a-brest.by домаЖилые комплексы в Брестеa-brest.by квартирыМойка на СпокойнойШкола Май Бэби

Вне политики. ч II.

+22
Голосов: 22
Карма+
Опубликовано: 6 дней назад ( 3 мая 2021)
Мы закончили нашу прошлую беседу на том, что не в мощности дело, вернее- не только в ней.

Продолжим:
Многое зависит от того, насколько равномерно и линейно усилитель пропускает через себя сигнал. Влияют множество факторов и не в последнюю очередь- класс и «способ» работы выходного каскада.

А этих «способов» два основных :
Однотактный каскад (Sigle Ended,SE) и
Двухтактный (Push-Pull ,PP или переводя буквально: тяни-толкай).


А вот классы работы (режимы) имеют три основных типа: A,AB и B.
Новые классы-цифровые D и C для дома крайне редки и для качественного воспроизведения не подходят..
В чём же отличие классов работы?
А в том что прохождение синусоиды ( на самом деле там «куча синусоид» с разным уровнем, частотой, фазой и т.п.) музыкального сигнала( мы её уже рисовали) через элементы усиления происходит по-разному.

Представим себе для примера обычный водопроводный кран на кухне.
Если он включен постоянно, причём желательно на близком к максимальному потоку воды, мы можем незаметно и легко им управлять: Уменьшение , да и увеличение потока требует меньшего усилия для поворота регулирующего крана. И что важнее всего,- поток не прерывается. Можете сами попробовать.

Так выглядит класс А:
Большой постоянный ток через выходной каскад, крайне низкий КПД не более 25%( вода ведь течёт постоянно и бесполезно!), очень малый «Демпинг-фактор» ( о нём ниже!) и конечно… малая полезная мощность, пути повышения которой не очень «вариантны».
Они либо в увеличении числа ламп «в параллели», что требует больших затрат на блоки питания, огромных и тяжёлых, очень сложных в изготовлении силовых и выходных трансформаторов или повышения напряжения на анодах выходных ламп… Причём есть варианты ( например на лампах 845 или 211, как в «культовых» Audio Note или Manley) где необходимо питание до 1500 вольт. Такое напряжение ( в «случае чего») не просто «ударит», а убьёт моментально.
Ламповый усилитель в классе А1 имея полезной мощности всего 2 х6 ватт, потребляет независимо от того есть сигнал или нет, около 150 ватт из сети. Согласитесь,-очень расточительно. Но такова плата за качество.

Класс B ( он возможен только в двухтактных (PP) усилителях) иной… там эта самая синусоида как бы «сшивается» из двух половинок- один полупериод в один момент времени, потом вторая половинка в другой промежуток.
На примере водопроводного крана это как бы Вы то полностью закрываете его, то максимально и очень быстро открываете. Что происходит…?
…Правильно,- ощущение удара, резкого изменения потока.

Так и со звуком. На больших мощностях (выше 100 ватт, например в «озвучке больших площадей)это не столь заметно, там многое маскируется остаточными процессами ( не буду грузить Читателя теорией), а вот в домашних условиях заметно и даже очень.
Поэтому в быту используется смешанный режим т.н. AB, где схема на мощности до, скажем,3-5 ватт работает в режиме А( ток покоя позволяет), выше- в режиме B.
Тогда вопрос: Зачем этот класс…?
Ответ прост- при большей сложности( во многом кажущейся) и очевидных недостатках в виде ООС и большого числа элементов, у класса AB есть ряд преимуществ: Простота в настройке, автоматическое поддержание параметров, малая зависимость от температурных режимов (Бич класса А!) высокая мощность.
И КПД такого усилителя до 60% ,что ,согласитесь, куда как экономнее.

Усилители Однотактные (SE), особенно ламповые проще в схемотехнике и для сигнала самые «привлекательные», там минимальное число элементов на пути сигнала, а это значит меньше разных «преград», на которых и потери и искажения. Но одно из главных преимуществ SE- отсутствие Общей отрицательной обратной связи (ООС). А она привносит в звук т.н. «интермодуляционные искажения» очень для нас чувствительные, к тому же, сами транзисторные схемы, имеющие очень низкие объективно (инструментально) измеряемые искажения, низкое выходное сопротивление, а значит высокий Демпинг-фактор , страдают одним: У них главный «продукт» искажений- нечётные гармоники и их «спектральный хвост» очень длиннен- вплоть до 9-й и даже выше.
А восприятие нашим ухом нечётных гармоник прямо пропорционально квадрату её номера… Вот и делайте вывод!

У ламповых усилителей на триодах главный уровень нелинейных гармоник- 2-й, т.е. чётный, нашим ухом не воспринимаемый, а «хвост», как правило короткий до 4-й гармоники максимум и к тому же быстро и резко спадающий по уровню.
Именно этим во многом и объясняется качество и естественность звучания однотактников.
Но плата за эту «простоту»- очень высокие требования к каждому элементу ( это к вопросу о приличной цене!), ведь тут нет никаких «корректирующих» уловок. Звук вошёл и вышел, только усиленный, но никак не изменённый ( в теории , конечно…).

ООС (NFBK) была изобретена 100 лет назад Уильямом Блейком( опять в США!) как способ повысить устойчивость усилителя при повышении мощности, за которую уже тогда началась отчаянная борьба и инженеров и маркетологов.
Её суть в том, что при увеличении сигнала на выходе, часть его поступает на вход усилителя, тем самым не позволяя «разогнаться» до опасных значений и войти в режим т.н. «самовозбуждения». Слышали когда-нибудь как при настройке микрофонов на сцене перед концертом аппаратура вдруг начинает «свистеть»? Вот это и есть самовозбуждение вызванное акустической обратной связью, то же происходит и с электрической ООС.
На примитивном примере с водой…:
В бачке унитаза, когда он наполняется до определённого уровня, поплавок перекрывает подачу воды…вода ушла, поплавок открывает кран снова, тем самым балансируя устойчивость системы от переполнения.

Хотя в электронике этот процесс куда сложнее и факторов у него много.

Яростные споры между «Однотактниками « и «Двухтактниками» не утихают много лет. Кто из них прав…, решать вам. А для этого желательно попробовать.


Почему?

Так почему же мощность важное, но не главное в нашем вопросе?
Для того чтобы понять суть качественного воспроизведение музыки я попробую «на пальцах» объяснить основные моменты.
Наш слух имеет интересное свойство, видимо выработанное в результате эволюции:
Мы слышим лучше всего средние частоты, т.е. те, в которых «лежит» наша речь. Самые низкие и самые высокие мы слышим хуже.
Кстати, многие животные имеют как раз обратные «способности»: Собаки слышат даже ультравысокие частоты- до 25 кГц, а многие пресмыкающиеся и водные млекопитающие( дельфины) слышат инфраниз- ниже 20 Гц.
В акустике есть такое понятие : кривые равной громкости, показывающие зависимость нашего восприятия уровней громкости от частоты звука.
Причём чем ниже частота, тем большее усиление она требует для нашего восприятия.
Так вот качество аппаратуры в немалой степени характеризуется тем, что называется «тональный баланс»… это такая «эзотерическая характеристика», спорная, ругаемая «чистыми технарями» и защищаемая «аудиофилами».
Он показывает насколько нейтрально и равно акустика способна доносить до нас весь спектр музыкального сигнала.
Проблема мощности состоит ещё и в том, что аппаратура низкого класса не способна передавать весь спектр сигнала на малой громкости. Ваша техника как будто спит , чтобы её разбудить- надо «дать газу…».
Громче стало звучать…, вроде и всё появилось.

Но это позволительно если Вы живёте в пустыне или в лучшем случае -отдельном доме…
А так… через 5 минут или «швабра в потолок» или ложка по батареям.


Не секрет, что все усилители звучат по-разному, но ещё большая разница в звучании заметна у самого консервативного элемента- акустических систем, в просторечии называемых «колонки».
Одни звучат «картонно», как старинная радиоточка, другие откровенно «гудят», хотя есть любители такого звучания, типичный пример которого советские колонки S-90, и их многочисленные «клоны». Чтобы они «проснулись» нужна мощность, а с ней и громкость, которая иной раз становится совсем не комфортной для слушателя. Орёт… а кайфа нет.
Я называю такой звук- дискотечным. Подобная акустика неспособна передать весь спектр сложной музыки, детализировать отдельные инструменты, различить их нюансы, поймать удовольствие от интересной партии исполнителя.
Но для застолий и «фона» вполне пригодна.
И кому интересно как там с «нижним Си» или «верхним Фа», если на столе холодная водка и горячая закуска…
Наливай…

Соитие

Помните мы упоминали такой термин как Демпинг-фактор?
Так вот он характеризует возможность «сочетания» акустики и усилителя.
Ведь акустика имеет ряд важнейших особенностей, таких как :

Импенданс, это сопротивление акустики сигналу зависящее от его частоты;
Чувствительность…показатель КПД акустики, указывающий какое звуковое давление акустика развивает при подаче нормируемого уровня сигнала на определённом расстоянии от слушателя;
Равномерность частотной характеристики ,показывающая насколько линейно акустика способна передать сигнал из усилителя;
Нелинейные искажения.
Ну и конечно-динамический диапазон, показывающий,- а насколько способна система воспроизводить минимальные и максимальные уровни громкости инструментов без искажений и «выпадения» на крайних точках звукового диапазона.

Особенно это касается самых низких частот- 40-100Гц.. Причём на любой громкости.
Все эти показатели( я перечислил только самые основные) влияют на ту самую «слышимую» мощность, выражаемую уровнем звукового давления.

Чем выше чувствительность акустики, тем меньшая развиваемая мощность требуется от усилителя, тем более близко к реальному звучанию она передаёт на самых малых уровнях громкости.
Для справки: разница в чувствительности акустики равная 3 dB означает увеличение( уменьшение) мощности в ДВА раза. Ну и как?
Поэтому для усилителей однотактных, с их малой мощностью, рекомендуется акустика не ниже чем 90 dB.Для сравнения -чувствительность упоминаемых S-90 была 86 dB-цифры говорят сами за себя.

Конечно «почти идеально» подобрать два важных элемента- усилитель и акустика сложно, но ещё сложнее, когда начинается «копание» в стремлении улучшить звук, приводящее иной раз и к полному разочарованию и к неуместным тратам…
Это напоминает прогрессирующую болезнь.
Невозможно улучшить , правильнее сказать: настроить звук так, чтобы он как можно ближе передавал живое звучание, только чем-то одним…
Поменял колонки, а лучше не стало, тогда поменял усилитель… тоже что-то не то.
В ход идут кабели которыми эти два отдельных элемента соединены.
Потом меняется кабель питания от сети…
Могу уверить, что и он влияет на звук, сам слышал как он меняется. Но ЭТО слышно только на аппаратуре самого высокого класса ( и цены!).
Горизонт убегает…
И это мы ещё не коснулись источников: Проигрывателей CD,DVD,винила… их соединений с усилительным трактом. Там тоже не всё просто и очень не дёшево.
Так стоит ли создавать иллюзию, вернее заменять одну иллюзию более дорогой?
Может купить «смартфон», «закачать» туда кучу музыки и слушать как есть?
Этот вопрос каждый может задать себе сам… и сам ответить.
Но большинство из тех, кого я знаю, услышав действительно великолепный, близкий к реальному, звук, пробуют ( согласно размерам своего кармана) максимально прикоснуться к…

В конце концов, кто как не вы лучше знаете что вам больше подходит и на что вы можете рассчитывать.
НО помните одно: Чудес не бывает… бывают только фокусы, а они не всегда удаются.

Надеюсь , что я сумел (как смог просто) объяснить Читателю суть того, что мы слышим и почему. Некоторое изобилие технических выкладок и цифр может и трудно для понимания, но необходимо, чтобы разобраться в сути происходящих процессов.
Я и так постарался изложить всё как можно доступнее.
Теперь перейдём к выводам и практическим решениям.

О приличиях

Приличная аппаратура имеет и приличные цены… даже до неприличия приличные.
Для человека решившего «приобщиться» следует усвоить простое правило:
Невозможно всё решить одним элементом- купить «крутые колонки» или усилитель…, а остальное как получится.
Это дурная трата денег.
Надо смотреть всё в комплексе:
Источник- межблочные соединения-усилитель- акустические шнуры –акустика.
Если они не одного класса , то вы просто не услышите все возможности, а вид «дорого-богато» не имеет смысла, не тот случай.
Тем кто сумел собрать определённые средства , чтобы купить сносный аппарат нужно начинать со связки Акустика- Усилитель, причём начинать с акустики, а уже под неё подбирать усиление и , что важно, соединительные кабели.
В качестве личного опыта скажу:
Если у вас есть средства на достойные «бюджетные» модели ( это от 500 до 1500$ за элемент… новый, из магазина), то присматривайтесь к тем фирмам, которые выпускают и очень дорогую аппаратуру, они ,как правило, держат марку и в «младших» сериях не делают откровенной халтуры.
Не обязательно смотреть на громкие имена и мелькающую рекламу.
Почитайте и сравните разные источники, хотя и там сегодня правит маркетинг и надувательство, прикрытое наукообразными рассуждениями!
То что Вы увидите «не замыленные» названия аппаратуры, не означает что она негодная. Просто её производители не выпускают изделия миллионными тиражами лишь меняя внешний вид в угоду моде, поэтому финансовые аппетиты скромнее и денег на рекламу немного. Но есть многолетняя репутация и (как следствие малосерийности) конечно довольно высокая цена. Но уж поверьте оно этого стоит.
Поройтесь на рынке «б/у» особенно зарубежном, там встречаются очень достойные аппараты выпущенные и 20 лет назад, но не потерявшие своих качеств. А цена там будет куда ниже.

Увы, но сегодня всё чаще встречаются «одноразовые модели»… это общая беда от джинсов и кроссовок, до авто и жилья. Делают чтобы продать, а там- трава не расти!
Поэтому не гнушайтесь аппаратами прежних лет выпуска, они во многом «переиграют» современные. Хотя тут тоже присутствует лотерея и важна порядочность продавца.

Решите для себя: для чего вы покупаете, если только для музыки… забудьте про слово Ресивер. Он однозначно проиграет по качеству звука стереоусилителю равной ценовой категории. Ресиверы оставьте для кино! Равно как и сабвуферы, разные «саундбары» и прочие новомодные девайсы.
Особенно это касается т.н. «беспроводного подключения».
Не стану утомлять объяснениями , скажу лишь одно:
Любое «беспроводное», означает перевод сигнала в «цифру», его обработку, причём со значительными потерями в качестве.

Хорошая техника достаточно консервативна , имеет сбалансированный тональный баланс и не нуждается ни в чём кроме усиления сигнала.
Не стремитесь купить аппарат с разными «прибамбасами», чем их больше , тем сложнее звуку «пробиться» к выходу. Куча ручек и кнопок не преимущество.
Качественные, действительно достойные аппараты, вообще не имеют ни регулировок тембров ( или они отключаемы) , ни тем более разных «супербасов».
Есть железное правило:
Вы должны слышать музыку так, как записала её студия.
Там профессионалы и они обо всём подумали.
Если вам «мало высоких или низких», хочется «добавить громкости», чтобы они появились…если известное Вам музыкальное произведение вас стало утомлять уже через 10-15 минут…, то дело плохо.
Значит либо у вас что-то со слухом, либо аппаратура негодная, что скорее всего.


Не всё так страшно и с помещением, почитайте ,покопайтесь , в конце концов есть же опытные практики, они подскажут. И можно что-то приемлемое получить для размещения вашей мечты не вызывая гнев родни и склоки соседей.
Увы, но наша жизнь состоит из компромиссов, главное чтобы они не переходили грань добра и зла.

Поэтому делаем выводы и принимаем очерёдность:
Помещение-акустика- кабели и усилитель.
А потом, для начала попробуйте в качестве источника сигнала подключить «смартфон» с его mp3… и тут же подумать: чёрт, а ведь совсем не звучит…

Вместо эпилога

Многие , прочитав эту статью, могут возмутиться:
Это же каков циничный негодяй, у кого-то денег на хлеб не хватает, а он про Музыкальные комнаты и аппараты стоимостью в годовую зарплату ( из расчёта папяццот…).

Возможно такая оценка будет верной, но в конце концов, кто-то покупает за 5 тыс.$ откровенную рухлядь на колёсах, которая ржавеет , требует ремонта и обслуживания чем дальше тем больше…
А кому-то на фиг это надо и ему интереснее сесть в кресло и ,отключившись от будничных проблем, услышать не очередной гнусный бред с телеэкрана , а то, что захватывает, увлекает и ведёт за собой тот мир, где нет места мелким пакостникам и дешёвым фиглярам.

Ну а что же у автора, который так лихо «раздаёт советы»:

Проигрыватель виниловых пластинок Luxor(Швеция, 1980 г) с головкой «Ortofon FF15”
Предварительный ламповый усилитель-корректор «Vinilium Phono pre.»*
Усилитель ламповый «TANTUM 300B» SE*
Акустика фронтальная TANNOY M4
Кабели акустические Monitor Cobra 4 mm/00
Кабели межблочные CHORD Siren

Кинотеатральный комплект:
Ресивер ONKYO TX-DS 575, старичок, приобретённый мной ещё в 2000 г., который по качеству звука даст фору многим современным( но однозначно проигрывает моему ламповому!!!).
Источник сигнала- проигрыватель CD-SACD-DVD Pioneer DV 686A
Тыловые колонки TANNOY R1 Revolution
Акустика центрального канала TANNOY MC1
Сабвуфер VA SUB-100*
Межблочные кабели MONSTER AA, PROFIGOLD coaxsial,PEARL Component.

* Авторские изделия

Вот, вполне бюджетный, отнюдь не «мегатонный», комплект, который вполне может потянуть наш "среднестатистический гражданин".
Но он позволяет приблизится к пониманию и наслаждению хорошим звуком.

Наступило время когда нам оставили только один выбор: молчать, или врать. Но ведь есть возможность слушать … и не то что тебе несут в уши подонки всех мастей и рангов, а музыку…вечную, мудрую и добрую.
Поделиться:

Читайте также:

  • Танцоры браво!
    Танцоры браво!

    Когда к вам приезжают гости из далекой страны, всегда очень хочется показать интересные места в городе, как то развлечь и удивить их. А если это маленькие гости, всегда вдвойне тяжелее). В один из ...

  • Ищу работу
    Ищу работу

    В поиске работы все средства (сайты) хороши. Я, Катя Горик, ищу работу. Сферы моей компетенции: трудовое законодательство, журналистика, проектная деятельность, нетворкинг, благотворительнос...

  • Выразительное молчание
    Выразительное молчание

    Думая над этой статьёй, я долго пытался найти соответствующий музыкальный материал, чтобы заполнить графу «Звучит музыка». Перебирая свою коллекцию наткнулся на альбом группы Creedence Clearwater R...

  • Сороковая
    Сороковая

    С этим БПС-Сбербанком всегда какие-то проблемы были. фото из Яндекс.карты То карточка задубеет после техобслуживания счетов, то связи с банком нет, то интернет-банкинг ляжет, а то и кто-то из ра...

Комментарии (11)
Андрей Ковалевич # 3 мая 2021 в 17:19
+19 + -
+19 / 0
Наступило время когда нам оставили только один выбор: молчать, или врать.

в точку! И повезло тем у кого из выбора есть функция "молчать"

Виталий Закржевский # 3 мая 2021 в 17:39
+17 + -
+17 / 0

Андрей,а это двухполюсный переключатель:
В одну сторону щёлкнул - молчишь...
Щёлкнул в другую,- уже врёшь.
Среднего положения не предусмотрено.

Андрей Ковалевич # 3 мая 2021 в 18:50
+13 + -
+13 / 0

Вероятно, когда он ломается - начинаешь правду говорить на высокой громкости?

ИгорьХ # 3 мая 2021 в 20:22
+10 + -
+11 / -1

Продаете?

Виталий Закржевский # 3 мая 2021 в 21:37
+10 + -
+10 / 0

ИгорьХ, самому нужен...

Old Boy # 4 мая 2021 в 20:53
+21 + -
+21 / 0

С интересом все прочитал. Очень "вкусно" написано, даже себе захотелось. Но есть ненулевая вероятность, что потратив деньги на такую аппаратуру, лично я буду напоминать героя популярного фильма, который заказал в ресторане дефлопе, "которого, судя по цене, в мире очень мало" и потом пытается найти за такие деньги какой-то особо изысканный вкус. И, что интересно, находит! biggrin

Виталий Закржевский # 4 мая 2021 в 21:06
+20 + -
+20 / 0

Old Boy,дело в том, что я стараюсь писать настолько объективно, насколько это может позволить личное пристрастие.
Я не маркетолог, тем более не коммерсант на почве звука,И мне ничего не надо ни доказывать, ни рекламировать.
А статейку написал специально на ту "отвлечённую тему", которая мне греет душу всю жизнь.
В наши "дни окаянные", когда ты сам вынужден проводить ту "красную черту" которая отсекает зачастую тех, с кем раньше мог общаться,чтобы не изгадиться самому... музыка даёт душевное равновесие.

Да, пока сам не послушаешь, не попробуешь... не поймёшь.

И речь тут шла не о "таких деньгах"... бюджет всей темы я примерно назвал- стоимость 6-7 летнего "ржавого ведра с болтами" среднего класса.
К тому же я собираю технику много лет, не всё сразу.

А "такие деньги" начинаются в этом деле уже с другого количества "нулей"!

Old Boy # 4 мая 2021 в 22:31
+22 + -
+22 / 0

Да я не про деньги. Я про своё понимание, за что их платить. Вы понимаете и способны оценить. А я-не факт.
Пример: стреляли мы с приятелем, у меня Беретта за 2000 евро, а у него за 7500 евро. Я умом понимал, что его Беретта лучше моей, но на своём уровне я эту "лучшесть" ощутить не мог. Я и свою Беретту не перерос как стрелок. А значит, мне не надо было что-то круче.

Виталий Закржевский # 5 мая 2021 в 07:36
+21 + -
+21 / 0

Old Boy,несомненно...
Ведь я с чего и начал описание...именно с эмоций.
Поэтому надо вообще попробовать найти максимально возможную по качеству аппаратуру(у друзей, в магазине, где есть т.н. "комнаты прослушивания"), послушать несколько разных жанров и решить... а надо ли?
И тогда потихоньку "спускаться" вниз до приемлемого результата: деньги- качество... или наоборот.
По возможностям.

Uladzimir Rybak # 7 мая 2021 в 11:57
+14 + -
+14 / 0

Виталий, кое с чем не соглашусь, особенно с этим. Вот, вполне бюджетный, отнюдь не «мегатонный», комплект, который вполне может потянуть наш "среднестатистический гражданин". Комплект Вашего оборудования будет очевидно стоить как вполне приличный б/у автомобиль..явно больше, чем пару среднемесячных наших зарплат. И еще очень интересно, что Вы на нем слушаете, какую музыку?

Виталий Закржевский # 7 мая 2021 в 16:49
+17 + -
+17 / 0

Uladzimir Rybak, Джентльмены о деньгах не говорят... и тем не менее,тут Вы правы... "немегатонный" комплект стоит как приличный Б/У автомобиль.
НО... кроме дензнаков в Авторские работы вложены несколько сот часов моего труда.
И тут самое главное чтобы получить самое возможное из возможных качество.

Музыку слушаю разную: классику, хороший джаз(Traditional), рок, ...само собой. В основном англоязычную музыку.
Винил, CD,SACD.
Сейчас модернизирую свой "Бобинник" купленный в 1984 году.
Катушки правда стоят денег...10" катушка без записи(NAB-1100 метров) от Ampex или LPR примерно 7-12, если считать в "модных " сегодня "базовых".
А если взять оригинальную студийную запись на ленту( 38-я скорость),т.н. "Мастер-лента" то там сумма за катушку 10" возрастает уже до "среднемесячной зарплаты" в РБ.
Поэтому всё относительно!

Да, и с Днём радио всех причастных!!!

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.