Реальный Брест

дентикоальтернативаАльтернативаlagunahotel.byЖилой дом по ул. Московской, 247

ГлавнаяБлогиИщу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

Ищу необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

+549 RSS-лента RSS-лента
Автор блога: Иван Чайчиц
НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!
В год своего тысячелетия Брест стал культурной столицей СНГ. Программа «Брест — Культурная столица Содружества — 2019» включает в себя более 1000 мероприятий, в том числе приуроченных к юбилею города, международные проекты стран Содружества, в частности конкурс пианистов имени Святослава Рихтера, конкурс скрипачей, хореографический фестиваль, пленэр скульпторов, фестиваль дружбы, парад оркестров, международная конференция музеев старинных городов, международный семинар пушкинских библиотек и многое другое.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

Вот и мы решили с друзьями почтить память прекрасного человека, со дня смерти которого, скончался он 10 мая 1889 года, исполнилось 130 лет. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин — русский писатель-сатирик, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Тем более в Бресте есть улица в честь писателя-сатирика, и мы её нашли. С его произведениями мы знакомы ещё со школьной скамьи. И помним, что в литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина на карте Бреста - yandex.by

Сегодня в результате реконструкции и благоустройства участка улицы Орджоникидзе, одним из этапов работ станет снос строений, которые мешают проезду по улице Салтыкова-Щедрина. Сам проезд расширят, тем самым обеспечив беспрепятственное попадание для транспорта с улицы Орджоникидзе на Менжинского. На данном участке просто не останется ни одного строения, где можно было бы повесить табличку.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!


Кстати, у жильцов дома, который идёт под снос, она пока ещё сохранилась, и на ней указан только псевдоним – Щедрин. В списке наименований элементов улично-дорожной сети города Бреста улица идет под номером 549 - ул. Салтыкова-Щедрина (Центр) вул. Салтыкова-Шчадрына. Официальный список наименований улично-дорожной сети ведётся отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома, а точнее специалистами сектора культуры. Сегодня в нём более 770 наименований. Это абсолютно выверенный документ, поэтому ошибки, закравшиеся на табличках, скорее, технический промах: или отпечатали неправильно, или нанесли название невнимательно.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина в майские праздники

Конечно, хочется верить, что имя этого человека останется с нами навсегда, как и его произведения. Не будем забывать и об одном важном достоинстве таланта Салтыкова-Щедрина. Он часто писал о прошлом – распространенный приём сатирика, живущего в деспотическом обществе, подразумевая настоящее и фактически предугадывая будущее. Верим, что после окончания реконструкции появится место, где будет закреплена табличка с правильным названием улицы.

НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ САЛТЫКОВА! НАМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЩЕДРИНА!

Улица Салтыкова-Щедрина 17 мая после работы грейдера

Несколько цитат из произведений великого писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина:

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Всякому безобразию своё приличие.

— Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
ПОСЕРЕБРЁННЫЙ
Консервация и реставрация надгробных памятников – процесс трудоёмкий и сложный. Человек, который берётся самостоятельно это выполнять должен подходить к работе очень внимательно, потому что именно от него зависят красота памятника и надёжность.

Причинами разрушения памятника становятся природные явления, такие как перепады температур, воздействие ультрафиолета и ветра, а также действия вандалов.

Методика проведения реставрационных работ зависит от типа повреждения, но в целом любые восстановительные процедуры нацелены на устранение изъянов и придание надгробию привлекательного облика, а материалу - необходимой прочности.

Насколько был соблюдён процесс покраски оригинального металлического памятника на могиле подполковника Котляревского, сложно предположить.

В начале памятник надо подготовить к покраске, зачистить металлической щёткой, далее убрать пыль и грязь, если на памятнике есть жировые загрязнения, то металл обезжиривается.

Поверхность должна быть сухой и чистой.

Если старая краска отслаивается, плохо держится на поверхности, то её надо удалять полностью.

Далее внимательно осмотрите памятник, если не нём есть следы коррозии (ржавчины) то их надо удалить, можно купить преобразователь ржавчины.

Если красить серебрянкой прямо по ржавчине, то краска будет вздуваться, отслаиваться.

Второй слой краски наносится после просушки первого.

Окраска производится при устойчивых положительных температурах воздуха на улице, от + 10 градусов и выше.


ПОСЕРЕБРЁННЫЙ

Крест из гренад (чугунные ручные гранаты) на могиле подполковника Котляревского Фёдора Дмитриевича на Тришинском некрополе города Бреста, 2015 год.

Командир 3-й пешей вылазочной батареи Брест-Литовской крепостной артиллерии. Награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1871 год); орденом Святой Анный 3-й степени (1874 год); орденом Святого Станислава 2-й степени (1878 год); орденом Святой Анны 2-й степени (1883 год).

Ручные гранаты представляли собой полый чугунный шар, снаряжённый обычным ружейным порохом. Гранаты были снабжены коротким фитилём, поджигавшимся гренадером вручную. Диаметр гранат варьировался в диапазоне 7 — 15 см. Граната восемнадцатого века представляла для бросавшего её гренадера и всех находящихся поблизости почти такую же опасность, как и для солдат противника. Так как гренадер нёс несколько гранат (иногда несколько десятков), он должен был быть достаточно развит физически, кроме того, физическая сила и ловкость требовалась и для метания гранат в бою.

ПОСЕРЕБРЁННЫЙ

Крест из гренад (чугунные ручные гранаты) на могиле подполковника Котляревского Фёдора Дмитриевича на Тришинском некрополе города Бреста, 2019 год.
КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!
Практически уже окончена реконструкция улицы Орджоникидзе. Изменения видны невооружённым глазом. После замены инженерных сетей рабочие провели асфальтирование дорожного полотна, и благоустройство прилегающей территории. В целях заботы о здоровье и жизни людей, уложили специальную тактильную плитку, позволяющую пешеходам с ограниченным зрением без труда передвигаться по улицам города. Такая рифлёная тротуарная плитка, а так же пороги перед пешеходными переходами часто встречаются во многих городах нашей страны.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!


Благодаря этому изобретению незрячие пешеходы могут свободно, без посторонней помощи, передвигаться за пределами дома, не опасаясь проезжей части. Тротуарная плитка с тактильными указателями для инвалидов по зрению имеет специальные полоски, благодаря которым она информируют пешеходов об изменениях в маршруте, указывает на подземные переходы, перекрестки, дороги с оживлённым движением.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!

Указатель предупреждения

Изготавливают тактильную тротуарную плитку согласно санитарным нормам, самым высоким стандартам качества, законодательству, чтобы сделать её максимально безопасной и удобной для незрячих пешеходов. Выглядит тротуарная плитка для слепых как обыкновенная, за исключением специальных выпуклых линий или рифов. На ощупь можно определить дальнейшее движение: если полоски расположены вдоль, то путь свободен, если по диагонали – поворот влево и вправо, в зависимости от того, в какую сторону обращены полоски. Конусообразные рифы на плитке подсказывают людям, что нужно остановиться, чаще всего они располагаются перед опасными зонами.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!


Как правило, тактильную плитку производят с добавлением яркого красящего пигмента, красного или жёлтого, чтобы её можно было различить на основной поверхности и освободить дорогу людям с ограниченным зрением.

Тактильная тротуарная плитка была создана, чтобы помогать людям с ограниченными зрительными возможностями, она практична и безопасна. Но опасность может поджидать ещё до того как пешеход с ограниченным зрением дойдёт до пешеходного перехода. Или наоборот, только перешёл дорогу и нежданчик. Вот так "креативно" подошли к укладке специальной тактильной плитки в Бресте на перекрёстке улиц Орджоникидзе и Советская.

КУДА ПРЁ‎ШЬ, СМОТРИ ПОД НОГИ!
Фотографии ко Дню Победы
Документальные фотографии 80-х годов. Некоторые из них сделаны непосредственно 9 мая, некоторые чуть позже. В большинстве снимки сделаны на территории Мемориального комплекса "Брестская крепость - герой". Подписи к снимкам такие как и на обороте фотографий.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Площадь Свободы "Мы помним" - встреча ветеранов

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Шумейко Иван Дмитриевич председатель совета ветеранов 4-й армии
Морозов Василий Федорович
Аманов Владимир Иванович

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Память. Встреча с защитником Брестской крепости Довтяном М.А.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Защитник Брестской крепости Макаров Т.С.

Фотографии ко Дню Победы


Фотографии ко Дню Победы


Коломиец Яков Иванович, л-т, к-р мин. батар. 125 сп. сражался в восточном полку Кобр. укрепления до 29.06.41 г., ныне в Жабинке
Зварич Т.Н. "Замечательный человек. Очень скромный. Я ни разу не слышал в его разговоре, рассказе слово "Я"...



Сердечная благодарность за помощь при подготовке материала Екатерине Заяц.
Симпатичному Георгию от баронессы
Интересные открытки порой можно встретить на интернет - аукционах. Вот и сейчас, на одном из российских аукционов, в продажу поступили три открытки, которые так или иначе имеют отношение к нашему городу, поскольку человек, которому они были адресованы, проходил службу в крепости Брест-Литовск.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


Звали его Георгий Андреевич Раутиан. Родился в Санкт-Петербурге 20 апреля 1860 года, в семье уроженца Великого княжества Финляндского, серебряных дел мастера, Андерса Вильгельма Раутиайна. Окончил курс гражданской прогимназии. Зачислен в 145-й пехотный Новочеркасский полк рядовым из вольноопределяющихся 3 разряда в 1879 году. Командирован в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище в 1880 году. Окончил курс в Санкт-Петербургском пехотном юнкерском училище по 2 разряду, произведен в подпрапорщики и отправился к месту своего служения 1882 году. Переведен на службу в 38-й пехотный резервный батальон в 1883 году.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


2 октября 1887 года подпоручик Георгий Андреевич Раутиан был назначен Комендантским Адъютантом крепости Брест-Литовск. На этой должности Георгий Андреевич прослужил до 1912 года. Его обязанностью было всюду следовать за комендантом крепости Брест-Литовск и выполнять его поручения, а также заниматься ведением корреспонденции, приёмом и передачей указаний и распоряжений, развозить письменные и словесные приказы. За время его службы сменилось 7 комендантов крепости. Георгий Андреевич Раутиан упоминается в книге Михаила Владимировича Грулева "Записки генерала-еврея", состоявшего начальником штаба Брест-Литовской крепости с 1910 по 1912 гг.

Симпатичному Георгию от баронессы
Симпатичному Георгию от баронессы


Глава XII. После Японской войны - перед грядущей великой катастрофой.

С расстроенным здоровьем я весною 1910 г. прибыл на службу в Брест-Литовскую крепость. Отчасти сказались последствия Японской войны, отчасти чрезмерно напряжённая нервная работа в Петербурге. Результатом всего этого получилось переутомление, бессонница, расстройство нервов. К счастью, я не застал уже в крепости политических заключённых. А было там таких заключённых, как мне говорили, немало после революционного движения 1905 г.
Характер служебной деятельности в крепости не мог способствовать успокоению нервов. Дело в том, что за уходом коменданта, князя Туманова, я был назначен временно комендантом крепости, и на меня ложилась нравственная ответственность за всякое принятое решение. Угнетала именно нравственная ответственность: служебная нисколько не тяготила и не могла идти в сравнение с тем, на что приходилось решаться на театре войны. А здесь нет-нет, да всё примешивалась проклятая политика, самая гнусная.
Постоянно получались секретные циркуляры - все «строжайшие», все науськивающие: нет ли политических толков среди офицеров, нет ли на фортах ротных командиров из поляков, нет ли в мастерских крепостной артиллерии поляка или, Боже упаси, еврея-солдата; не живёт ли где в крепостном районе, т.е. в расстоянии 25 вёрст от цитадели, какой-нибудь латыш? И на беду оказалось, как раз, что есть такой: почти 30 лет живёт он в крепостном районе, подрядчик по малярным работам, женат на русской, отец большого семейства, давно забыл, что он латыш и говорить по-латышски разучился. А теперь, согласно циркуляра, я обязан его выслать. Начальник инженеров генерал Овчинников головой ручается за него, просит оставить. Да как не оставить, когда в самом крепостном штабе сидит у меня старший адъютант Рутиян, тоже латыш, когда в крепостном соборе священствует протоиерей - бывший раввин, когда начальник штаба крепости - а сейчас сам комендант крепости - из евреев - еврей! Ведь я должен, прежде всего, выслать самого себя!

Симпатичному Георгию от баронессы


Как тут служить при таких условиях, в согласии с этими секретными циркулярами! Ведь все эти так называемые инородцы честно и добросовестно делают своё дело, на благо общей Родины - иногда более честно и умело, чем иные «истинно-русские», заведомо пьяницы и воры. А между тем, читая эти секретные циркуляры, мне казалось, что я обкрадываю чьё-то доверие, не говоря уже про то, что это было противно моим убеждениям, как мероприятия губительные для России. В циркулярах выискивались предки-инородцы даже до третьего поколения, буквально. Ведь известен факт, звучащий диким анекдотом: начальник военно-медицинской академии Данилевский не мог зачислить в академию своего сына, потому что сам он был сыном еврея.


На 1 марта 1916 – капитан, и. д. штаб офицера 2-го Петроградского Комендантского Управления. Звание подполковника получил 2 апреля 1917 года, уже от Временного правительства.

Симпатичному Георгию от баронессы

Георгий Андреевич Раутиан

Дальнейшая судьба его неизвестна.
Сын рабочего из Брест-Литовска
Одними земляками мы гордимся, других стыдимся, каким-то радуемся, по поводу других — огорчаемся. Наше отношение и оценки могут меняться.

В календаре знаменательных и памятных дат нашего города вы не встретите имя этого человека.

1 мая 1889 года, ровно130 лет назад, в городе Брест-Литовск, в многодетной семье Мовши Леплевского, рабочего одной из брестских гильзовых фабрик, родился мальчик. Новорожденного назвали Гирш.

Учился Гирш в хедере, затем в четырёхклассном городском училище.

В 1902 году вступил в Бунд.

В декабре 1905 года исключён из училища за выступление на митинге. Продолжил учебу в частном коммерческом училище.

В 1908 году вышел из Бунда из-за разногласий по организационному и национальному вопросам (противник идеи «культурной автономии»).

В 1915 году окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.

В марте 1917 года в Гомеле вступил в РСДРП(б).

С мая 1917 года — член Полесского комитета РСДРП(б).

В сентябре 1917 года — делегат Всероссийского демократического совещания от Исполкома Советов Западного фронта и обл. Дел.

С октября 1917 года — председатель Гомельского губисполкома.

В ноябре 1917 года избран депутатом (делегатом) Всероссийского Учредительного Собрания от Могилевской губернии, участник его последнего заседания 5 января 1918 года.

С марта 1918 года до середины 1920 года — заместитель председателя Самарского губисполкома и горсовета.

С мая 1920 года — заведующий организационно-инструкторским отделом НКВД РСФСР, затем член Коллегии НКВД, и.о. заместителя наркома.

В 1921−1923 годах — член, а затем и председатель Малого Совнаркома РСФСР.

С начала 1923 года — председатель административно-финансовой комиссии Совнаркома СССР.

С 1934 года — заместитель прокурора СССР. Место проживания: г. Москва, ул. Серафимовича, д. 2 (Дом правительства), квартира 416.

8 марта 1938 г.

№ 101678

т. СТАЛИНУ

т. МОЛОТОВУ

Направляю агентурное сообщение о настроениях пом. прокурора Союза ССР Леплевского Г.М., в связи с процессом «право-троцкистского блока».

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЕЖОВ

Агентурное донесение

Источник «Гринвальд»

Приняли: Райхман и Крейнин

Источник беседовал с Леплевским Григорием Моисеевичем сегодня, 5.03 дома у Леплевского.

Беседа началась с того, что Леплевский стал говорить о своих обидах на Вышинского, который медлит представлять его на утверждение в должности зам. Прокурора. Отсюда разговор перешел на то, как Вышинский ведет процесс. Леплевский стал говорить о легкомыслии Вышинского. О том, что Вышинский ставит себя в смешное положение, в частности перед Рыковым и т.д. Сказал затем, что, пытаясь представить старого революционера Раковского помещиком — Вышинский бьет по самой идее процесса.

На вопрос источника, в чем же эта идея, — он, Леплевский, сказал следующее: «Вы знаете, Сталин сказал, что Художественный театр может даже из прейскуранта сделать художественную вещь, театральную постановку, — в данном случае НКВД приготовил прейскурант, из которого Прокуратура и суд, — должны сделать настоящую постановку, не в наших интересах делать из этой постановки фарс с помещиком и с гвоздями в яйцах. Нельзя раздражать Раковского и других, а то они могут начать говорить совсем другое».

Источник поинтересовался, что другое они могут говорить, — Леплевский ответил, — «Не нужно быть очень умным, чтобы видеть, что процесс держится на волоске. Ведь все чувствуют, что о конкретном вредительстве никто кроме, пожалуй, Ходжаева, не говорит. Крестинский чуть было не поднял завесу над тайной признаний и не Вышинского заслуга, что Крестинский потом вернулся к версии предварительного следствия». А чья — «Тех, кто с ним беседовал между заседаниями суда[1]. Хотя я и не участвую так активно, как Рогинский, в закулисной стороне этого процесса, но кое о чем я догадываюсь, и считаю, что многое делается неуклюже».

«Процесс этот, — говорит Леплевский, дальше, — был нужен, но постановщики его менее талантливы, чем Немирович-Данченко и Станиславский».

Источник спросил, почему процесс происходит в небольшом зале. Леплевский ответил: «Ставить такой процесс широко нельзя. Обвиняемые понимают, что здесь они имеют дело в основном с чекистами в штатском, — а при широкой аудитории они могли бы вести себя иначе и говорить совсем не то».

Источник поставил прямой вопрос: «Что же все-таки, правду или неправду они говорят». Леплевский после паузы ответил: «Вы помните процессы времен Робеспьера, т.н. амальгаму, — когда вместе с честными революционерами на скамью подсудимых сажали всякую мразь. Здесь происходит то же. Правда. Кое-что правда. Зеленский и Иванов — провокаторы — это правда и этому легко поверить. А что Троцкий сотрудник немецкой разведки и Интеллиженс-Сервис — это чепуха и этому никто не верит всерьез. Что Раковский и Крестинский шпионы — это неправда, а что они против Сталинской линии — это вероятно правда. И так все».

Но почему же они признаются. Ответ. «Не знаю как вы, но мне кажется, что я бы наверно признался в чем угодно. Бывают всякие положения».

Более подробно об этом говорить не захотел и перевел разговор на Вышинского, который де ради красного словца готов на все. Закончил тем, что даже такой спец. в процессах, как главный военный прокурор Розовский, — тоже недоволен ведением Вышинским дела.

Нач. 1 отделения 4 отдела ГУГБ

старш. лейтенант государств. безопасности Райхман


На первом экземпляре этого донесения Сталин подчеркнул фразу о беседовавших с Крестинским и на первом листе написал резолюцию: «Молотову, Ежову. Предлагаю арестовать Леплевского (б. пом. прокурора)» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 338. Л. 59).

Сын рабочего из Брест-Литовска

Григорий Моисеевич Леплевский (Гирш Мовшевич Леплевский)

10 марта 1938 года Григорий Моисеевич Леплевский (Гирш Мовшевич Леплевский) был арестован в связи с процессом «право-троцкистского блока».

Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации.

Приговорён к расстрелу 29 июля 1938 года. Приговор приведён в исполнение 29 июля 1938 года.

Реабилитирован 3 декабря 1957 года, определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

Место захоронения Бутово-Коммунарка.
Маленьким жертвам аварии на Чернобыльской АЭС
33 года прошло с начала ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Величайшая радиационная катастрофа планетарного масштаба всколыхнула весь мир.

Маленьким жертвам аварии на Чернобыльской АЭС


Так устроена человеческая память, что без «исторической подпитки» отдельные, даже судьбоносные моменты начинают меркнуть в сумятице будней, а иногда навсегда исчезают, канув в Лету. Народу Беларуси есть что помнить. 26 апреля 1986 года — эта дата стала особой не только для граждан Украины, Беларуси, России, но и для всего мира. Все цивилизованное человечество в этот день вспоминает о событиях на Чернобыльской АЭС, о тех, кто, не жалея жизни и здоровья, встал на борьбу с радиационной стихией.

Прошло 33 года, а черный день Чернобыльской трагедии не утихает, продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Есть ли в Бресте мемориальный памятник жертвам Чернобыля, куда можно придти и возложить цветы, где собираются многолюдные митинги, где проводятся молебны в память о страшной катастрофе?

Маленьким жертвам аварии на Чернобыльской АЭС


Вот такой исторический документ говорит о том, как раньше в нашем городе проходили благотворительные мероприятия и сбор добровольных пожертвований в «Фонд помощи детям Брестской области потерпевшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С 1986 г. площадь территории радиоактивного загрязнения цезием-137 вследствие его радиоактивного распада уменьшилась в 1,7 раза и на начало текущего года составляла 13,4 % площади республики (27,9 тыс. км2). Площадь загрязнения стронцием-90 в результате его распада сократилась почти в 1,9 раза (с 10 до 5,3 % или с 21,1 до 11,8 тыс. км2).

В настоящее время к территории радиоактивного загрязнения относятся 4 района Брестской области.

Чернобыльская авария коснулась значительной части республики. На территориях радиоактивного загрязнения оказалось 3678 населенных пунктов, в которых проживало 2,2 млн человек. 479 населенных пунктов прекратили существование. С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий отселено 137,7 тыс. человек, из них 75% – жители Гомельской области.

По данным Национального статистического комитета, фактически по состоянию на 01.01.2019 в зонах радиоактивного загрязнения располагается 2170 населенных пунктов, в 2088 из них проживает 1112,2 тыс. человек.

С 1986 по 2018 г. численность населения республики, проживающего на территории радиоактивного загрязнения, в том числе и за счет перехода части населенных пунктов в более чистые зоны уменьшилась на 1087,8 тыс., или на 49,4 % и на 01.01.2019 составляла 1112,2 тыс. человек.
АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА
Рыбок в неволе разводили ещё в древнем Китае примерно четыре тысячи лет назад. Вначале искусственные водоёмы с яркими рыбками были только в садах китайского императора, и любоваться обитателями этих «аквариумов» могли лишь приближённые императора из его семьи. В десятом веке такую возможность получили и остальные сословия. В Древнем Риме и Египте также имелись искусственные водоёмы с проточной водой, в которых жили и плодились различные рыбы и моллюски. Европа узнала о существовании аквариумов только в шестнадцатом веке, и пришло это из Китая. И только через столетие возможность разводить аквариумных рыб получили жители России.

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА

Аквариум. Фото: Олег Полищук

Одним из выдающихся популяризаторов аквариумной культуры в конце XIX, начале ХХ века, был уроженец нашего города Николай Фёдорович Золотницкий.

Николай Фёдорович Золотницкий (25 апреля 1851 года, Брест-Литовск, Российская империя — май 1920, Москва) — один из зачинателей русского аквариумистского движения, а также международной аквариумистики, автор неоднократно переиздававшейся книги «Аквариум любителя».

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА

Николай Фёдорович Золотницкий (слева) и Андрей Сергеевич Мещерский.
Андрей Сергеевич Мещерский — известный московский аквариумист-любитель конца XIX — начала XX века. Один из первых аквариумистов России. Первым стал разводить целый ряд аквариумных рыб, в том числе испанского ципринодона, несколько сомовых рыб. Состоял в Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений. Дворянин. Внёс вклад в развитие международной аквариумистики.


Выдающийся биолог и ихтиолог, член ряда естественнонаучных обществ, создатель Московского общества любителей аквариума и комнатных растений. Служил преподавателем Николаевского лицея. Прекрасно зная иностранные языки, смог всесторонне познакомиться с мировой литературой по данному вопросу. Это сделало его одним из выдающихся популяризаторов естественных наук. Он организовал ряд выставок акклиматизации и аквариумов.

В 1863 году в Москве прошла 1-я акклиматизационная выставка с рядом экспонатов промышленного рыбоводства и аквариумами с отечественными пресноводными рыбами. Впервые в России была представлены: пять видов осетровых, белорыбица, сазан и другие. В рамках 1-й акклиматизационной выставки прошла также первая в России выставка аквариумов с отечественными пресноводными рыбами. На этой выставке побывало около 20 тысяч посетителей. Инициаторами и основными устроителями выставки были Сабанеев Л. П., А. С. Мещерский, и Н. Ф. Золотницкий.

Николай Фёдорович, несмотря на технические сложности, создал у себя дома целый подводный мир, который затем описал в своих книгах. Главный труд учёного - «Аквариум любителя» - выдержал до революции четыре издания и переведён на немецкий язык. Впервые книга появилась в 1885 году. Изучая подводный мир и процесс его воссоздания в искусственных условиях аквариума, Николай Фёдорович составляет список растений, годных для выращивания в нём, подробно рассказывает об устройстве аквариумов, уходе за их обитателями. Свой труд он посвящает своим друзьям-аквариумистам А. С. Мещерскому и В. С. Мельникову. За эту книгу Золотницкий был удостоен Золотой медали Императорского Русского Общества Акклиматизации, Большой Золотой медали Киевского Общества Любителей Природы и Большой Почётной медали Парижского Общества Акклиматизации.

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА


Золотницким регулярно публиковались статьи в журналах «Нива», «Родник», «Любитель природы», «Сад и огород», «Естествознание и география», в газетах «Московские ведомости», «Русские ведомости», «Современные известия». С 1897 года он вёл в журнале «Естествознание и география» раздел «Аквариумы и террариумы».

С 1887 года Золотницкий был секретарём отдела ихтиологии Российского общества акклиматизации, а затем заместителем председателя. В 1898 году аквариумисты создают отдельное общество — «Кружок любителей культуры аквариума и террариума», председателем которого избирают Николая Фёдоровича. В 1905 году это кружок реорганизуется в Московское общество любителей аквариума и комнатных растений. Членами кружка, а затем и общества были многие выдающиеся российские учёные и общественные деятели. Среди них профессора Д. Н. Кайгородов и Л. П. Сабанеев, главный садовник ботанического сада МГУ Г. Г. Треспе, почётным членом был избран писатель В. А. Гиляровский. Вскоре после организации общество насчитывало более 400 членов.

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА


Николай Фёдорович сперва был председателем, а затем почётным председателем общества. В 1903 году Золотницкий явился инициатором разработки обществом первого отечественного пособия по организации школьных аквариумов. Ближайшими соратниками Золотницкого были князь К. Ф. Баратов, граф В. В. Келлер, В. С. Мельников, А. С. Мещерский, Б. Е. Ушаков, Ф. А. Энгель и др.

Состоял членом Императорского Русского Общества Акклиматизации Животных и Растений и Парижского Общества акклиматизации.

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА

Николай Фёдорович Золотницкий, Пьер Карбонье и Андрей Сергеевич Мещерский.
Пьер Карбонье — французский учёный-натуралист член французского Императорского Общества Акклиматизации (Société Impériale d’Acclimatation), аквариумист. Один из основателей европейской аквариумистики. Поддерживал добрые и деловые взаимоотношения с российскими аквариумистами Золотницким и Мещерским.


В 1917 году произошла революция, которая приостановила стремительное развитие аквариумистики в России. После революции он работал инспектором народного комиссариата просвещения.

АКВАРИУМИСТ ИЗ БРЕСТА


Николай Фёдорович Золотницкий умер в Москве в мае 1920 года, похоронен на Введенском кладбище.
Сыпучая реставрация
В феврале месяца, на городском кладбище "Гарнизонное", над одной из могил обрушился свод склепа. В образовавшемся проеме был хорошо виден металлический гроб, который получил повреждения в результате падения части свода. Разумеется об этом инциденте было сообщено в соответствующую организацию.

Сыпучая реставрация


Сама идея отдельных помещений для захоронений крайне древняя, однако склеп в его современном виде и значении относится уже к Новому времени. Изначально возникшие для членов богатых аристократических семей Европы, каменные запираемые склепы служили защитой от кладбищенских воров, так как усопшие нередко хоронились в богатых одеждах, с драгоценностями, в доспехах и с оружием. Идея была сразу поддержана кладбищенскими службами, так как склепы заодно решали проблему проседания земли над могилами со временем.

Сыпучая реставрация


Психологическим фактором являлась мысль о «непотревоженности» тела после смерти, его защита от непогоды, червей и контакта с землей в целом.

К сожалению не известно имя похороненного здесь человека, не сохранилось и никаких дат. Можно только предположить, что захоронение датируется первой половиной XX века.

Сыпучая реставрация


Спустя 2 месяца вновь посетил Гарнизонный некрополь и специально подошел посмотреть и оценить работы по реставрации склепа. И действительно работы по реставрации склепа завершены. Провал полностью засыпали песком положив сверху фрагмент обвалившегося участка свода. На века.

Сыпучая реставрация
Прах и крах. Анна Михайловна Карманова урожденная Бенуа.
Прах и крах. Анна Михайловна Карманова урожденная Бенуа.
К сожалению, время не пощадило металлический надгробный памятник на могиле представительницы знаменитого рода Бенуа, от которого сегодня остался лишь фундамент. Анна Михайловна была дочерью Михаила Леонтьевича Бенуа, который служил в крепости Брест-Литовск и преподавал в Александровском Брестском кадетском корпусе. Михаил Леонтьевич был представителем русского дворянского рода французского происхождения, давший большое число деятелей искусств - Бенуа (фр. Benois).

Дедушка Анны Михайловны - Луи-Жюль Бенуа (1770—1822) был родом из крестьянской семьи. Пойдя по стезе придворного служителя, он, в конце концов, оказался в России, где сделал успешную карьеру: стал придворным метрдотелем при дворе Павла I, а потом — вдовствующей императрицы. Был женат на дочери медника, немке по происхождению Екатерине Андреевне (Анне Катерине Конкордии Августе) Гроппе.

В собрании Русского музея есть картина датированная 1817 годом, на которой изображен групповой портрет семьи Бенуа. На картине изображены сам Леонтий (Луи Жюль), его супруга Екатерина Андреевна и их дети: старшая дочь Жаннет, сыновья Михаил (отец Анны) и Леонтий, дочери Александрина, Елизавета, Елена, сыновья Николай и трехлетний Франц (Франсуа). Историки пишут, что на картине нет сыновей Александра, Юлия (Жюля) и дочери Марии, поскольку они родились после 1817 года.
Прах и крах. Анна Михайловна Карманова урожденная Бенуа.

Фрагмент картины «Olivier Portrait of the Benois Family».

Спустя 30 лет, в 1847 году, художник Михаил Скотти (итал. Scotti Michel Angelo (Michelagnolo) Pietro), один из представителей династии итальянских живописцев-декораторов, написал замечательную картину «Пять братьев Бенуа». На ней (слева направо) изображены Юлий, Николай, Леонтий, Франсуа и Александр.
Прах и крах. Анна Михайловна Карманова урожденная Бенуа.

«Пять братьев Бенуа»

На картине нет старшего брата Михаила, но Леонтий, изображенный в центре, держит в руках письмо, в тексте которого искусствоведы обнаружили слова «Ваш сын Михаил. Брест-Литовский 18 ноября 1847» (Votre tres Soumis fils Michel. Brest-Litovski 18 November 1847). То есть и старший сын незримо присутствует на картине.

Простояв более 160 лет на Тришинском некрополе безвозвратно утерян еще один памятник, сохранявший для нас историю пребывания в нашем городе представителей рода Бенуа.
Прах и крах. Анна Михайловна Карманова урожденная Бенуа.
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.