиле барокко как монастырь-крепость ― с элементами оборонительного зодчества: каменные стены с башнями, глубокий ров вокруг монастыря.

В комплекс монастыря входили ― собственно, сам монастырь, костёл Святого Креста и часовня Св. Бруно.

330 лет частице нашего наследия

Архитектор Джованни Баттиста Джизлени

После окончания строительства монастыря, город получил двойное название Береза-Картузская.

Территория монастыря была разделена на замкнутые, отдельные пространства. В центре ― квадратный двор, окружённый зданиями келий монахов. Монастырь имел несколько каменных зданий, однотипные ячейки жилых помещений с маленькими внутренними двориками, трапезную, библиотеку, госпиталь, аптеку, хозяйственные постройки.

Костёл, освящённый в 1666 году, ― главное сооружение монастыря. Это трёхнефная базилика с тремя гранёными апсидами и гранёным тамбуром при входе, соединённая с монастырём коридорами, образующими замкнутый квадратный двор. К фасаду костёла была пристроена 8―гранная многоярусная башня―колокольня с барочным куполом и пушками на ярусах. Внутреннее пространство костёла разделялось на два богослужения: для мирян и монахов.

Храмовыми праздниками монастыря был день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и день второго обретения Креста, совершавшиеся соответственно 14 сентября и 3 мая.

330 лет частице нашего наследия

Берёзовский монастырь картезианцев на картине 1750 года.

Картезианский орден отличался аскетизмом и любовью к знаниям. Монахи-затворники имели кельи со своим выходом в сад, пищу подавали таким образом, что затворник не видел даже рук принёсшего еду.

Главной обязанностью монахов было переписывание книг. В начале XIX века библиотека Берёзовского картезианского монастыря считалась самой крупной в Гродненской губернии. В 1831 г. в ней насчитывалось 2 314 книг и манускриптов, в архиве хранилось 3 000 документов. Это были не только теологические и религиозные книги и манускрипты, но и рукописные издания по истории, географии, ботанике и другим наукам. Картезианский орден особое значение придавал религиозным песнопениям. Многие гости костёла в Берёзе отмечали высокий уровень певческого мастерства монахов. В костёле был и орган, который находился над входом.

330 лет частице нашего наследия

Берёзовский монастырь картезианцев на рисунке Наполеона Орды.

Поражает размер хозяйственной деятельности, которую вёл монастырь. Монахи выращивали не только лекарственные травы, но и экзотические для наших мест фрукты, например ананасы.

В монастырском саду было выкопано два пруда. В одном из них разводили раков, а во втором пруду разводили черепах. Черепашье мясо считалось постной пищей, как и рыба. Поэтому особенно интенсивно торговали черепахами на рынках во время религиозных постов.

В монастыре занимались производством черепицы и посуды, мыловарением. Хозяйственной деятельностью занимались как сами монахи, так и многочисленная прислуга.

В апреле 1706 года в монастыре провёл день Карл XII. В Северную войну 1700—1721 монастырь был разорён.

330 лет частице нашего наследия

Генеральный план строений упразднённого Картезианского монастыря в м. Картуз-Берёзе,1835 год.

После восстания 1830—1831 гг., в котором монахи-картезианцы участвовали, монастырь был упразднён. В 1832 году костёл стал приходским, а в 1866 году значительная часть монастырских построек была разобрана, разрушающийся костёл закрыт.

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

Фотографии картезианского монастыря в период Первой мировой войны.

Пострадали стены монастыря и во время войн ХХ века.

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

Фотографии картезианского монастыря после Второй мировой войны.

В Берёзовском историко-краеведческом музее хранятся различные экспонаты, найденные во время раскопок на территории бывшего монастыря.

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия


Но наиболее интересным и уникальным экспонатом музея, связанным с историей монастыря картезианцев, является чудом уцелевшая до наших дней деревянная фигура одного из апостолов. Говорят, что раньше алтарь костёла монастыря украшали 12 деревянных апостолов. Всего сохранилось три такие фигуры.

330 лет частице нашего наследия

Деревянная фигура апостола Павла

Деревянная фигура апостола Иоанна, была найдена в мусоре разрушенного костёла монастыря и почти сорок лет хранилась в доме пенсионеров из деревни Новосёлки, позже фигуру апостола передали в костёл города Берёза. Деревянная фигура апостола Луки находится у берёзовского коллекционера, ранее она была найдена на территории монастыря. Деревянная фигура апостола Павла хранится в Берёзовском историко-краеведческом музее, её нашли в заброшенной яме в лесу. Этим фигурам уже несколько веков!

Спустя 330 лет, с момента окончания строительства, Берёзовский монастырь картезианцев по-прежнему имеет для нашей земли архитектурную и духовную ценность.

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия

330 лет частице нашего наследия


Уцелели въездная брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. В 2014 году реконструирована брама, наведён порядок на территории остатков монастыря. Вокруг местная молодежь посадила деревья. Брама сегодня является символом Берёзы — она изображена на гербе города.

330 лет частице нашего наследия

Герб и флаг утверждены Указом Президента Республики Беларусь 2 декабря 2008 г. № 659.

Безусловно, есть намерения реконструировать и в дальнейшем этот уникальный объект нашего культурного наследия. Но нет денег.


Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Сергею Кныревичу и сотрудникам Берёзовского историко-краеведческого музея.
Мама и сын
Благодаря художественному проекту из корпоративной коллекции Белгазпромбанка «Аксиомы» брестчане и гости города смогли получить представление о творчестве нашего земляка, о его уникальном стиле, соединившем традиции древнерусского искусства и европейской живописи модерна. Речь идёт об одном из ведущих художников русской эмиграции Дмитрии Стеллецком.
Отец художника, Семён Васильевич Стеллецкий, после окончания Константиновского межевого института был назначен военным инженером в крепость Брест-Литовск. Во время службы в Бресте инженер-капитан Стеллецкий изобрёл хлебопекарную печь непрерывного действия, с вращающим подом. На Всероссийской выставке 1882 года за это изобретение он был удостоен почётного отзыва.

В период службы Семён Васильевич встретил девушку, на которой женился, и у них родилось двое мальчиков: Борис (1872) и Дмитрий (1875). Вскоре в дом Стеллецких постучалась беда. 1-го мая 1877 года, его супруга умерла. Семён Васильевич остался вдовцом с двумя детьми на руках.

Мама и сын

Могила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста.

После смерти жены капитан-инженер Семён Васильевич Стеллецкий был переведён из Брестской крепости в Варшаву, где женился на юной дочке командующего войсками Варшавского военного округа, генерал-лейтенанта Василия Львовича Соболевского - Софье.

Он был старше её намного, но очень красивый, с благородными манерами, серьезный и доброжелательный. Когда он сделал ей предложение, она согласилась выйти за него замуж и быть матерью его маленьким детям. Маленький трёхлетний Дима, получив молоденькую 17-летнюю маму, привязался к ней всем сердцем и до конца жизни сохранил к ней любовь и уважение. Все его надписи на фотографиях, которые он ей посылал из Парижа, начинались словами "Дорогая милая мама" и кончались "Твой любящий и благодарный сын".

У супружеской пары Стеллецких начались рождаться дети: четыре сына - Василий, Константин, Пётр и Фёдор, а также - дочь Елена. Наверно, с целью оздоровления детей в 1883 году Семён Стеллецкий купил небольшое имение Шестаково (35 км севернее Бреста) недалеко от Беловежской пущи, в котором в летние месяцы жило многочисленное семейство.

Мама и сын

Генерал Семён Стеллецкий, его сын Дмитрий и жена Софья.

Семён Васильевич построил в Шестакове дом для своей семьи - двухэтажный большой дом. С террасы дома дети выбегали в старинный парк, где были два пруда, липовая аллея и березняк. А ещё в парке жили совы. София Васильевна обожала цветы, перед домом с весны до поздней осени цвели розы, левкои, ромашки, астры. Дмитрий любил Шестаково, он приезжал сюда из Варшавы каждый год, сначала маленьким ребёнком, затем гимназистом, студентом и сложившимся художником.

София Васильевна сразу обратила внимание на любовь Дмитрия рисовать. Он рисовал всюду и везде. Она бережно хранила альбомы с шестаковскими пейзажами, которые он рисовал во время каникул. Это были прелестные картинки, очень тонко выписанные деревья, листья, сучья, всё в ярких сочных красках. В семье хранился скульптурный бюст Семёна Васильевича, который Дмитрий вылепил в 14 лет. Родители с детских лет окружили вниманием и заботой его талант. Они всячески поощряли желание мальчика рисовать. Он рос очень подвижным, живым ребёнком, но способным и долго неподвижно сидеть с карандашами и красками.

Мама и сын

Дмитрий Семёнович Стеллецкий (сидит справа)

После окончания гимназии было решено, что Дмитрий едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Он сдал успешно экзамен и окончил Академию со званием художника. Родители всё время помогали ему материально во время учения и потом. Его связь с домом никогда не прерывалась. В Петербурге у него была мастерская.

Мама и сын

Кустодиев Борис Михайлович «Портрет скульптора и живописца Д. С. Стеллецкого.», 1901 год.

Уехав за границу перед Первой мировой войной, Дмитрий Стеллецкий больше в Россию не вернулся, не приезжал в Шестаково и в период межвоенной Польши.

Из Парижа Стеллецкий часто писал матери в Шестаково, присылал фотографии, поздравления в день св. Софии: "Поздравляю Тебя, милая мама, с наступающим днем Ангела. Ещё в прошлом году я к этому дню нарисовал сюда, в церковь, икону святых Софии, Веры, Надежды, Любви. Эта икона стоит в алтаре".

Мама и сын

Дмитрий Семёнович Стеллецкий в окружении своих произведений.

В 1925 году, по инициативе и при активном участии Дмитрия Стеллецкого, было организовано общество "Икона", которое ставило своей целью изучение русской иконописи, проведение выставок иконописцев.

Самой значительной его работой стала роспись храма Троице - Сергиева подворья в Париже. Его работы приобретали музеи Болгарии, Югославии и, конечно, Франции. Связь с ним оборвалась, когда в 1938 году умерла Софья Васильевна.

В конце жизни художник ослеп и поселился в Русском старческом доме, основанном в апреле 1927 года княгиней В. К. Мещерской. 12 февраля 1947 года Дмитрий Стеллецкий умер, и был похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Произведения Дмитрия Стеллецкого представлены в государственных и частных собраниях России, Франции, Великобритании, других стран мира. Три произведения художника («Сказка»; «Бояре» (диптих); «Ночь святого Иоанна», 1932) находятся в Беларуси – в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Мама и сын

Стеллецкий Дмитрий Семёнович. «Ночь на Ивана Купалу» (Ночь святого Иоанна), 1932 г.

На картине Дмитрия Стеллецкого – кульминация купальской ночи с её песнями, танцами, прыжками через пылающие костры. На фоне глухой стены огромных, погружённых во тьму деревьев художник изображает фигуры танцующих людей. Здесь и князь с княгиней в дорогих, унизанных жемчугом одеяниях, и именитые бояре в высоких головных уборах, и простолюдины в низко подпоясанных рубахах и лаптях. Все равны в этот древний праздник солнца и плодородия.

Мама и сын


Художник Стеллецкий строит пространство картины с помощью смены параллельных планов, словно ленты фриза идут на поверхности холста один над другим – как и в памятниках древней иконописи. Резкая, угловатая пластика движений танцующих людей, золотой мерцающий свет костров, вырывающий из темноты отдельные фигуры, превращающий лица в гротескные маски с тёмными провалами глаз, сообщают изображённому художником зрелищу некий особый, архаичный мистицизм.

В «Ночи на Ивана Купалу» Дмитрию Стеллецкому удалось мастерски запечатлеть не современное восприятие древнего празднества, а подлинно – древнее отношение к нему.

Мама и сын

Могила Екатерины Георгиевны Стеллецкой на Тришинском некрополе Бреста.

Несмотря на то, что в ближайшее время картина художника Дмитрия Стеллецкого отправится в Минск, автор незримо всегда будет оставаться в Бресте, в городе, где он родился, в городе, где покоится его мама.

При подготовке статьи были использованы материалы на сайте: http://brama.brestregion.com/index.shtml
Китайская грамота или "музыка для глаз" на стенах Брестской крепости
Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан-ди. До этого китайцы якобы пользовались узелковым письмом. Упоминание об этом есть в позднем трактате «Даодэцзине» и комментарии к «И цзину».

Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название цзягувэнь (甲骨文). Первые образцы китайской письменности относятся к последнему периоду правления династии Шан (наиболее древние — к XVII веку до н. э.).

Позднее возникла технология бронзового литья, и появляются надписи на бронзовых сосудах. Эти тексты получили название цзиньвэнь. Надписи на бронзовых сосудах предварительно выдавливались на глиняной форме, происходила стандартизация иероглифов, они начинали вписываться в квадрат.

Археологическое изучение китайской письменности затруднено неравномерной степенью сохранности её материальных носителей. В то время как ранние надписи на костях и бронзе сравнительно хорошо сохранились, современные им надписи на бамбуковых и деревянных пластинках не известны науке. Тем не менее, о существовании таких надписей предположительно свидетельствует использование графа, соответствующего современному цэ (кит. трад. 冊, упр. 册) уже в эпоху Шан. Китайская письменность имеет очень важное культурное значение, представленное её широким распространением и высоким статусом.

Китайская грамота или "музыка для глаз" на стенах Брестской крепости

Традиционно китайцы пишут сверху вниз, а столбцы идут справа налево. В некоторых случаях (например, на вывесках) используется горизонтальное письмо справа налево.

Иероглифы имеют своеобразную изящную форму. Основной инструмент письменности — кисть, которая имеет множество возможностей выражения. Искусство придания иероглифам изящной формы называется каллиграфией. Взаимосвязанными с каллиграфией являются искусства гравировки и высекания иероглифов на камнях, скульптурах и прочих предметах.

Искусство каллиграфии широко распространено в странах Китайского мира (Китае, Японии, Корее, Малайзии, Сингапуре, и в меньшей степени, Вьетнаме) и является одним из видов изобразительного искусства. Регулярно проходят конкурсы на лучшую каллиграфию и проводятся выставки каллиграфических работ. А само искусство каллиграфии поэтично называется «музыкой для глаз».

Китайская грамота или "музыка для глаз" на стенах Брестской крепости

Брест по-китайски. Памятные знаки у археологического музея "Берестье" информирующие посетителей о том, как назывался город над Бугом в разные времена.

Изучая эпиграфическое наследие Брестской крепости мы столкнулись с надписями на китайском языке. Ничего удивительного, поскольку китайский язык является наиболее распространённым современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд человек. Кстати, надпись могли оставить не обязательно студенты из Поднебесной, обучающиеся в учреждениях высшего образования города Бреста. На основе подписанного в октябре 2015 г. договора с БНТУ в БрГТУ открыт Центр китайского языка и культуры, где предлагаются платные курсы китайского языка для разных уровней обучения (от начального до продвинутого).

Китайская грамота или "музыка для глаз" на стенах Брестской крепости


Занятия проводят преподаватели, отобранные Институтом Конфуция Северо-Восточного Университета (г. Шеньян), являющиеся носителями языка и владеющие методикой преподавания и русским языком. Сложно сказать, кто оставил эту надпись, китайский студент или прошедший курс обучения гражданин РБ. Нас как исследователей эпиграфического наследия интересует перевод этой надписи. Может кто-нибудь поможет перевести?
Гроза контрабандистов
Ежегодно 28 мая личный состав пограничных войск Республики Беларусь отмечает свой профессиональный праздник – День пограничника. И сегодня хочется вспомнить человека о котором ещё при жизни слагали легенды. Человек, не отличавшийся высоким званием, но отличавшийся исключительной преданностью пограничной профессии. Его имя и фамилия навсегда вписаны в историю пограничных войск страны.

Гроза контрабандистов


Варлам Михайлович Кублашвили. Родился 15 мая 1923 г. в с. Ахалдаба Тквибульского района Грузинской ССР в семье рабочего. После окончания 7 классов работал слесарем на шахте.

4 мая 1942 г. был призван в пограничные войска на Дальний Восток в 69-й Ханкайский пограничный отряд стрелком заставы.

В 1944 году переведён на западную границу на одну из застав 84-го пограничного отряда войск НКВД Белорусского пограничного округа, а с 1949 года проходил службу на окпп «Брест».

Стрелок пограничной заставы, инструктор команды служебных собак, младший контролёр, командир взвода, старший контролёр, контролёр отделения пограничного контроля «Буг» — таковы были этапы служебной деятельности старшего прапорщика Варлама Михайловича Кублашвили.

Его профессиональный рекорд - 31 нарушитель Государственной границы и задержанная контрабанда на сумму свыше 4,5 миллиона долларов - не смогли побить пограничники как в советское время, так и по сегодняшний день.

За мужество, высокий профессионализм, верность воинскому долгу Варлам Михайлович Кублашвили первый и единственный в погранвойсках был награждён орденом Октябрьской революции под номером 284. Кроме того, его грудь украшали два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени и более 18 других государственных наград.

1 апреля 1985 г. сессия городского Совета народных депутатов присвоила ему звание Почётного гражданина города Бреста.

Приказом Командующего пограничными войсками Республики Беларусь № 182 от 5 июля 1997 года Почётный гражданин г.Бреста старший прапорщик в отставке Кублашвили Варлам Михайлович зачислен в Почётные пограничники Республики Беларусь.

28 августа 1997 г. на 75-м году жизни перестало биться сердце легендарного пограничника. Прах В.М. Кублашвили покоится на гарнизонном кладбище г. Бреста.

Гроза контрабандистов


Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года, в целях увековечения памяти легендарного стража границы и в связи с 80-летием пограничных войск, отделению пограничного контроля «Буг» 86-й пограничной группы присвоено имя В.М.Кублашвили.

22 мая 2013 года, в канун празднования 95-летия образования органов пограничной службы в городе Бресте произошло торжественное событие – открытие обновлённой мемориальной доски, посвященной Почётному гражданину г. Бреста, Почётному пограничнику Республики Беларусь Варламу Михайловичу Кублашвили.

Гроза контрабандистов
Балетный танцовщик Алексей Овечкин
Сегодня Алексею Овечкину исполнилось бы 43 года. 26 мая 1976 года родился латвийский и белорусский балетный танцовщик Алексей Овечкин. Солист Латвийского национального балета. Трижды лауреат латвийской национальной театральной премии «Ночь лицедеев» (Spēlmaņu nakts; 1999, 2008, 2012) в номинации «Лучший артист балета». Лауреат Международного оперного приза года компании «Aldaris» (1999), лауреат Большой музыкальной награды Латвии (2002). За 16 лет своей карьеры в Латвийском Национальном театре оперы Алексей станцевал все ведущие роли во всех балетных постановках театра. Их в его послужном списке более тридцати: Ромео, Хозе, Отелло, Каренин, Щелкунчик, принц Зигфрид и другие. Алексей блистал в постановках Бориса Эйфмана, его партнёршей по сцене неоднократно становилась Алла Сигалова, особый успех имела их совместная работа в спектакле «Кастинг» на сцене театра им. Моссовета.

Балетный танцовщик Алексей Овечкин

Алексей Овечкин

Преподаватель, профессор и репетитор Латвийского национального балета Гунта Балиня отзывалась об Овечкине, как об очень отзывчивом человеке, обладателе высшего мастерства в своём ремесле, который всё делал с полной самоотдачей и всегда советом помогал молодым коллегам. "Искусство и театр были всей его жизнью".

Балетный танцовщик Алексей Овечкин

Балет «Аплам». ЛНО, март 2010 г.

Его имя, несомненно, навсегда останется в истории балетного искусства.

Алексей никогда не прерывал связей со своей страной, своим родным городом, домом, своей семьёй. Алексей – уроженец Бреста, здесь он провёл первые 10 лет своей жизни до начала обучения в Минском хореографическом училище. И, в конце концов, вернулся сюда навсегда. Жизнь талантливого танцовщика оборвалась в 2013 году из-за тяжёлой болезни. Алексею было 37 лет. Он похоронен на кладбище Плоска. Светлая память.

Балетный танцовщик Алексей Овечкин
НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!
В год своего тысячелетия Брест стал культурной столицей СНГ. Программа «Брест — Культурная столица Содружества — 2019» включает в себя более 1000 мероприятий, в том числе приуроченных к юбилею города, международные проекты стран Содружества, в частности конкурс пианистов имени Святослава Рихтера, конкурс скрипачей, хореографический фестиваль, пленэр скульпторов, фестиваль дружбы, парад оркестров, международная конференция музеев старинных городов, международный семинар пушкинских библиотек и многое другое.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

Вот и мы решили с друзьями почтить память прекрасного человека, со дня смерти которого, скончался он 10 мая 1889 года, исполнилось 130 лет. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин — русский писатель-сатирик, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Тем более в Бресте есть улица в честь писателя-сатирика, и мы её нашли. С его произведениями мы знакомы ещё со школьной скамьи. И помним, что в литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина на карте Бреста - yandex.by

Сегодня в результате реконструкции и благоустройства участка улицы Орджоникидзе, одним из этапов работ станет снос строений, которые мешают проезду по улице Салтыкова-Щедрина. Сам проезд расширят, тем самым обеспечив беспрепятственное попадание для транспорта с улицы Орджоникидзе на Менжинского. На данном участке просто не останется ни одного строения, где можно было бы повесить табличку.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!


Кстати, у жильцов дома, который идёт под снос, она пока ещё сохранилась, и на ней указан только псевдоним – Щедрин. В списке наименований элементов улично-дорожной сети города Бреста улица идет под номером 549 - ул. Салтыкова-Щедрина (Центр) вул. Салтыкова-Шчадрына. Официальный список наименований улично-дорожной сети ведётся отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома, а точнее специалистами сектора культуры. Сегодня в нём более 770 наименований. Это абсолютно выверенный документ, поэтому ошибки, закравшиеся на табличках, скорее, технический промах: или отпечатали неправильно, или нанесли название невнимательно.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина в майские праздники

Конечно, хочется верить, что имя этого человека останется с нами навсегда, как и его произведения. Не будем забывать и об одном важном достоинстве таланта Салтыкова-Щедрина. Он часто писал о прошлом – распространенный приём сатирика, живущего в деспотическом обществе, подразумевая настоящее и фактически предугадывая будущее. Верим, что после окончания реконструкции появится место, где будет закреплена табличка с правильным названием улицы.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина 17 мая после работы грейдера

Несколько цитат из произведений великого писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина:

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Всякому безобразию своё приличие.

— Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
ПОСЕРЕБРЁННЫЙ
Консервация и реставрация надгробных памятников – процесс трудоёмкий и сложный. Человек, который берётся самостоятельно это выполнять должен подходить к работе очень внимательно, потому что именно от него зависят красота памятника и надёжность.

Причинами разрушения памятника становятся природные явления, такие как перепады температур, воздействие ультрафиолета и ветра, а также действия вандалов.

Методика проведения реставрационных работ зависит от типа повреждения, но в целом любые восстановительные процедуры нацелены на устранение изъянов и придание надгробию привлекательного облика, а материалу - необходимой прочности.

Насколько был соблюдён процесс покраски оригинального металлического памятника на могиле подполковника Котляревского, сложно предположить.

В начале памятник надо подготовить к покраске, зачистить металлической щёткой, далее убрать пыль и грязь, если на памятнике есть жировые загрязнения, то металл обезжиривается.

Поверхность должна быть сухой и чистой.

Если старая краска отслаивается, плохо держится на поверхности, то её надо удалять полностью.

Далее внимательно осмотрите памятник, если не нём есть следы коррозии (ржавчины) то их надо удалить, можно купить преобразователь ржавчины.

Если красить серебрянкой прямо по ржавчине, то краска будет вздуваться, отслаиваться.

Второй слой краски наносится после просушки первого.

Окраска производится при устойчивых положительных температурах воздуха на улице, от + 10 градусов и выше.


ПОСЕРЕБРЁННЫЙ

Крест из гренад (чугунные ручные гранаты) на могиле подполковника Котляревского Фёдора Дмитриевича на Тришинском некрополе города Бреста, 2015 год.

Командир 3-й пешей вылазочной батареи Брест-Литовской крепостной артиллерии. Награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1871 год); орденом Святой Анный 3-й степени (1874 год); орденом Святого Станислава 2-й степени (1878 год); орденом Святой Анны 2-й степени (1883 год).

Ручные гранаты представляли собой полый чугунный шар, снаряжённый обычным ружейным порохом. Гранаты были снабжены коротким фитилём, поджигавшимся гренадером вручную. Диаметр гранат варьировался в диапазоне 7 — 15 см. Граната восемнадцатого века представляла для бросавшего её гренадера и всех находящихся поблизости почти такую же опасность, как и для солдат противника. Так как гренадер нёс несколько гранат (иногда несколько десятков), он должен был быть достаточно развит физически, кроме того, физическая сила и ловкость требовалась и для метания гранат в бою.

ПОСЕРЕБРЁННЫЙ

Крест из гренад (чугунные ручные гранаты) на могиле подполковника Котляревского Фёдора Дмитриевича на Тришинском некрополе города Бреста, 2019 год.
КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!
Практически уже окончена реконструкция улицы Орджоникидзе. Изменения видны невооружённым глазом. После замены инженерных сетей рабочие провели асфальтирование дорожного полотна, и благоустройство прилегающей территории. В целях заботы о здоровье и жизни людей, уложили специальную тактильную плитку, позволяющую пешеходам с ограниченным зрением без труда передвигаться по улицам города. Такая рифлёная тротуарная плитка, а так же пороги перед пешеходными переходами часто встречаются во многих городах нашей страны.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!


Благодаря этому изобретению незрячие пешеходы могут свободно, без посторонней помощи, передвигаться за пределами дома, не опасаясь проезжей части. Тротуарная плитка с тактильными указателями для инвалидов по зрению имеет специальные полоски, благодаря которым она информируют пешеходов об изменениях в маршруте, указывает на подземные переходы, перекрестки, дороги с оживлённым движением.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!

Указатель предупреждения

Изготавливают тактильную тротуарную плитку согласно санитарным нормам, самым высоким стандартам качества, законодательству, чтобы сделать её максимально безопасной и удобной для незрячих пешеходов. Выглядит тротуарная плитка для слепых как обыкновенная, за исключением специальных выпуклых линий или рифов. На ощупь можно определить дальнейшее движение: если полоски расположены вдоль, то путь свободен, если по диагонали – поворот влево и вправо, в зависимости от того, в какую сторону обращены полоски. Конусообразные рифы на плитке подсказывают людям, что нужно остановиться, чаще всего они располагаются перед опасными зонами.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!


Как правило, тактильную плитку производят с добавлением яркого красящего пигмента, красного или жёлтого, чтобы её можно было различить на основной поверхности и освободить дорогу людям с ограниченным зрением.

Тактильная тротуарная плитка была создана, чтобы помогать людям с ограниченными зрительными возможностями, она практична и безопасна. Но опасность может поджидать ещё до того как пешеход с ограниченным зрением дойдёт до пешеходного перехода. Или наоборот, только перешёл дорогу и нежданчик. Вот так "креативно" подошли к укладке специальной тактильной плитки в Бресте на перекрёстке улиц Орджоникидзе и Советская.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!
Фотографии ко Дню Победы
Документальные фотографии 80-х годов. Некоторые из них сделаны непосредственно 9 мая, некоторые чуть позже. В большинстве снимки сделаны на территории Мемориального комплекса "Брестская крепость - герой". Подписи к снимкам такие как и на обороте фотографий.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Площадь Свободы "Мы помним" - встреча ветеранов

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Шумейко Иван Дмитриевич председатель совета ветеранов 4-й армии
Морозов Василий Федорович
Аманов Владимир Иванович

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Память. Встреча с защитником Брестской крепости Довтяном М.А.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Защитник Брестской крепости Макаров Т.С.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Коломиец Яков Иванович, л-т, к-р мин. батар. 125 сп. сражался в восточном полку Кобр. укрепления до 29.06.41 г., ныне в Жабинке
Зварич Т.Н. "Замечательный человек. Очень скромный. Я ни разу не слышал в его разговоре, рассказе слово "Я"...



Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Екатерине Заяц.
Симпатичному Георгию от баронессы
Интересные открытки порой можно встретить на интернет - аукционах. Вот и сейчас, на одном из российских аукционов, в продажу поступили три открытки, которые так или иначе имеют отношение к нашему городу, поскольку человек, которому они были адресованы, проходил службу в крепости Брест-Литовск.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


Звали его Георгий Андреевич Раутиан. Родился в Санкт-Петербурге 20 апреля 1860 года, в семье уроженца Великого княжества Финляндского, серебряных дел мастера, Андерса Вильгельма Раутиайна.
Окончил курс гражданской прогимназии. Зачислен в 145-й пехотный Новочеркасский полк рядовым из вольноопределяющихся 3 разряда в 1879 году. Командирован в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище в 1880 году. Окончил курс в Санкт-Петербургском пехотном юнкерском училище по 2 разряду, произведен в подпрапорщики и отправился к месту своего служения 1882 году. Переведен на службу в 38-й пехотный резервный батальон в 1883 году.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


2 октября 1887 года подпоручик Георгий Андреевич Раутиан был назначен Комендантским Адъютантом крепости Брест-Литовск. На этой должности Георгий Андреевич прослужил до 1912 года. Его обязанностью было всюду следовать за комендантом крепости Брест-Литовск и выполнять его поручения, а также заниматься ведением корреспонденции, приёмом и передачей указаний и распоряжений, развозить письменные и словесные приказы. За время его службы сменилось 7 комендантов крепости. Георгий Андреевич Раутиан упоминается в книге Михаила Владимировича Грулева "Записки генерала-еврея", состоявшего начальником штаба Брест-Литовской крепости с 1910 по 1912 гг.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


Глава XII. После Японской войны - перед грядущей великой катастрофой.

С расстроенным здоровьем я весною 1910 г. прибыл на службу в Брест-Литовскую крепость. Отчасти сказались последствия Японской войны, отчасти чрезмерно напряжённая нервная работа в Петербурге. Результатом всего этого получилось переутомление, бессонница, расстройство нервов. К счастью, я не застал уже в крепости политических заключённых. А было там таких заключённых, как мне говорили, немало после революционного движения 1905 г.
Характер служебной деятельности в крепости не мог способствовать успокоению нервов. Дело в том, что за уходом коменданта, князя Туманова, я был назначен временно комендантом крепости, и на меня ложилась нравственная ответственность за всякое принятое решение. Угнетала именно нравственная ответственность: служебная нисколько не тяготила и не могла идти в сравнение с тем, на что приходилось решаться на театре войны. А здесь нет-нет, да всё примешивалась проклятая политика, самая гнусная.
Постоянно получались секретные циркуляры - все «строжайшие», все науськивающие: нет ли политических толков среди офицеров, нет ли на фортах ротных командиров из поляков, нет ли в мастерских крепостной артиллерии поляка или, Боже упаси, еврея-солдата; не живёт ли где в крепостном районе, т.е. в расстоянии 25 вёрст от цитадели, какой-нибудь латыш? И на беду оказалось, как раз, что есть такой: почти 30 лет живёт он в крепостном районе, подрядчик по малярным работам, женат на русской, отец большого семейства, давно забыл, что он латыш и говорить по-латышски разучился. А теперь, согласно циркуляра, я обязан его выслать. Начальник инженеров генерал Овчинников головой ручается за него, просит оставить. Да как не оставить, когда в самом крепостном штабе сидит у меня старший адъютант Рутиян, тоже латыш, когда в крепостном соборе священствует протоиерей - бывший раввин, когда начальник штаба крепости - а сейчас сам комендант крепости - из евреев - еврей! Ведь я должен, прежде всего, выслать самого себя!

Симпатичному Георгию от баронессы


Как тут служить при таких условиях, в согласии с этими секретными циркулярами! Ведь все эти так называемые инородцы честно и добросовестно делают своё дело, на благо общей Родины - иногда более честно и умело, чем иные «истинно-русские», заведомо пьяницы и воры. А между тем, читая эти секретные циркуляры, мне казалось, что я обкрадываю чьё-то доверие, не говоря уже про то, что это было противно моим убеждениям, как мероприятия губительные для России. В циркулярах выискивались предки-инородцы даже до третьего поколения, буквально. Ведь известен факт, звучащий диким анекдотом: начальник военно-медицинской академии Данилевский не мог зачислить в академию своего сына, потому что сам он был сыном еврея.


На 1 марта 1916 – капитан, и. д. штаб офицера 2-го Петроградского Комендантского Управления. Звание подполковника получил 2 апреля 1917 года, уже от Временного правительства.

Симпатичному Георгию от баронессы

Георгий Андреевич Раутиан

Дальнейшая судьба его неизвестна.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.