Строительство нового въезда в Брестскую крепость: головотяпство или вандализм?

Настало время публично определить свою позицию к тому, что сейчас происходит с крепостью Брест-Литовск, дабы избежать разнотолков про наш проект "Брест 2019" и мою роль в нем. Здесь изложена моя сугубо личная экспертная точка зрения с элементами здорового стеба.
Как известно, задолго до рождения проекта "Брест 2019" и нашего появления в городе на Буге было публично заявлено несколько проектных градостроительных инициатив разного уровня бестолковости и одного уровня визуализации. А визуализация в наше время клиповой культуры дело не хитрое и хитрое одновременно. При отсутствии разумной альтернативы она воспринимается как команда к действию, ну почти как у собаки Павлова. Никто тогда серьезно эти инициативы не воспринял, ограничившись легкой критикой в Инете, ибо строительство каких-то развлекательных учреждений и кардинальное изменение исторического ландшафта Брестской крепости казалось святотатством. Тем не менее собака лает, а поезд идет и последние события являются тому подтверждением.
В прошлом месяце, пока мы были заняты разработкой мастер-планов развития Бреста, общественность неожиданно заметила засыпанный ров III равелина Кобринского укрепления. Как оказалось, началась "пробивка" нового въезда в крепость в продолжение улицы Гоголя. К степени гениальности подобного решения мы вернемся чуть позже, а пока несколько ссылок на публикации в СМИ: достаточно подробная статья в Вечернем Бресте и материал на телеканале CTV (смотреть с 2:40). Сейчас работы временно остановлены до получения согласования с Минкультом РБ.
Вот мое видение цепочки событий, а точнее цепочки градостроительных просчетов и ошибок в целеполагании, которые привели к проектированию нового въезда в крепость.
1. Проектирование и строительство так называемого западного обвода Бреста (завершение строительства первой очереди с мостом через Мухавец в 2013 году) является весьма спорным решением. Призванный разгрузить город от транзитного большегрузного транспорта следующего с северного погранперехода в Украину и обратно западный обвод окончательно отсекает крепость от города и превращает ее в богом забытый пустырь на окраине. Более того, ради 20 фур в день, которые свободно могут объехать город по восточному обводу, затевать такое строительство не уместно, я уже не говорю о том, что водно-болотным угодьям в пойме Мухавца с краснокнижной черной цаплей нанесен значительный ущерб. Казалось бы куда как более полезным для городской инфраструктуры было бы создание перехода через Муховец в створе центральной магистрали города улице Ленина (в этом месте была переправа еще до революции), но это простейшее и лежащее на поверхности решение по каким-то неведомым причинам было отвергнуто. В результате в непосредственной близости от крепости мы получили вот такой вариант.
Как мы видим на примере визуализации, западный обвод отсекает перспективу с проспекта Машерова на входную группу "Звезда" мемориала (на картинке съезд с моста искусственно занижен, да и сам мост почему-то странно низко сидит окончательно закрывая тему возобновления судоходства по Мухавцу), а самое главное отсекает проезд на автостоянку для туристических автобусов (на картинке квадратная площадь за шоссе).
Можно по разному относится к мемориалу "Брестская крепость-герой", но однозначно это одно из лучших архитектурных решений 70-х годов по увековечиванию памяти погибших в Великую Отечественную войну. Все здесь было продумано до мелочей. В том числе и пробивка нового в хода в крепость с организацией входного портала ввиде "Звезды", и длинная церемониальная аллея идущая от парковки в Цитадель, выполняющая не только коммуникативную, а скорее эмоционально-психологическую роль, подготовливая туриста к встрече с Вечным огнем, братской могилой и музеем обороны Брестской крепости.
Все это архитектурно-пространственное решение не дрогнув перечеркнула рука архитектора сегодняшнего. И вот уже главный вход в мемориал оказывается отсечен магистралью и выносится на задворки не только города, но и истории, как и сама память о Великой Отечественной войне. Скажите, кому будет интересно это пустое пространство за дорогой без возможности оставить там свой автомобиль или автобус? Это пространство так же будет не интересно и простому пешеходу. Путь от парковки до Вечного огня в прошлом составлял 860 метров (+ 100 метровая парковка), что уже очень много для простого туриста прибывшего на трехчасовую экскурсию и только в составе экскурсионной группы можно осилить это пространство настраиваясь на тяжелую тему первых дней войны. Впечатление усиливает звуковое сопровождение у "Звезды". Повторюсь, в связке парковка, "Звезда", Вечный огонь, мемориал - церемониальный вход в крепость протяженностью 860 метров вполне уместен. При отсутствии подъезда к его началу он теряет всякий смысл и превращается в пустырь. Кто отвадится пройти лишние 500 метров вдоль автомагистрали чтобы выйти "в точку старта" экскурсии?
Как из данной ситуации выходит брестский "архитектурный гений"? Он предлагает пробить новый вход в крепость. Но что дозволено Юпитеру не дозволено быку. Повторить действительно по хорошему гениальное решение группы архитекторов и скульпторов 70-х не возможно. Можно только его испортить. Не буду акцентировать внимание на составе творческой группы проектировщиков мемориала в 70-е под руководством А.Кибальникова, но найти столь оригинальные пространственные решения она смогла только благодаря высокой квалификации, чувству меры, пространственному видению, вкусу, опыту и идеологии, если хотите. Эти навыки, к сожалению, современными архитекторами утрачены равно как и идеологическая составляющая их деятельности уступившая место экономическому расчету, работе под заказ и ремесленничеству.
2. Теперь вернемся к нашей теме нового въезда в крепость. Как видно из схемы новый главный въезд будет являться продолжением улицы Гоголя. В правом нижнем углу видно строительство мостового перехода через Мухавец и пока еще действующая парковка в начале церемониального входа в крепость через "Звезду". И тут видна первая несуразность. Улица Гоголя и проспект Машерова образуют с Западным обходом по ул.Зубачева два перекрестка на расстоянии в 260 метров друг от друга. Это будут два регулируемых светофорами перекрестка. Не находите что это слишком для объездной магистрали? А спуск с моста через Мухавец к перекрестку с проспектом Машерова в гололед способен превратить любую фуру в убийцу туристических автобусов.

Куда же предполагается поместить парковку для туристических автобусов и индивидуальных авто? А вот куда - в III равелин Кобринского укрепления. По мысли проектировщика туристические автобусы прорвавшись через заторы из фур должны въезжать в равелин по новому мосту и парковаться там. Затем туристы должны пересаживаться на взятые в прокат велосипеды и сигвеи (!) и разъезжаться по крепости проникая в нее через "воссозданные" восточные ворота. Как видно о возвращении в точку старта на месте действующей парковки речи не идет, тем самым церемониальный вход и "Звезда" полностью исключаются из маршрута. Особенно умилила меня идея авторов о сигвеях (этакая визуализированная мечта). Зная российскую и белорусскую действительность я даже могу предположить что с десяток сигвеев все-таки будет приобретено (это на 355 тыс. посетителей в год), но уж точно никто не позаботится о запасных батареях к ним и они в лучшем случае будут спрятаны для образцово показательных экскурсий, а в худшем превратятся в никому не нужную груду хлама. Денег у мемориала на новые батареи точно не будет, как нет их даже на простые батарейки к паре фонариков для экскурсий на V форту. Да и дороги под сигвеи еще не скоро появятся.

Теперь о восточных воротах Кобринского укрепления. История их такова. В 1944 году после освобождения Бреста при их разминировании погибла группа саперов. После чудовищного взрыва на месте ворот образовалась гигантская воронка, которая со временем заполнилась водой и в ней завелись караси. Сейчас там плавает мусор и этот объект известен только немногим посвященным. С моей точки зрения восстановление восточных ворот это достаточно вредная идея окончательно стирающая память о погибших саперах строительством очередного мало имеющего отношение к крепости новодела. Гораздо разумнее было бы эту воронку превратить в облагороженный пруд памяти погибших саперов чем в очередной въезд.
Аэрофото декабря 1944 года,воронка на месте свежего подрыва ворот:

Но тут возникает еще одна странность.
Вот что пояснил корреспонденту Вечернего Бреста заместитель начальника СУ-158 стройтреста № 8 (генподрядчик на работы по строительству западного обхода Бреста Александр Герасимович:
– Первая очередь Западного обхода включает строительство моста через обводной канал (крепостной ров, прим. мой) для въезда грузового транспорта на территорию крепости. Потому что въезд через Северные ворота планируется закрыть: он выработал свой ресурс (!!!). А в крепость ездит уборочная техника, транспортные средства «Брестреставрации», есть своя хозяйственная часть… К тому же раньше, по моим сведениям, в этом месте также был въезд в крепость. Еще на стадии проектирования Западного обхода строительство этого небольшого моста согласовано с Министерством культуры. Вначале необходимо забить сваи (мост будет на две опоры). С этой целью временно перекрыли насыпью канал. Когда опоры будут готовы, ров восстановим в прежнем виде. Такое решение принято проектировщиком (генеральный проектировщик на объекте – «Брестпроект»). Объем работ небольшой, поэтому к концу первого полугодия строительство моста наш субподрядчик – «Мостоотряд» № 58 – завершит.
Тут что ни слово то не правда.
Для въезда в крепость технического транспорта и ввоза любых негабаритных грузов есть специальный въезд в западной части Кобринского укрепления. На схеме он показан как технический. По нему в крепость можно ввести все что угодно, не так давно там въезжал понтонный парк и вся строительная техника для строительства моста на Тереспольский остров. Каким образом причудливо сочетается въезд на туристическую парковку с техническим въездом для меня загадка равно как и логическая связь между строительством въезда в крепость (читай забота Александра Герасименко о проезде уборочной техники мемориала) и строительством Западного обхода. Уж лучше бы он переживал о том что его детище полностью перекрывает главный мемориальный вход в крепость.
Закрытие въезда через Северные ворота (главный исторический въезд) тоже славная и нечем не оправданная нелепица. Если ворота выработали свой ресурс, то продлите его за те государственные средства которые буквально зарываете в землю. По поводу старого въезда в этом месте в крепость - тоже ничем не прикрытая ложь. Въезд ранее был в III редюит "от "Звезды" и это известно любому мало-мальски грамотному жителю Бреста (см. схему с показанным историческим мостом через ров). "Строительство согласовано с Министерством культуры". Лично я очень сомневаюсь, что такое согласование имеет место быть. Строительство ничем не оправданного нового въезда и моста в охранной зоне крепости и на ее территории Министерство культуры согласовать не может находясь в здравом уме и твердой памяти. А если это произошло, то тут уже вопросы к Министреству культуры. Как мы сейчас видим, если строительство Западного обхода пока еще не нанесло прямой ущерб сооружениям крепости Брест-Литовск (кроме засыпки рва), то прямой и невосполнимый ущерб Мемориалу "Брестская крепость-герой" уже нанесен, т.к. в результате ввода в эксплуатацию перекрестка Западный обвод - проспект Машерова, Мемориал теряет парковку и возможность парадного входа в крепость через "Звезду".
По сути строители стройтреста № 8 плюнули в лицо не только создателям мемориала, но и ветеранам и всем тем для кого свята земля Брестской крепости, тем, кто каждый год 22 июня со всех концов бывшего СССР съезжается в Брест, чтобы войти через "Звезду" в крепость, пройдя по плитам этот без малого километр, и возложить цветы к Вечному огню в память о защитниках Брестской крепости.
Далее в статье Вечернего Бреста приводятся еще цитаты различных должностных лиц о том, что «других вариантов въезда в крепость обслуживающего транспорта просто нет", "Северные ворота также будут открыты только для пешеходов», "там, где предполагается возведение моста, изначально, еще в период строительства крепости, был проезд (не случайно в этом месте образовался разрыв валов)". Но мы то с вами уже знаем, что технический въезд неограниченной пропускной способности (и это еще без учета Северных и Северо-Западных ворот) есть, проезда в разрыве валов III равелина в месте планируемого моста никогда не было (этот разрыв обеспечивал сектор обстрела), а делать пешеходный вход в крепость через Северные ворота это уже безумие второго порядка.
Подводя итог можно сказать, что все комментарии должностных лиц по поводу строительства въезда носят крайне противоречивый и не логичный характер. Устройства нового технического въезда в крепость по столь извилистому и узкому пути конечно возможно, но как это будет сочетаться с парковкой для туристов и движением на сигвеях и велосипедах не известно. Почему-то все страдают массовыми провалами в памяти об уже существующих въездах разной степени пропускной способности. Слушая всю эту галиматью становится понятным, что это лишь поиск каких-то жалких оправданий странному проекту нового въезда в крепость, прокрадывающегося еще и в нарушение памятникоохранного законодательства, единственным негласным принципом которого является презумпция сохранения объекта культурного наследия или "не навреди". И цель строительства этого въезда не может быть чисто техническая или для парковки туристов, цель может быть только одна - завести улицу Гоголя в крепость со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда то, что я воспринимаю как цепочку градостроительных просчетов удивительным образом превращается в хорошо спланированную цепочку действий по уничтожению крепости Брест-Литовск и не исключено что на первый взгляд безобидное строительство непонятного мостика через крепостной ров превратится в срытие крепостного вала для вхождения в крепость городской магистрали.
Ну и в довершении всего я так и не понял, что будет с главной парковкой у Мемориала. Как я показал выше загонять ее в III редюит бессмысленно. Торчащий на визуализации уголок некой парковки с учетом имеющейся площади будет существенно меньше старой, а маршрут следования до Вечного огня удлинится еще на 200 метров и достигнет рекордного километра. Казалось бы во всем проектировочном хаосе можно подобрать более рациональное размещение парковки, например, на территории "Облкинофонда" или у туалета, но об этом похоже никто не думал или думать про это никому не надо по причине других целей проектирования.
Ниже несколько фотографий ситуации у временно остановленного строительства моста через ров в продолжение улицы Гоголя. Фото сделаны 5 марта сего года.
Вид на стройплощадку с востока.

Вид на стройплощадку с Юго-Востока, слева виден разрыв в валах. Это не старый въезд, как считают архитекторы и строители, а специально сделанный разрыв для обеспечения флангового сектора обстрела:

Вид с Северо-Запада на пересыпь. На дальнем плане "Облкинофонд":

Вид с пересыпанного участка рва на север. Виден незаконно(!) возведимый в охранной зоне крепости дом повышенной этажности по ул. Зубачева:

Содранный дерн с откоса рва. Зачем кому-то понадобился этот вандализм?

Мне кажется этих людей близко к строительным работам нельзя подпускать, а не то, что к работам на территории памятника истории и культуры.


Какой-то круглый металлический артефакт

Виден срез культурного слоя:

Вид на место будущего моста с Северо-Востока. Справа разрыв в валах по которому должен пройти новый въезд в крепость:

Вид на незаконную стройку по ул.Зубачева:

Техника готова к бою. Пару недель назад к ней добавился еще один агрегат, так что все разговоры о том что стройка остановлена это только разговоры:

Пикеты. Где-то здесь строителями было срублено дерево. Странно не правда ли, я вот уже третий месяц жду разрешения на вырубку кустарников рядом с объектами Брестской крепости. А тут вот так вот запросто без согласование с Минкультом начинаются работы, да еще и целое дерево спилили!

И вот эта замечательная сосна обречена на уничтожение. Как раз по ней улица Гоголя продет в крепость. Если мы конечно не остановим безумную стройку.

Соседнее кафе восточной кухни пойдет под снос к неудовольствию хозяев:

Вид на улицу Гоголя. Эти ели так же будут снесены в случае строительства нового въезда в крепость:

Читайте также:
-
Ошибки на плитах Мемориального комплекса
Исторические ошибки Строгие гранитные плиты мемориала… Думаю, почти каждый посетитель мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» хоть раз проходил вдоль ровных рядов памятных плит, под к...
-
Грамматические ошибки на плитах Мемориального комплекса "Брестская крепость - герой"
«Грамматические» ошибки Если указанные в первой части статьи ошибки можно отнести к глобальным в историческом плане, то приведенные ниже данные в сравнении скорее из разряда «грамматических». Од...
-
Улица Николая Радивилла Черного
Мы застряли на середине прошлого столетия. Время остановилось и не пытается покинуть тот промежуток времени. Да мы множимся в лицах и делах, но в мыслях почему-то все там же. Для нас 1000 лет оказа...
-
Эпопея с памятником Рокоссовскому в Бресте…
Эпопея с памятником Рокоссовскому в Бресте… Прежде всего в это непростое коронавирусное время поздравляю всех уважаемых Читателей с прошедшим самым Главным Народным Праздником – 75-летием Великой ...