Узкоколейка,"трамвайчик" польских часув". Узкоколейная железная дорога, соединяющая город и крепость, была важным элементом в жизни солдат и жителей закрытого гарнизона Брестской крепости в польский период. Существование стабильно функционирующей ветки в межвоенный период давало возможность относительно быстрого переезда в неблизкую (более двух километров) от города крепость. Особо ценилась узкоколейка местными жителями ,выбиравшимися в город чтобы
сделать крупные покупки, и подростками,посещающих образовательные заведенияя в городе.
Историю её возникновения стоит связывать с деятельностью 9 полка сапёров польской армии,который после окончания польско-большевистской войны 1920 года был размещён в крепости на центральном острове для ремонта казарм.
После первоначальной реставрации и приспособления казарм,расположенных в северной части острова, под свои нужды , саперы приступили к реализации ряда планов, которые были разработаны, чтобы облегчить жизнь для растущего военного сообщества . Среди прочего, они включали: PSS магазин «Вместе», расширение учебных заведений, в том числе Центра подготовки водных видов спорта на правой рукаве реки Мухавец до реки Буг,организация нескольких спортивных клубов,а в последующие годы строительство гребной гавани на берегу реки Буг в районе Тереспольских ворот(сапёрная пристань) и ряд других проектов.
Сапёрная пристань

На первом этапе, в 1923-24 годах, в дополнение к строительству и реконструкцмм казарм в сотрудничестве с командой строителей OK IX осуществляется так же постройка магазина и строительство узкоколейной железной дороги соединяющей город и крепость. Это был беспрецедентный,не поддерживаемый финансами, проект, Не хватало практически всего. Но решающим фактором стало участие персонала и солдат девятого Сапёрного полка. Пользуясь тем, что в крепости была разветвленная сеть железных дорог для функционирования различных укреплений и складов,неиспользуемые участки узкоколейки были разобраны и использованы для строительства "городской" ветки. Параллельно проводился ремонт и модернизация систем управления,а также восстановление локомотивов и постройка пассажирских вагонов .Очень важно было правильно рассчитать будущий маршрут. После тщательного анализа технических возможностей, а также с учетом будущих потребностей , было решено заложить маршрут с конечной остановкой в районе пересечения улиц 3 мая и унии Любельскей. В последствии, в первой половине тридцатых годов в связи с модернизацией улицы унии Любельскей, маршрут был сокращен до пересечения с улицей Костюшко (недалеко от театра "Рассвет"). На заключительном этапе модернизации, маршрут был вновь сокращен и оканчивался в непосредственной близости (около 150 м)от пересечения улиц уния Любельска и Ягеллонской , прямо за женской средней школой "Macierz Szkolna". В связи с этим,по воспоминаниям старожилов,ученики не доезжали до остановки ,а покидали ,притормаживающий в этом месте состав,на "ходу". Выходя с унии Любельской железнодорожный путь спускался к реке и по правому берегу Муховца вёл к крепости (около двух километров).Далее пройдя оконцовкиу валов крепости на Северном острове железнодорожная коллея шла вдоль русла реки и уходила по берегу правого рукава до казематов Артилерийской батареи. На конечной точке маршрута в самой крепости находился мини-рынок,мясной павильон,мастерская сапожника, киоск канцтоваров,газетный киоск и кондитерская лавка именуемая в народе "Киоск Жака"(или "Студенческий киоск").
Стоит отметить, несмотря на слухи , фактом является то , что из-за высоты подвижного состава (локомотива и двух вагонов) поезда не входили в область Цитадели через любые из существующих ворот. Хотя части путей видны на старых фотографиях через Трёхарочные ворота, но эти остатки старой крепостной очереди, которая отслеживалась до демонтажа, на центральный остров вдоль кольцевых казарм к казарме 6 батальона саперов и продолжалась до Тереспольских ворот. Описанный участок по окончании Первой мировой войны не эсплуатировался.
Узкоколейка в Трёхарочных воротах Цитадели:
Важным дополнением к истории узкоколейной железной дороги была ветка от конечной остановки возле "Киоска Жака", в сторону Северных ворот (без пересечения дороги, ведущих к ним), который достигала так называемого «Депо» , где после ремонта помещений под нужды железнодорожников проводилось периодическое техническое обслуживание подвижного состава ,и там же поезд парковался на ночь. Обслуживали железную дорогу пара механиков,два машиниста и два кондуктора.Фамилии кондукторов история сохранила - Чапски(Czapski) и Русинек(Rusinek). Несмотря на шалости молодёжи порой довольно небезапасные(такие как задымление вагонов с помощью киноплёнки или подкладывание петард на рельсы),кондуктора снисходительно относились к выходкам,поскольку многих знали лично. Силуэты железнодорожников узкоколейки в форменной одежде, которая подчёркивала их служебное положение ,навсегда останутся в памяти о бывших жителях крепости.